0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие мелкой моторики у детей: ее значение и важность, эффективные упражнения, игры для каждого возраста

Моторика — двигательная активность. Мелкая моторика — взаимокоординация работы мышечной, нервной и костной систем. В тандеме со зрительной системой — точечные движения кистью, пальцами. Это ключевая сторона двигательной сферы, непосредственно связанной с развитием речи, мозговой деятельности, овладением предметными действиями.

Развитие мелкой моторики рук у детей — первый ключевой этап в формировании умственных способностей, точных, координированных движений. Развитие речи, ловкости, интеллекта зависит именно от того, насколько высок уровень данного навыка. Она тесно и неразрывно связана со зрением, нервной системой, памятью, вниманием, речью, восприятием. Ее стимуляция позволяет активизировать процессы практически всех участков головного мозга, тем самым ускоряя передачи нервного импульса, улучшая кровообращение и питание тканей.

В результате развивается координация (оптико-пространственное восприятие ), речь, внимание, мышление, воображение, наблюдательность, двигательная и зрительная память.

Для самых маленьких – от 0 до года

Примерно с трех-четырех месяцев малыш превращается в настоящего Хватайку – хватательный рефлекс помогает ему в исследовании этого мира. Крохотные пальчики норовят схватить все, что им попадается по пути, сжать, отпустить, и посмотреть, что из этого выйдет. Поэтому для этого возраста прекрасно подойдут погремушки , причем, лучше, если они будут не только из пластмассы, но и из ткани, дерева, лозы и пр.

После шести месяцев ребенка наверняка заинтересуют мягкие книжки из ткани. Рукодельная мама может сшить такую книжку самостоятельно, а менее рукодельная и более занятая найдет подобное произведение в магазине.

Аналог мягкой книжки, только в более масштабном варианте – развивающий коврик. Обычно он бывает оснащен разными интересными деталями – небьющимся зеркальцем, мягкими пружинками, «шуршалками» и «пищалками», на которые малыш с удовольствием будет нажимать, исследуя новый звук.

Примерно с 9-10 месяцев вашему юному следопыту наверняка пригодится развивающий центр – его можно укрепить на кроватке или играть с ним на столе. Он представляет собой панель с различными ручками, кнопочками, дисками, которые можно вертеть, нажимать, поворачивать и т.д. Сейчас существуют как импортные, так и отечественные варианты подобных игрушек. Они способны отвлечь младенцев даже от папиного мобильника и пульта от телевизора.

Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:

  1. Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми. Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
  2. Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним. Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
  3. Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
  4. Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
  5. Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
  6. Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
  7. Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.

Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.

Занятия с мелкими предметами

Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.

Важно сообщить ребенку, что таким образом он поможет вам, и похвалить его после выполненного задания. Можно привлечь детей к чему-то полезному: например, попросить перебрать гречку и убрать черные зерна или рассортировать бисер по цветам.

Пальчиковая гимнастика

Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.

Взрослый ребенок может проводить полноценную зарядку. В комплекс упражнений можно включить сжимание и разжимание кулаков, сгибание пальцев по отдельности и вместе, встряхивание кистями и т.д.

Лепка из пластилина или глины

Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.

Читать еще:  Пилоростеноз у новорожденных: что это такое, причины возникновения, характерные симптомы и лечение патологии

Дополнительные предметы

Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.

Дети могут развивать мелкую моторику с помощью паззлов и мозаики. Количество деталей и их размер подбирают индивидуально в зависимости от возраста. Паззлы также развивают воображение.

Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.

Развитие мелкой моторики у ребёнка дошкольного возраста

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики у ребёнка дошкольного возраста»

Брылёва Анастасия Александровна,

воспитатель МКДОУ № 16,

Зачем нужно развивать моторику?

  • Развитие мелкой моторики ребёнка — тонких движений кистей и пальцев рук — один из показателей психического развития ребёнка.
  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и психологической готовности ребёнка к школе.
  • Мелкая моторика — основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

При недостатках развития мелкой моторики:

  • Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  • Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрические фигуры).
  • Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы).
  • Тремор.
  • Очень медленный темп письма.

Рекомендации:

— пальчиковая гимнастика,

— пальчиковые игры со стихами, со скороговорками,

— лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.),

— нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т.д.,

— конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО,

— различные виды аппликаций,

— рисование по трафаретам,

— дорисовка (по принципу симметрии),

— игры с мелкими предметами,

Развитие мелкой моторики в быту

(советы для родителей)

Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  • Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  • Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
  • Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).
  • Лепить из теста печенье.
  • Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать ботинки.
  • Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
  • Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
  • Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  • Помогать перебирать крупу.
  • Закрывать задвижку на двери под раковиной.
  • Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  • Собирать на даче или в лесу ягоды.
  • Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  • Включать и выключать свет.
  • Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  • Перелистывать страницы книги.

Крупная моторика развивается раньше мелкой

” Крупная моторика, то есть движения крупных мышц тела, развивается гораздо раньше мелкой. Это основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Развитие мышц, рассказывает Владимир Ахунов (он работает с ребятами из частных детских садов «Золотой ключик» и «Мишутка»), начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глаз, потом за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях), туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот), ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это крупная моторика — без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, если мышцы руки слабы. Более того, развитие крупной моторики содействует речевому развитию, формирует взаимодействие между полушариями мозга.

Читать еще:  Первая помощь ребенку при отравлении бытовой химией или лекарствами: что необходимо сделать в первую очередь и чего делать нельзя?

Все для развития ребенка

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

(В тексте приведены ссылки для справки).

Игры для детей 0+

♥ Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

♥ Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами — отличный инструмент для массажа детских ладошек.

♥ Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

♥ Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром!

♥ Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.

♥ Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.

♥ Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.

♥ Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.

‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!

Игры для детей 2+

♥ Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.

♥ Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.

♥ Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Книжки с кошками» — это красочные книжки с яркими иллюстрациями и простыми понятными текстами об окружающем мире. А под клапанами на страницах книги прячутся животные и познавательные элементы.

♥ Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати тут).

♥ Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.


РЕКОМЕНДУЕМ

♥ Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

♥ Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:

♥ Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.

♥ Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.

Читать еще:  Как научить ребёнка защищаться: методы воспитания, советы родителям

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Игры для детей 4+

♥ При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

♥ Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

♥ Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

♥ Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

♥ Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.♥ Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

♥ Наклеивание мелких наклеек.

♥ Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

♥ Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.

♥ Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите тут.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Пазлы. Вы сами можете сделать простой пазл из блоков конструктора и фотографий.

♥ Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.

♥ Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

♥ Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

♥ Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

♥ Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Май-Шопе, Алиэкспресс).

Тренажеры для развития мелкой моторики

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в Май-Шопе).

Доска «Развиваем основные навыки» — это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе).

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в Лабиринте, в Май-Шопе).
Комплект из 6 тренажеров (на Алиэкспресс)

С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.

Игрушки с Алиэкcпресс для развития мелкой моторики

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»:

Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!

Правило десяти игрушек

Выше мы уже говорили об исследованиях детской психики и влияние на нее игрушек. Не забывайте «Правило 10 игрушек», которое гласит о том, что детской психике наиболее комфортно, когда вокруг не очень много предметов, в пределах 10-15.

Поэтому вполне разумным выходом будет спрятать на время некоторые игрушки, чтобы сохранить познавательный интерес у ребенка. Проделывая «прятки игрушек» время от времени, вы увидите, что ребенок по некоторым игрушкам может соскучиться и выразить бурную радость при появлении спрятанной игрушки. К тому же, это отличный способ экономии семейного бюджета.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector