0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребёнок врет и обманывает

Ребёнок врет и обманывает. Что делать?

Многие родители сталкиваются с тем, что ребёнок говорит неправду – врет и обманывает.
Как правило, реакция родителей на такое поведение – это поругать, пристыдить, наказать ребёнка.

Но как только вы начнёте понимать, почему ваш ребёнок врет и обманывает, тогда вы сможете помочь ему изменить своё поведение и стать более честным. Ключевое слово здесь – «помочь». Не заставить, не вынудить, а именно помочь ребёнку не врать и обманывать, а рассказать вам правду.

Ложь как способ адаптации к социуму

Осуждая детей за клевету, мы, взрослые, забываем о собственном поведении. Даже в самом благопристойном обществе не найдется праведника, раз в день не совершившего постыдное с точки зрения морали действие. Почему? Ложь различных форм прочно укоренилась в сознании каждого человека и стала неотъемлемой слагаемой общения. Лесть, умалчивание, преувеличение, искажение фактов, клевета являются способами адаптации индивида к условиям отдельной социальной группы.

Согласитесь, невыносимо разговаривать с оппонентом, режущим правду-матку везде при любой возможности. Если вы хорошо воспитаны, прекрасно понимаете, где можно умолчать, преуменьшить или наоборот приукрасить. Такие манипуляции облегчают диалог, сглаживают острые углы, обеспечивают уровень комфорта и личной безопасности. Иными словами, помогают нам выживать.

Среднестатистический житель планеты врет до 4 раз за день. Что говорить о детишках, которые только постигают правила игры под названием «жизнь»? Поэтому, давайте отложим в сторону осуждения и углубимся в ситуацию с точки зрения психологии.

Почему дети обманывают родителей

  • В первые годы жизни у детей сильно развито магическое мышление. Они действительно верят в вымышленных друзей, зубную фею, Деда Мороза и супермена. И когда ребенок говорит о таких вещах, он не обманывает, а искренне в них верит. Наша задача — постараться научить ребенка разделять реальность и вымышленный мир.
  • Попытка отменить проблему. Например, в случаях, когда на вопрос: «Ты чистил зубы/вымыл руки,» — ребенок хитрит и говорит «да». До школьного возраста, а иногда и до 7 лет, дети могут считать, что если сказать «да», то зубы будут почищены и проблема таким образом исчерпана. Маленькие дети, если не хотят брать на себя ответственность, искренне верят, что такой способ решения проблемы работает.
  • Привлечь внимание взрослых. Часто дети приукрашают действительность или сгущают краски, когда начинают ходить в детский сад. Они используют этот способ, чтобы увидеть реакцию взрослых и задержать внимание на себе подольше. Согласитесь, как только ваш ребенок произносит: «А сегодня Марья Ивановна…» — вы тут же начинаете его слушать с двойным интересом.
  • Ребенок сталкивается с проблемой, которую не может решить сам, и прибегает ко лжи. При этом ему важно мнение сверстников. Это ложь-преувеличение или приукрашивание. Чаще бывает у детей после 10 лет. Ребенок лжет, чтобы быть принятым в социуме, в среде друзей, одноклассников.
  • Страх наказания или реакции родителей. Это самая распространенная причина вранья. Например, ребенок разбил кружку и думает: «Если мама увидит, то накажет или будет кричать… Поэтому я лучше спрячу осколки, чтобы никто не узнал.» Скорее всего, ранее у него уже был подобный опыт и он знает, каких последствий ожидать в семье.
  • Ребенок копирует взрослых — видит, как мама или папа общаются с другими, и впитывает, что бывают ситуации, в которых нормально соврать. Поэтому важно осознавать, когда мы лжем. И если при этом малыш нас слышит, объяснять ему, почему мы это сделали.

5 причин, почему ребенок врет и как помочь маленькому лгунишке

Мария Коновалова
психолог, Яхрома

Малыши не способны лгать вообще до определенного времени. Но не потому, что они такие честные от природы – просто ложь требует достаточного развития мышления и речи. До 2–3 лет ребенок еще слишком мало знает и плохо выражает свои мысли, чтобы врать. К тому же для появления лжи необходим некоторый уровень развития языка: чтобы «качественно» соврать, нужно правильно подбирать слова и иметь хорошую память. С 3 до 5 лет у детей происходит активное накопление опыта, в том числе и эмоционального, формируются представления о понятиях: плохо, хорошо, стыд, вина и т.д. Ребенок впитывает модели поведения, принятые в обществе (воспитанность, такт), которые сами по себе предполагают некоторые умолчания, недоговорки, т.е. «ложь во благо»; учится оценивать свои поступки и прогнозировать последствия, пробует манипулировать взрослыми ради достижения собственных целей. По сути, это обычная адаптация к общественной жизни. Именно в данный период и «проскакивает» первая ложь ребенка, вначале простая и наивная, но по мере того, как малыш будет практиковаться, обманы его «усовершенствуются». Что же это, норма или пробелы в воспитании?

Узнав, что ребенок лжет, не стоит сразу огорчаться – его развитие идет нормальным путем. Ведь детская ложь появляется в период активного освоения языка и развития воображения, а это основные приобретения ребенка в дошкольном возрасте. Речь ложится в основу логического мышления, а воображение помогает постигать в умственном плане то, что нельзя потрогать, услышать, увидеть в реальности. Детская ложь говорит и о том, что ребенок начинает ориентироваться в социуме, ведь обман – это новая форма воздействия на окружающих, более зрелая и взрослая, чем те, что были у малыша ранее (крики, слезы, истерики). Поэтому можно сказать, что детская ложь – обыкновенное явление, и каждый малыш рано или поздно проходит эту стадию. Однако это не означает, что ложь релобенка – норма, которую можно не замечать или поощрять. Обман всегда имеет причины, и если ситуации, когда малыш хитрит, перекладывает свою вину на других, начинают повторяться, необходимо разобраться, что за этим стоит.

Ребенок врет или… фантазирует?

Нужно различать детскую ложь и фантазирование. Дошкольный возраст – период игры, в которой воображение играет главную роль. Способность малыша фантазировать, выдумывать истории свидетельствует о хороших способностях творческого мышления, о живом уме. Это полезная способность, которую можно развивать и направлять в правильное русло, но не надо путать с истинной ложью. Фантазии ребенка характеризуют его эмоциональную сферу, его желания, его внутренний мир. Ложь ребенка предполагает более сложный интеллектуальный процесс, осознание цели, планирование результата. Детская выдумка же спонтанна и не преследует никаких целей. Однако фантазии могут рассказать о психологическом состоянии малыша, о его проблемах.

С помощью фантазии малыш учится решать проблемы, овладевает навыками моделирования образа. Но родителям стоит насторожиться, если воображаемый мир занимает ребенка больше, чем реальный. Это значит, что малыш не удовлетворен своей жизнью и ищет спасения в собственных фантазиях. В таком случае необходимо разобраться, что есть в его воображаемом мире такого, чего не хватает в реальности, и восстановить гармонию. Возможно, это будут более доверительные отношения с родителями или общение с друзьями, а может, ребенку просто необходим щенок…

Читать еще:  Чем лечить педикулёз у детей: показания к домашнему лечению и эффективность народных средств

Ребенок врет: причины

Таким образом, фантазии ребенка, хоть и не являются правдой, служат скорее на благо и не так беспокоят родителей, как собственно ложь. Что же провоцирует ее появление?

Страх.

Самая распространенная причина детской лжи – требования и запреты родителей. Дети начинают хитрить, чтобы обойти ограничения, потому что знают: сказав правду, они вызовут негативную реакцию взрослых. Часто малыш начинает врать из страха разочаровать родных. Так, 5-летняя девочка будет жаловаться на боли в животе или головокружение, чтобы не ходить на танцы, боясь признаться, что у нее там не все получается.

Выгода.

Родители нередко подталкивают ребенка ко лжи, сами того не подозревая, своим отношением. Дети дошкольного возраста наблюдательны и уже хорошо умеют делать выводы на бытовом уровне, а также ловко манипулировать своими родителями. Ребенок быстро запоминает, за что его хвалят, каким хотят его видеть, и для достижения желаемого может лгать. Например, 4-летний малыш, ревнуя маму к своему младшему братику, говорит: «Отнесите его обратно, он мне не нужен», и в ответ получает недовольные взгляды родителей и игнорирование. Тогда он пробует новую тактику и говорит маме, что полюбил брата. Мама же вознаграждает его поцелуем и долгожданной игрой. Маленькое лицемерие получает свое подкрепление, а малыш – свою выгоду.

Самоутверждение.

Годам к 5 дети иногда хотят привлечь к себе повышенное внимание, приукрашивая себя и свои поступки. Они хвастаются своими лжедостижениями и приобретениями. К такому обману склонны дети-экстраверты, любящие находиться в центре внимания. Но и ребенок, неуверенный в себе, также стремится самоутвердиться за счет лжи. Это помогает малышу почувствовать свою значимость в глазах других. Есть еще вариант обмана ради самоутверждения – это «соревновательная ложь». Она чаще всего проявляется в кругу сверстников, в деятельности, требующей соперничества. Ребенку хочется проявить себя, выделиться в кругу друзей, и для этого он готов пойти на жульничество.

Проблемы

Если ребенок врет, начиная с раннего возраста, причем, делает это часто и продуманно, это говорит о наличии у него каких-либо психологических проблем. Они могут быть вызваны как индивидуальными особенностями малыша, так и сложностями во взаимоотношениях в семье. Например, когда родители не ладят, ребенку приходится «лавировать» между ними, говоря одному одно, а другому – другое, чтобы сохранить их любовь и не обострять конфликт. Обман становится для малыша единственно возможным способом существования в семье.

Желание подражать.

Вызванная этой причиной детская ложь – пожалуй, самая безобидная, потому что исходит не от самого ребенка, а от дурного примера вокруг него. Взрослые или другие дети часто показывают модели поведения, которые ребенок-дошкольник просто копирует: «Раз они делают, значит, и мне можно». Дети склонны подражать своим родителям, они перенимают словарный запас, интонацию, манеру поведения. Взрослые часто прибегают к маленьким обманам, чтобы не объяснять ребенку какие-то сложные вещи, чтобы в чем-то его ограничить, и не замечают тот момент, когда их малыш подрастает достаточно, чтобы понять нестыковки. Например, в магазине ребенок просит купить ему игрушку, на что мама отвечает ему, что у нее нет денег, но тут же расплачивается на кассе за продукты. Ребенок способен заметить ложь взрослых даже в их общении друг с другом. Какой же вывод он может сделать? Если мама и папа обманывают, значит, это нормально, и ему тоже так можно.

Большинство 3-летних детей врут, если верить эксперименту, который провели психологи Энджела Эванс и Канг Ли из университета Торонто (Канада). Детям 2 и 3 лет предлагали зайти в комнату и не смотреть на определенную игрушку. Вопреки инструкции 80% малышей все же бросали на запретную игрушку взгляд. Затем детей спрашивали, смотрели ли они, четверть двухлеток соврала, что нет, а среди трехлетних детей число сказавших неправду возросло до 90%!

Что делать, если ребенок врет?

Прежде всего – не паниковать. Успокойте себя тем, что все дети в дошкольном возрасте пробуют обманывать. Ваша задача – создать условия, чтобы эта привычка не закрепилась, и ребенок спокойно прошел этот этап развития.

Проговорите проблему.

Впервые заметив ложь ребенка, не стоит его наказывать, но и не обратить внимания на этот факт тоже нельзя. Поговорите с ребенком о том, что такое правда и ложь, спросите, почему он солгал, выясните причины такого поведения. Весь разговор должен быть доверительным, чтобы ребенок чувствовал ваше участие.

Проиграйте варианты.

Помогите малышу выбрать иной путь действия в его ситуации (разные способы решения стоит даже проиграть с помощью игрушек). Покажите ребенку, что ложь – не лучший выход, объясните, что, не зная правды, вы не сможете ему помочь в трудную минуту.

Подвергайте анализу свой стиль воспитания.

Не слишком ли много требований вы предъявляете ребенку, посильны ли для него ваши ожидания, соответствуют ли они возрасту малыша? И не слишком ли суровы наказания за провинности, способен ли ребенок их выдержать, или ему легче защитить себя обманом?

Устраните причины для обмана.

Важно постараться изменить стиль взаимоотношения с ребенком, сделать общение с ним более искренним. Будьте готовы принять от малыша любую правду, пусть и неприглядную. Не подкрепляйте своим хорошим отношением ложь и лицемерие, тогда у ребенка не будет лишнего повода скрывать свои истинные чувства, мысли и поступки. Постарайтесь предъявлять малышу только разумные требования, уважайте ребенка в любом возрасте, учитывайте его интересы, устанавливайте компромиссы.

Будьте честны сами.

С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. У ребенка перед глазами всегда должен быть личный пример, на котором основаны все рассуждения о морали, честности и «хорошем» поведении. Не бойтесь говорить ребенку правду – более доступным, простым языком (лишние подробности можно опускать). Не отмахивайтесь от его вопросов, оправдывая себя тем, что ребенок еще слишком мал. И будьте внимательны к своим словам и обещаниям, не забывайте о них, надеясь, что малыш тоже забудет. Только искренность взрослых может помочь ребенку выработать правильный стереотип поведения.

И еще один секрет

Очень важный момент заключается в том, чтобы не провоцировать вранье ребенка. Часто родители, уже зная правду, задают такие вопросы, которые подталкивают малыша солгать: «Ты ел шоколадку, которая лежала на столе?», «Как поживает твоя новая игрушка?» Не стоит проверять ребенка, лучше сразу сообщите ему, что знаете о проступке, и обозначьте свое отношение к нему и последствия: «Вижу, ты съел шоколадку, которую я приготовила к чаю. Жаль, что придется отменить чаепитие», «Я видела, что новая игрушка уже сломана. Мне неприятно, что ты был неосторожен, постарайся быть аккуратнее с другими». Если ребенок вам уже солгал, не стоит проявлять бурных эмоций, ведь даже негативное внимание будет служить подкреплением и провоцировать новую ложь. Попробуйте оставить ребенка наедине с его обманом, сообщите, что вам неприятен такой разговор и соответствующее поведение, поэтому вы хотите уйти. Прямолинейность, подкрепленная рациональным подходом, всегда служит хорошим уроком.

Читать еще:  Детский сон: основные правила для родителей

Проблема детской лжи исследовалась многими психологами и педагогами, однако справиться с ней в повседневной жизни не так уж просто. С одной стороны, это осуждаемое явление, которое хотелось бы искоренить, с другой – правила хорошего тона основаны именно на обмане. У нее есть множество сторон и функций, и ребенку требуется немало времени, чтобы разобраться со всеми тонкостями. Главная задача родителей – помочь малышу в этом непростом деле.

Всегда оставляйте малышу возможность самому признаться в своем обмане. Если ребенок наберется храбрости и скажет вам правду, обязательно похвалите его. Ведь на это очень сложно, а иногда и страшно решиться! Научите его исправлять причиненный вред (если таковой был) – например, помочь вам подмести осколки разбитой вазы.

Наталия Лесниковская, актриса, Егор (3 года) и Марк (1 год)

Моему старшему сыну Егору сейчас 3,5 года. Это как раз тот возраст, когда дети начинают фантазировать. Выяснить, говорит ребенок правду или нет, можно так: в разных ситуациях задавать ему один и тот же вопрос. Если то, о чем он вам рассказывал, произошло на самом деле, его ответ будет всегда одинаковым, он не будет «путаться в показаниях».

Мария Бутырская, фигуристка, Влад (7 лет) и Саша (5 лет)

У нас пока не было случаев больших обманов. Разве что однажды дочка ушла в гости без спросу. Подружка позвала Сашу к себе. Дочка меня не спросила, но у подружки сказала, что ей разрешили. И ушла. Я потом бегала по всему поселку, ее искала (мы живем за городом). Когда нашла, поругала, конечно, сказала, что она наказана, и лишила ее тех вечерних удовольствий, к которым она привыкла.

Интервью с Марией Бутырской читайте здесь.

Источники лжи

Порой родители задаются вопросом – «Почему мой ребенок начал врать, ведь мы же дома не делали никаких ошибок?». Но на самом деле для детской лжи есть несколько источников.

  • Постоянная критика. Чем чаще родители делают замечания, тем более заниженная оценка у него будет. Подобное отношение порождает комплексы, недовольство собой и неуверенность. Для того чтобы изменить ситуацию, дети начинают врать.
  • Нехватка внимания. Иногда ребенок выдумывает истории, которых никогда не было: «мы с папой по субботам ходим на качели», «мама каждый вечер покупает мне мороженое», «мы всей семьёй поедем на море». Дети говорят то, что хотели бы иметь в действительности. Поэтому в таком случае родителям нужно пересмотреть своё отношение. Взрослым стоит уделять больше времени на общение всей семьей. Более 10 готовых идей, куда пойти с ребенком на выходные, читайте здесь.
  • Контроль эмоций. Стоит понимать, что ребенок – это живой человек. Он не обязан всегда быть послушным и удобным. Если родители не поймут этого, малыш замкнётся в себе и станет врать о своих чувствах.
  • Провокация. Родители не должны постоянно говорить ребенку, каким бы они хотели его видеть. А иначе он начнёт придумывать сам себе образ, которого нет.
  • Излишняя строгость. Если дети будут понимать, что за каждый промах их ждёт серьёзное наказание, они перестанут говорить правду, будут врать. сваливая всю вину на другого.

Основные причины детской лжи

Среди основных причин детской лжи можно выделить следующие:

  • желание получить то, что запрещают родители
  • желание показаться лучше, чем он есть на самом деле
  • страх наказания
  • самооправдание
  • улучшение социального статуса
  • противоречие ожиданий ребёнка
  • ложь патологического характера.

Рассмотрим каждую из причин отдельно, чтобы понимать, как быть в том или ином случае.

Желание получить то, что запрещают родители

Как это происходит? «Папа разрешил мне взять конфеты!» (а папы и дома не было). «Я не знала, сколько времени, вот я и опоздала домой» и т. д.

Как быть? Если в вашей семье слово «нельзя» повторяется чаще других, то ребёнок вынужден будет отстаивать свои права и интересы с помощью лжи. Лучше пересмотреть свои запреты и уменьшите их количество. Оставьте те, которые связаны с безопасностью ребёнка, его режимом и традиций питания, а также некоторыми воспитательными моментами. Получив немного больше самостоятельности, ребёнок почувствует свободу и будет воспитывать в себе чувство ответственности за поступки. Кроме этого, объясните ребёнку, что желаемое можно получить с помощью других средств, например с помощью просьбы и объяснения, почему ему это нужно, а также выполнения обозначенных родителями правил.

Желание показаться лучше, чем он есть на самом деле

Как это происходит? Ребёнок может начать повествовать о своей необычайной силе, ловкости, уме, смелости, выносливости, хотя взрослым будет ясно: он пытается выдать желаемое за действительное.

Как быть? Как к этому относиться – как ко лжи или как к фантазии? Этот симптом весьма тревожен. Ребёнок врёт, чтобы заинтересовать родителей. Почему? Может, ему не достаточно тепла, ласки, внимания, любви, заинтересованности, реальной поддержки. Одна их главных задач родителей — нужно простимулировать развитие способностей своего ребёнка и объяснить, что каждый человек имеет свои таланты. Кто-то хорошо катается на скейте, кто-то великолепно поёт или танцует, а кто-то знает всё про египетские пирамиды или космос. Вот и надо развивать и показывать свои реальные способности, и тогда врунишкой или хвастунишкой никто не будет считать.

Страх наказания

Как это происходит? Если ребёнок понимает, что за случайно разбитую чашку его могут лишить чего-то хорошего или, хуже того, отлупить, он изо всех сил будет стараться скрыть «следы преступления».

Как быть? Слишком часто и строго наказывая ребёнка, родители провоцируют его желание избежать их любым способом. Лучше принимать решения по поводу наказанию по факту: разбил – нужно убрать, сломал – нужно починить, получил двойку – нужно позаниматься и исправить. Это будет справедливо, так как такое отношение не оскорбит достоинство ребёнка, вследствие чего он не захочет прибегнуть к обману.

Самооправдание

Как это происходит? Иногда ребёнок понимает, что совершил плохой поступок, начинает что-то бормотать, много всего говорить, пытается объясняться, чтобы оправдать себя, например: «Он первый начал!». После чего выдаётся рассказ о том, как обидчик начал первым, какие обиды он причинил и т. д. Заметьте, что «обидчик» рассказывает аналогичную историю.

Как быть? Такое враньё искоренить сложнее всего. Эта ложь – как пятновыводитель, призвана привести самооценку «пострадавшего» в норму. Попытайтесь дать понять ребёнку, что вы его всё равно любите, даже если именно он «первый начал». Обсудите произошедшее на дружеской ноте, и тогда обмана будет меньше.

Читать еще:  Бюстгальтер для кормящих мам и беременных: особенности изделий, советы по выбору

Улучшение социального статуса

Как происходит? Иногда дети склонны выдумывать просто невероятные истории о своих родителях: о их богатстве, о игрушках, которые дарят тоннами, о поездках в дальние страны, о том, как папа по ТВ чуть ли не каждый день выступает. Это мечты о лучшем существовании говорят о неудовлетворённости ребёнка своим социальным статусом. Такие вещи ребёнок может понимать уже в 3–4 года, а в 5 лет он уже неплохо будет ориентироваться в том, кто богат, а кто беден.

Как быть? Если обман ребёнка «статусный», нужно подумать, есть ли возможность дать ему хотя бы часть того, о чём он так мечтает? Может, не «просто так», а чтобы ребёнок приложил немного своих собственных усилий. В отношении «жадных» дошколят, которые безудержно желают получить все игрушки на земле, поясните, что это нереально, но зато можно время от времени получать хорошие подарки.

Противоречие ожиданий ребёнка

Как это происходит? Допустим, девочка любит рисовать, а мама видит её музыкантом; мальчик желает записаться в радиокружок, а папа видит его талантливым переводчиком. Пока родители отсутствуют дома, они рисуют и конструируют, а потом обманывают, что усердно занимались музыкой или английским. Или ребёнок с вполне средними способностями, которого родители хотят видеть отличником, рассказывает о необъективности учителей, оправдывая свой невысокий уровень успешности.

Как быть? К сожалению, происходит так, что ожидания родителей — тяжкий груз для детей. Это является тревожным симптомом. Подумайте, не противоречат ли ваши ожидания задаткам и интересам ребёнка? Нечестно заставлять его проявлять способности и достигать целей вместо вас (в соответствии с вашими не исполненными детскими мечтами), «за вас в детстве». Поймите, что ваш ребёнок идёт своим путём, и, если вы создадите благоприятные условия для развития того, что у него получается лучше всего, обмана будет меньше.

Патологическая детская ложь встречается нечасто, и она требует консультаций у специалистов-психологов в каждом отдельном случае.

Консультация и советы по психологии: как правильно отучать ребенка обманывать и побудить говорить правду

Нет единой формулы, как отучить ребенка обманывать. Проведено множество исследований, но в итоге каждый случай уникален, и работать приходится по импровизированному сценарию.

Если обратиться к специалисту с вопросом, что делать, если ребенок постоянно врет, психолог может дать следующие рекомендации:

  • Первый шаг решения проблемы — понять, почему ребенок врет. Понимание мотива поможет определиться, как действовать дальше.
  • Не стоит устанавливать заоблачных ожиданий. Если чадо чувствует, что не соответствует установленным родительским стандартам, он все чаще начинает лгать.
  • Если отец или мать не уделяют достаточно внимания, это может спровоцировать его на обман. Стоит стараться больше общаться с малышом, но не пытаться чрезмерно опекать его.
  • Исключить строгое наказание. Физические меры воздействия исключаются полностью, это может привести к бунту со стороны малыша. Необходимо научиться вести диалог и договариваться.
  • Проанализировать себя. Чтобы чадо научилось вести себя честно, необходимо и самим вести себя так же и с ним, и с окружающими;
  • Выстраивать конструктивный диалог. Если малыш соврал — объяснить, что ложь расстроила родителей. Стоит поддержать его и попросить быть честным в дальнейшем.

Наладить дружеский контакт и доверие

Отличным способом избежать обмана и лжи является выстраивание с малышом доверительных отношений, в которых не будет необходимости увиливать. Не стоит выстраивать отношения на манипуляции, наказании и поощрении.

К сведению! С раннего возраста стоит наладить дружеские взаимоотношения с детьми, но не перебарщивать — у каждого должно остаться личное пространство. Пусть чадо поймет, что в любой ситуации есть решение и что ему не надо скрывать и прокрашивать свои поступки.

Обеспечить поддержку и любовь

Поддержка со стороны родителей играет важную роль в развитии и становлении устойчивой психики. Главное — баланс. Не стоит излишне отдаляться от чада, но и устраивать гипер-опеку тоже не лучший вариант.

Стоит показать малышу, что его слушают и принимают его решения и взгляды. Но спускать с рук обман тоже не стоит. Необходимо объяснить, в чем провинился, помочь правильно понять чувства и где именно поступил неправильно. Малыш должен понять, что если его наказывают, то это не за разбитый телевизор, а за его ложь.

Поддержка очень важна

Каждое слово отложится в голове, поэтому подбирать его надо осторожно. Лучше заранее продумать построение диалога, чтобы не травмировать личность в процессе разговора с помощью необдуманных слов и решений.

Поощрять и хвалить

Любая ошибка — отличный урок и повод научится чему-то новому в жизни. Детям необходимо объяснить и показать на примере, что совершать ошибки — нормально, и также признать свою ошибку тоже важно. Любая попытка что-то сделать (удачная она или нет) — это опыт. Стоит поощрять за смелость и поддерживать при дальнейших начинаниях.

Если малыш совершил ошибку и соврал — поговорить с ним, обсудить произошедшее и помочь сделать правильный вывод из произошедшего.

К сведению! Часто случается, что дети вначале врут, а затем признаются. В этом случае необходимо похвалить за правду, ведь он исправился и сделал верный шаг к исправлению своей ошибки.

Учить действовать и исправлять, а не скрывать проступки

Проблемы с воспитанием детей существуют издавна, не стоит удивляться, когда родитель впервые сталкивается с детской ложью. Важно отличать фантазии от преднамеренного обмана и лжи во благо, которую так любят взрослые.

К сведению! Не следует остро реагировать на хвастовство, лучше выяснить, с чем связано приукрашивание событий для закрепления в детском коллективе. Важно проработать детские установки и самооценку, чтобы в дальнейшем процент обмана был ниже.

Если малыш воспитывается в строгости, можно изменить принципы воспитания. Когда он поймет, что за шалости он не получит строгий выговор, он перестанет бояться говорить о своих проступках, ведь страх перед наказанием уйдет на второй план.

Лучший способ привить полезные качества — показать собственным примером. Не стоит ждать от ребенка честности, если он обманут, и что-то не соответствовало его ожиданиям. Стоит показать, как важно говорить о своих проступках и не завышать ожидания от чего-либо, это поможет избежать проблем в дальнейшей жизни.

Необходимо говорить правду в диалоге с детьми и окружающими, поставить её в список ценностей и следить, чтобы действия всегда соответствовали сказанному, не бояться признавать ошибок.

Знакомство с ложью — важный этап в жизни каждого человека. Важно не запугать его возможными последствиями, а показать на собственном примере, что ложь не лучший инструмент для решения проблем.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector