0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому садику

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому садику

Смена обстановки, привычной среды – сильнейший стресс, в особенности для ребенка. Привыкший к постоянной помощи, поддержке, любви, нежности со стороны мамы, ребенок неохотно идет в детский сад. Ведь там абсолютно чужие люди, другая атмосфера. Мама не придет по первому требованию, капризничать бессмысленно. В мгновение ока меняется абсолютно все, и свыкнуться малышу с этим не так-то просто. Как помочь крохе адаптироваться в детском садике, избежав неприятных последствий?

Психологическое сопровождение при адаптации к детскому саду

Автор
  • Белянова Нина Алексеевна

Каждая семья, имеющая малыша, знает, что наступит время, когда их ребёнок пойдет в детский сад. Все родители по разному готовятся к этому важному событию. Одни изучают информацию по Интернету, другие читают специальную литературу, третьи черпают знания из бесед со знакомыми, у которых дети уже посещают детский сад. Родителей беспокоит, как их рёбенок адаптируется к детскому саду.

«Адаптация» в переводе с латинского – приспособление. Возможности приспосабливаться у ребёнка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно. Педагоги также находятся в ситуации адаптации: к новым детям, родителям. Поэтому всем участникам необходима помощь психолога.

Коллектив детского сада осознаёт важность этого периода и уделяет проблеме особое внимание. В ДОУ осуществляется психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса в период адаптации детей. Тесное взаимодействие всех специалистов позволяет качественно осуществлять этот процесс. Положительно влияет на течение процесса адаптации вопрос его организации.

Важно сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Для этого необходимо организовать здоровьесберегающее пространство в адаптационный период. Создать благоприятный психологический климат и комфортные условия для всех участников в адаптационный период. Повысить психологическую компетентность педагогов и родителей. Организовать щадящий режима адаптации для детей, педагогов и родителей.

На начальном этапе проводится консультация для педагогов по теме «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ».

Огромная работа ведется с семьей. За месяц до открытия группы проходит общее собрание «Адаптация – это серьёзно» для родителей будущих воспитанников, на котором большое внимание уделяется вопросу подготовки ребёнка к поступлению в детский сад и процессу адаптации. Родителей знакомят с условиями и организацией жизни детей в ДОУ, дают понять, что детский сад всегда открыт для них, что здесь работают люди, готовые разделить с семьей заботу о ребёнке.

Адаптация для ребёнка – это стресс. Чтобы привыкание прошло безболезненно, переход ребёнка из семьи в детский сад должен быть плавным. Психолог объясняет родителям, что необходимо дать малышу возможность привыкать к детскому саду постепенно, начиная в первые дни оставлять ребёнка не более чем на 1-2 часа, постепенно увеличивая время пребывания. Групповой график адаптации составлен так, чтобы каждому ребёнку, пришедшему первый раз в детский сад, можно было уделить внимание.

Психолог знакомит родителей с режимом дня в детском саду и предлагает соблюдать его дома. Маленькие дети очень тяжело переживают смену обстановки, а когда она ещё связана со сменой режимных моментов — тем более. Если ребёнок привыкнет просыпаться, есть, играть и гулять в те часы, когда ему предстоит это делать в детском саду, он будет увереннее чувствовать себя в новой обстановке.

Умение и желание ребёнка общаться со взрослыми и сверстниками, причём, не только с близкими, но и с малознакомыми очень важно в адаптационный период. Ребёнку будет легче адаптироваться, если он научится знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки.

Психологом разработаны буклеты для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Ребёнок идет в детский сад», «Как снять эмоциональное напряжение у детей в адаптационный период» и др. Буклеты содержат информацию о подготовке ребёнка к детскому саду, об организации адаптационного периода.

Педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету с целью изучения социально-психологического статуса семьи, индивидуальных особенностей ребёнка и прогноза адаптации. Важно выяснить проблемы, которые могут возникнуть, и заранее дать рекомендации родителям. Беседует с родителями по поводу возрастных и индивидуальных особенностей детей, дает рекомендации, отвечает на вопросы.

Главное для малышей – безболезненно адаптироваться к условиям ДОУ. В группе созданы условия для успешной адаптации, чтобы ребёнок чувствовал себя благополучно среди многих — как дома, где он единственный.

Воспитателями совместно с психологом организован уголок психологического комфорта, где ребёнок может уединиться и отдохнуть. Мягкое покрытие, подушки и мягкие игрушки оказывают приятное расслабляющее действия, что способствуют развитию психических процессов, органов чувств, личностных особенностей. Позволяет быстрее устанавливать эмоционально положительный контакт с окружающим миром. Репродукции с изображением природы, создают эмоциональный комфорт и положительно влияют на психическое здоровье ребёнка.

Отвлечь и успокоить детей после ухода родителей позволяет спокойная музыка. Песенки из любимых мультфильмов, записи со звуками природы поднимают настроение, что очень важно при адаптации ребенка к условиям ДОУ. Дети любят слушать музыку, расположившись на мягких подушках или на диванчике. Они с удовольствием рассматривают фотографии в альбомах книги с яркими иллюстрациями. Лампа-аквариум привлекает внимание детей, они с интересом наблюдают за рыбками, что позволяет отвлечь детей, скучающих о маме.

В группе ребёнка встречает Кузя – мягкая игрушка, которую очень любят дети, она помогает малышу познакомиться с группой и освоиться. Кузя – хозяин группы, каждое утро приветствует детей и является главным героем в играх и на занятиях.

В приёмной оформлен информационный центр для родителей, где все специалисты ДОУ помещают консультационный материал касающийся адаптационного периода. В том числе консультация психолога: «Адаптация — это серьезно» с рубриками: «Готов ли ребенок к детскому саду», «Как подготовиться к важному событию», «Воспитание общительности», «О режиме», «Привыкать к новому легче постепенно», «Первые дни в детском саду», «Техника расставания».

Первые дни – самые трудные. Ребёнок впервые переступил порог детского сада. Его встречают доброжелательные педагоги, которые уделяют внимание каждому ребенку, осуществляется индивидуальный подход. Прием вновь поступающих детей проводится поэтапно, по графику, согласованному с родителями, чтобы каждому можно было уделить внимание. Первые дни малыш находится в детском саду 1-2 часа, ему необходимо познакомиться с воспитателем. Он должен понять, что воспитатель – совсем как мама. Число часов, проводимых ребенком в группе, постепенно увеличивается, в зависимости от его эмоционального состояния. Таким образом, требуется 3 – 4 недели, чтобы малыш по мере нормализации показателей поведения мог проводить в дошкольном учреждении полный день.

В сентябре родители приходят в детский сад уточняют день и время, когда они приведут ребёнка. Воспитатель знакомится с родителями, выясняет особенности воспитания малыша в семье, его домашний режим, способы кормления, укладывания спать, узнает имя малыша, которым его называют в семье, его любимые игрушки и занятия, индивидуальные особенности и сложившиеся привычки. Приглашает родителей в группу и знакомит с групповыми помещениями. Показывает шкафчик, где будет раздеваться ребенок, кроватку, в которой он будет спать.

Согласно индивидуальному графику адаптации ребёнок приходит в детский сад на один час вместе с мамой, знакомится с воспитателем и группой. Воспитатель устанавливает контакт с ребенком, показывает ему игрунки, играет с ним. По окончанию встречи приглашает на следующий день в детский сад, говорит, что игрушки будут его ждать.

Маме предлагается альбом «Здесь вас ждут, здесь вам рады», для рассматривания дома вместе с ребенком. Альбом содержит фотографии из жизни детского сада, для того чтобы родители и ребенок заранее познакомились с детским садом, составили о нем представление, чтобы ребенок шел в детский сад, как в уже знакомое место.

В адаптационный период педагоги под руководством психолога проводят с детьми игры, основная задача которых наладить доверительные отношения с каждым ребен¬ком, подарить малышам минуты радости, пытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду, в игровой форме выразить каждому ребенку доброжелательное отношение.

Инициатором игры всегда выступает взрослый, и главное, чтобы ни один ребенок не остался без внимания. Педагог вместе с детьми собирает цветы, прячет детей от дождя под зонтиком, кормит их кашей, дарит всем подарки, называя каждого по имени.

В адаптационный период воспитатели ежедневно знакомят родителей с успехами и неудачами ребенка, сообщают о его самочувствии, дают рекомендации, обговаривают время пребывания ребенка в детском саду на следующий день. Если у родителей есть вопросы, они могут получить консультацию у педагога-психолога.

В период адаптации за ребёнком наблюдают воспитатели, педагог-психолог и другие специалисты ДОУ. Результаты фиксируются в «Карте наблюдения за ребенком в период адаптации». В «Карте» оценивается эмоциональное состояние ребенка, его поведение в момент расставания и встречи с родными, аппетит, сон, отношение к предметному миру и игрушкам, речевая и двигательная активность, взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Выстраивается сравнительный график адаптации, определяется степень адаптации, подводятся итоги.

По окончанию адаптационного периода проводится «Праздник знакомств» – знакомство родителей с детским садом и коллективом. Целью, которого является объединение родителей и специалистов детского сада в деле воспитания, образования и развития детей.

Только тесное взаимодействие детского сада и семьи даст положительные результаты в деле воспитания, образования и развития ребенка. Из этого следует необходимость приобщать родителей к жизни детского сада.

Использование эффективных форм взаимодействия в работе семьи и ДОУ, информированность родителей и включенность их в дела детского сада позволят повысить интерес и активность родителей к жизни детского сада в воспитании образовании и развитии ребенка.

Задачи «Праздника знакомств»:

  1. Познакомить родителей: с детским садом; со специалистами, которые на протяжении пяти лет будут работать с детьми; с основными направлениями, целями, задачами и перспективой работы коллектива ДОУ.
  2. Показать родителям: помещения ДОУ, где и чем занимаются и будут в дальнейшем заниматься дети.
  3. Привлечь родителей к взаимодействию.

Ожидаемые результаты:

  • Активное участие родителей в жизни детского сада.
  • Повышение посещаемости мероприятий, проводимых ДОУ для родителей.
  • Интерес к делам ДОУ.

Подготовка к празднику. Оформление фотогазеты «Наша жизнь в детском саду», видеофильм «Мой день без мамы». Оформление пригласительной открытки на праздник. Родители получают домашнее задание – оформить паспорт семьи.

Читать еще:  Роды в воде в роддоме: плюсы и минусы процедуры

До начала праздника родители с удовольствием рассматривают фотогазету «Наша жизнь в детском саду» с фотографиями своих детей, паспорта семьи, знакомятся с играми и пособиями на выставке, специально организованной для них.

Праздник начинается с ритуала приветствия. Психолог проводит игры на снятия напряжения и настрой на совместную деятельность. В программе праздника: визитная карточка детского сада – заведующий ДОУ. Презентация специалистов: старший воспитатель, педагог-психолог, логопед, музыкальный руководитель воспитатель ИЗО, физинструктор рассказывают о своей работе. В заключении родителям дарят на память «Информационный буклет о ДОУ».

Визитная карточка семьи: родители рассказывают о своем ребенке, как прошла адаптация, ожидания от посещения ДОУ.

Вниманию родителей предлагается просмотр видеофильма «Мой день без мамы»: дети на зарядке, коллективные игры детей малой подвижности, индивидуальные дидактические игры. Психолог показывает, как правильно организовать игру с ребенком «Собери пирамидку», «Вкладыши».
Экскурсию-презентацию ДОУ проводит заведующий. Она показывает помещения детского сада, пищеблок, где родителям предлагается дегустация блюд из детского меню и рецепты их приготовления для детей дома. Это очень важно, так как дети с большим удовольствием будут кушать в детском саду знакомые каши, овощные котлеты и рыбные запеканки, которые так редко готовят родители.

После экскурсии музыкальный руководитель проводит фрагмент музыкального занятия: родители вместе с детьми играют и танцуют. Какой праздник без чаепития? Педагоги приглашают детей и родителей в празднично наряженную группу на чаепитие, для которого повара испекли вкусный пирог.

В заключение проводится анкетирование родителей «Удовлетворенность организацией адаптационного периода» с целью изучения плюсов и минусов. Дальнейшая работа планируется с учетом пожеланий и замечаний родителей.

Сравнительный анализ последних лет показал, что такая организация адаптационного периода, щадящий режим, тесное взаимодействие специалистов ДОУ и семьи позволяет эффективно снизить количество детей с тяжелой степенью адаптации.

В результате психологического сопровождения участников образовательного процесса повысилась компетентность педагогов и родителей в вопросах организации и прохождения адаптационного периода. Получили знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей.

Благодаря здоровьесберегающей организации пространства снизилась заболеваемость детей, повысилась посещаемость. А главное, в результате такого подхода: 30% детей с легкой, 70% — со средней степенью адаптации и ни одного ребенка с тяжелой. По итогам анкетирования: 54% родителей оценили организацию адаптационного периода на отлично, 37% — хорошо, 9% — удовлетворительно, неудовлетворительных оценок нет.

Первые дни в детском саду — секреты адаптации и предварительной психологической подготовки ребенка

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ
Адаптация
Автор: Юлия Бурыхина
16.12.2014 18:29

Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходиться и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.

Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно? Этот вопрос волнует всех, кто работает с малышами.

Начнем с того, что, как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно взрослым. Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги, игры; знакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием. Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них особенности характера и поведения ребенка.

Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.

1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.

2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно, в неделю не более двух малышей.

3. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.

4. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный климат.

5. Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.

6. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.

7. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.

8. Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.

9. При необходимости следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада (старшему воспитателю, музыкальному руководителю, медсестре и др.).

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендую использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.

Лучшее лекарство от стресса – смех.

Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.

Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Соблюдение данных рекомендаций поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

Как подготовить ребенка к детскому саду — правила психологической подготовки

Эти важные и простые советы помогут ребенку легко адаптироваться к детскому саду, чтобы это не было болезненно для малыша.

1.Режим дня дома приближайте к распорядку детского сада

В процессе подготовки максимально приблизить режим ребенка к распорядку дня в саду. Это упростит привыкание, не будет вызывать протест во время смены деятельности в новой обстановке.

Важно уделить внимание моменту сна, особенно если малыш перестал спать дома в дневное время. Приучите его тихо полежать после обеда.

2. Объясните ребенку, что сад – это его важная работа

Не менее важная, чем та, на которую по утрам уходят родители. Расскажите, что в садике его ждут занятия, новые друзья, праздники, утренники, веселые старты. Объясните, что все дети без исключения ходят в детский сад, и скоро он там со всеми подружится.

3. Во время привыкания к садику чаще обнимайте ребенка

Во время привыкания к садику ни в коем случае нельзя отказывать малышу в тактильном контакте. Ведь детский сад – стресс для ребенка, и успокоения он ищет именно от мамы. Обнимайте и целуйте его, когда отводите утром и забираете вечером.

Прикосновения мамы показывают ребенку, как она его любит. Он будет чувствовать, что мама не бросает его, обязательно придет за ним вечером.

4. Важно прислушиваться к малышу

Обращать внимание на особенности его адаптации. Некоторым деткам достаточно для адаптации трех дней. А для кого-то из малышей и через месяц остаться на весь день одному в садике, будет большой проблемой. Важно разделять капризы и истинное отношение ребенка к таким изменениям в его жизни.

Все дети разные и росли в разных условиях. Некоторые постоянно были только с мамой. Им сложнее привыкать к незнакомым воспитателям.

Тем, у кого есть сестры, братья, тети, бабушки или няни, с которыми они проводили много времени, им будет легче привыкнуть к садику.

5. Мотивируйте малыша и чаще хвалите его

Говорите ребенку, что он уже вырос, что может ходить в детский сад. Все дети хотят быть похожими на родителей. Расскажите о садике как о ступеньке взросления, о том, как сами ходили в садик. Что там нравилось, что не получалось.

Хвалите творчество малыша и приобретенные в саду навыки. Особенно приятно, если такие моменты отметят все члены семьи. Ребенок должен почувствовать, что родители им гордятся.

6. Важно чтобы предметы гардероба не вызывали дискомфорта у ребенка

Поэтому нужно подобрать удобную одежду и обувь по размеру, с которой ребенок может справиться сам.

Не помешает, обучить малыша навыкам самостоятельного одевания и самообслуживания. Это придаст ему уверенности, ребенок поймет, что он уже «взрослый» раз может все сделать сам.

7. Совместно придумайте ритуалы по дороге в сад либо на прощание

Это добавит ребенку мотивации и заинтересует его. Это может быть прощание через окошко, или посчитать скамеечки по дороге в сад. Все зависит от фантазии мамы.

8. Оставляйте малышу (в шкафчике) какую-то свою личную вещь

Без которой никак нельзя вернуться домой. Это вызовет у ребенка уверенность и спокойствие, что его точно заберут.

9. Старайтесь четко ставить временные границы для ребенка

На вопрос ребенка, когда его заберут – не отвечайте «скоро». Расскажите ребенку последовательность действий, что заберете «после сна» либо «после ужина». Ребенок увлечется игрой, и не будет ждать прихода родителей под дверью.

10. Проигрывайте дома «Домашний театр»

Такой метод допустим и на этапе психологической подготовки к саду и, когда он давно ходит в детский сад. Если возникли вопросы или чувствуете, что ребенок чем-то встревожен, но не может это рассказать – хорошей идеей будет обыграть это с помощью игрушек.

Вы сможете задавать наводящие вопросы, а ребенок расскажет о волнующих его ситуациях от имени игрушечных мишек, зайцев.

Все дети разные. Но легкая адаптация и дальнейшее комфортное пребывание ребенка в саду зависит от спокойствия и целеустремленности мамы. Важно поддерживать контакт с воспитателем.

Нужно узнавать: как ребенок ведет себя в садике, кушает ли, спит днем и легко ли засыпает. Спросите воспитателя, как ребенок играет с другими детьми, подружился ли с кем-нибудь. От терпения и мастерства воспитателя тоже многое зависит.

Если решать вопросы адаптации с ней вместе в доброжелательной обстановке, то малыш быстро и легко привыкнет к детскому саду. А вы будете знать, как психологически подготовить ребенка к садику.

Что происходит с ребенком в период адаптации?

Малыш постепенно проходит 3 фазы.

1. Дезадаптация

Главный вопрос — почему ребенок кричит и плачет перед садиком и в нем?

В первый день дети мало понимают, что будет происходить. Но как только ребенок столкнется с разделением с мамой, его мозг испытает тревогу об опасности сравнимую со смертельной. Кричать- для ребенка это единственный способ попытаться изменить ситуацию прямо сейчас. И он упирается, громко кричит в раздевалке перед дверью в группу. Так его мозг ищет обходные пути, чтобы не страдать от расставания с мамой. Любыми путями избегать испытывать тоску и горе разделения с любимой привязанностью. Крики в этот период- обычное явление для детей в ситуации стресса.

В этом периоде ребенок может сидеть на одном месте в группе, не играть, не участвовать в активностях, весь день беззвучно хныкать или громко плакать лишь при упоминании слова «мама». Есть дети, которые отказываются есть. Не могут сходить в туалет, терпят до дома. Дети ходят за воспитателем и спрашивают: «А моя мама придет?», стоят у двери, ревностно охраняют свои игрушки.

Что больше всего беспокоит ребенка в этот период?

Необходимость расставаться с родителями утром. Это самое сложное. И каждая мама знает, насколько тяжело выносить душераздирающий крик. Как ни уговаривай, как ни игнорируй, а все равно- в мозге ребенка проходит процесс адаптации каждый новый день. Именно поэтому мамы удивляются, что уже давно пора ребенку привыкнуть к тому, что его ведут в сад. А он все никак не может.

Дело в том, что адаптацию никак нельзя назначить на определенное время. Никогда нельзя ожидать, что если родители все сделали правильно, то и результат будет правильным. С адаптацией это не работает. Она неподвластна логике, уговорам, положительным примерам, рациональным объяснениям.

Можно верить в подготовку к детскому саду, но она не оказывает 100% влияния. Мозг ребенка сам решит, когда подарить ему привыкание к обстоятельствам. Это всегда случается вдруг. И все попытки уложить период адаптации в 2-3 недели или в 2-3 месяца кажутся далекими от понимания процесса адаптации.

С ребенком происходит каждый день одно и то же. И нужно набраться терпения и спокойно ждать. Адаптация случится, потому что просто нет причин ей не наступить.

Если понаблюдать за ребенком, то несмотря на утренние страдания, социальные процессы все равно идут. Ребенок в этот период выделяет воспитателя, которая ему больше по душе. Выбирает себе дружочка. Обслуживает себя, просит помощи, изучает обстановку. Взаимодействует в группе, делает то, что его просят, следует за остальными.

Не нужно слушать тех, кто говорит, что пора бы вашему ребенку уже привыкнуть.

Не нужно слушать тех, кто говорит, что вы что-то делаете неправильно.

Не нужно слушать тех, кто говорит, что у всех дети быстро привыкли, а ваш ребенок почему-то нет.

Нужно просто ждать второго периода адаптации.

2. Собственно адаптация

Что можно увидеть в этот период?

Это начался период собственно адаптации. До этого времени мозг ребенка перепробовал абсолютно все попытки, что были ему доступны, чтобы как-то изменить ситуацию с садом. А теперь сопротивление сменилось на принятие. «Пора бы уже смириться, что ничего невозможно изменить, придется принять все, как есть». И это произошло не потому, что родители объяснили это ребенку словами. Этот процесс происходит сам из абсолютной безвыходности на что-то повлиять.

Ребенок начинает привыкать к условиям, в которых он оказался. Он как бы начинает «видеть» где он, что от него требуется, как следует подчиняться, улавливает правила и ограничения. Становится более контактным со всеми, начинает по-настоящему чувствовать все, что с ним происходит. Поведение нормализуется. Ребенок постепенно углубляет связи с детьми и воспитателями. И он может теперь поделиться впечатлениями с вами и пожаловаться: мы слушали песенку, я ел кашу, я съел весь салат, меня укусила Маша.

3. Фаза компенсации

Ребенок ведет себя ровно, спокойно. В группе он примкнул (или возглавил) к одному из объединений детей. У него устойчивая дружба и отношения со всеми ребятами. Он выполняет поручения воспитателей, слушается их, поддается их влиянию. У него появляется «своя» жизнь в саду. Психологические процессы протекают в норме, темп развития ускоряется. В этой фазе ребенок, наконец, показывается свои способности, склонности, таланты.

Первые дни в детском саду — секреты адаптации и предварительной психологической подготовки ребенка

Автор: Юрасова Ольга, руководитель частного детского сада, детский психолог

Фотография: Екатерина Шуляк

Ваш малыш подрастает… Вы задумываетесь о детском саде? Пойти или не пойти? Как подготовить себя и ребенка к детскому саду? Какой детский садик выбрать?

Много рекомендаций и советов специалистов можно найти в интернете и литературе. Благодаря многолетнему опыту работы с родителями и детьми в процессе адаптации к детскому саду, хочу поделиться самыми распространенными заблуждениями и ошибками не только родителей, но и работников дошкольного образования.

Чем раньше отдавать ребенка в ясли (в год-два), тем легче он привыкает

(еще добавляя «Вот раньше нас родители в год в ясли отдавали и даже раньше. И ничего, выросли…»)

Я всегда — «против» яслей (ясли — группа детского дошкольного учреждения для детей раннего возраста, а именно до 3 лет). Это проект, который противоречит природе, здоровью и счастью детей.

Детям важно до 3-х лет, а некоторым и до 4-5 лет, быть с мамой или в доме, где проживает семья. Эмоциональная связь с мамой в этот период крепкая, дает ребенку опору и безопасность. Основные психологические и физиологические потребности ребенка связаны с мамой. Дети, которые пребывают с мамой весь ранний возраст, отличаются эмоциональной устойчивостью и благополучием.

По наблюдениям всех специалистов дошкольного развития, в последнее десятилетие дети-дошкольники отличаются бОльшими трудностями развития, нежели предшествующее поколение. Поэтому быть до 3-4 лет с мамой – важно и полезно для здоровья! Можно посещать развивающие занятия вместе с мамой, игровые занятия для раннего развития — первая ступень социализации малыша.

Исполнилось 3 года, значит, надо идти в сад на полный день

Детский сад принимает детей с трех лет. А готовность и возможность остаться в саду без мамы у всех детей разная. Кто-то может адаптироваться в три года, а кто-то и в 5 лет с трудом расстается с родителями на насколько часов.

Адаптироваться – это значит ходить в сад с интересом, желанием, расставаться без боли и страданий, выдерживать нагрузки.

Девочки привыкают к саду быстрее и могут начать ходить в 3- 3,5 года. Мальчики адаптируются медленно, трудно и ближе к 4 годам. Они эмоционально сильнее привязаны к маме. Мамам мальчиков нужно запастись терпением и не форсировать события, медленно прибавляя время пребывания в саду.

Очень важно ориентироваться на состояние ребенка: бодрость или унылость, стабильность или беспокойство, частые простудные заболевания.

Какова последовательность прибавления нагрузок в саду?

Сначала лучше приходить на период игры или прогулки. Затем добавлять время развивающих занятий. Потом прибавлять прием пищи: сначала – завтрак, позже – обед. Самое трудное по привыканию в режиме сада для детей – это дневной сон. Его лучше добавлять в последнюю очередь, когда все остальные периоды дня пройдены благополучно.

Ориентироваться надо не на слова и желания ребенка, а на его состояние!

Бывают случаи, когда ребенок 3-4 лет бодро и радостно говорит, что хочет остаться на целый день в 1-2 день посещения сада. И родители радостно соглашаются. Но для ребенка – остаться в саду – это игра, как и новые игрушки, красивая обстановка, интересные занятия. И сон в саду ему кажется занятной игрой до тех пор, пока его не уложат в кровать. Здесь игра заканчивается, и ребенок требует маму. Он привык спать с мамой, чтобы она была рядом. Привык к определенному ритуалу засыпания. Малыш возмущается и страдает, не может понять, почему нет мамы по его желанию. Может возникнуть стойкое нежелание посещать сад на фоне пережитых сильных неприятных чувств. Из-за того, что малыш еще не был готов к этому режимному моменту.

В детский сад надо идти в сентябре месяце

Самое лучшее время для адаптации детей к саду – весна (с мая месяца) и лето. В это время заканчиваются занятия познавательного цикла, больше творчества и прогулок. Световой день длинный, больше солнца и тепла. Дети легче утром просыпаются, они более окрепшие физически и эмоционально устойчивее.

Осень – не самое удачное время для начала адаптации. В период привыкания к саду детям важна неспешность процессов, отсутствие суеты. Малышам важно осмотреть все вокруг, разглядеть, поиграть во все игрушки. Летом это сделать легче, так как меньше детей ходят в сад, воспитатели выполнили основные образовательные задачи и в группах больше времени для ролевой игры. У детей есть свои «осенние трудности». Как они проявляются:

— дети быстрее утомляются, им труднее концентрировать внимание

— эмоциональный фон несколько снижен из-за темного времени суток, дождей и недостатка солнца

— на улице холодно, и по утрам нужно надевать много одежды, а родители, как правило, торопятся, боясь опоздать в сад, — создаются ситуации с неприятными эмоциями, еще одна из причин не хотеть идти никуда по утрам

— трудно проснуться утром, утренняя вялость

Адаптация к саду проходит 1-2 недели

Многие родители, приводя в сад ребенка в 3 года, планируют только одну неделю адаптации (т.е пребывание до обеда). А уже со второй недели хотят оставлять ребенка на сон, до вечера.

1-2 недели – это период адаптации эмоционально устойчивого ребенка, который уже посещал другой детский сад и ему 5-6 лет. Для детей 3-4 лет привыкание к саду – это период от месяца до полугода. Девочки – быстрее адаптируются и готовы выдерживать нагрузку полного дня через месяц- полтора, мальчики – сложнее.

Бывает и так: ребенок начинает оставаться на полный день в саду, ему нравится, легко расстается с родителями. А через 1,5-2 месяца мы наблюдаем последствия психического перенапряжения (тики, навязчивые движения, логоневроз, энурез, частые простудные заболевания как последствие снижения иммунитета), которое говорит, что нагрузка сада оказалась выше возможностей ребенка.

Что является нагрузкой в детском саду? Это родителям трудно понять. Малыш получает за день много впечатлений. На занятиях и в различных видах деятельности ребенку необходимо слушать, направлять свое внимание, сосредотачиваться, задействовать все органы восприятия. В режимных моментах и быту дети стараются следовать правилам, отказывать себе в сиюминутных желаниях.

А еще по несколько раз в день надо одеваться и раздеваться, активно играть на прогулке. Участвовать в игре со сверстниками, прикладывая усилия, чтобы договориться и понять партнера. Эмоционально проживать разные неприятные моменты контакта. На все эти процессы уходит много сил и ресурса ребенка. Поэтому лучше всего в период адаптации ориентироваться на актуальное состояние ребенка, наблюдая, как ребенок переносит возрастающую нагрузку.

Дети при расставании с родителями в детском саду должны первое время плакать. Это нормально

Если все важные моменты подготовки к адаптации соблюдены, и ребенок, и родители готовы к посещению сада, дети не должны при расставании с родителями в детском саду плакать, особенно с душераздирающими криками и в тревоге.

Конечно, все дети имеют право на грусть. Но в данной ситуации — это сигнал, что-то было сделано не правильно, что-то важное не учли.

Или ребенок был к саду не готов, не были учтены какие-то особенности малыша. Поэтому необходима дополнительная помощь психолога в разработке этапов адаптации и в поддержке родителей.

В первые дни посещения сада родителям лучше всего быстро уходить и не сидеть в коридоре

Ребенок, жизнь которого все предыдущие 3-4 года была рядом с мамой, в стенах его дома, с близкими родственниками, не может сразу и надолго быть без этих составляющих.

Поэтому первые дни в саду важно, чтобы мама или другой близкий был рядом. Это дает ребенку ощущение безопасности, возможность получить ресурс и поддержку.

Сначала малыши выбегают обняться и прижаться к маме часто, потом реже. Ребенку нужно время принять, что есть еще другой вариант бытия, жизнь в группе сверстников с чужим взрослым.

В жизни ребенка до сада мама была главным человеком, она помогала ему и сопровождала во всех процессах. Теперь нужно время, чтобы принять необходимость ориентироваться на другого взрослого – воспитателя. Учиться обращаться к нему, получать помощь и поддержку.

КАК родителям полезно пребывать в саду в первые дни?

Я рекомендую взять книжку, журнал или что-то еще, чем можно занять себя. Когда ребенок выбегает к вам, важно быть спокойной и радостно его встречать. Если малыш просит вас помочь решить какую-то трудность в группе, обратитесь к воспитателю.

Важно, чтобы ребенок слышал «Здесь воспитатель знает, как и что делать. Давай спросим его. Он здесь главный взрослый. Он тебе поможет». Пусть малыш услышит, как вы спрашиваете воспитателя, давая понять, как ему в дальнейшем надо делать это самому. Хорошо, если ребенок будет свидетелем вашего общения с воспитателем. Если вы говорите с доверием, радостью, то для ребенка это будет сигналом доверия новым взрослым.

Бывает, что ребенку трудно оторваться от мамы и зайти в группу. Поэтому, хорошо в первый день зайти в группу вместе с малышом, обойти ее, рассмотреть всё вокруг, пообщаться при ребенке с детьми, воспитателями, поиграть вместе. Если в последующие дни ребенку всё-таки будет трудно расстаться – не отпихивайте его, не толкайте в сторону группу, не заставляйте идти, не злитесь за то, что ему трудно. Все эти действия приведут к обратному эффекту: ребенок «вцепится» в вас, так как окажется в вашем поле тревоги, и сам будет еще больше волноваться. И зайти в группу не сможет. Наоборот, наберитесь терпения и подождите, когда вашему ребенку станет скучно с вами, ведь в группе игрушки и дети. Любопытство возьмет верх. Надо только подождать и сохранять спокойствие.

Об исчезнувшей маме

Знакома ли вам такая ситуация? Первые трудные дни привыкания ребенка к саду. Малыш, с трудом оторвавшись от мамы, идет в группу. Ему интересны игрушки, новая обстановка, играющие дети. Он увлекается игрушкой, отвлекается от мамы.

В это момент воспитатель шепчет маме «Идите! Видите, играет. Уходите, пока он отвлекся». И мама исчезает. Что происходит с ребенком, который несколько секунд назад видел маму, стоящей в коридоре, и вдруг – её НЕТ! Она исчезла!

Куда, где мама.

Ребенок забывает про игрушки. Он испытывает смешанные сильные чувства: страх, удивление, непонимание, растерянность, беспокойство. Была мама и исчезла! Прожив стресс в такой ситуации, ребенок «привязывается» к маме, не отпускает, цепляется за руки, плачет, кричит. Он боится повторения травмирующей ситуации. Поэтому старается сделать всё, чтобы она не повторилась. После этого расставание в детском саду с мамой может стать ежедневной драмой.

Как можно было маме уйти?

Она должна была попрощаться, сказать малышу, что уйдет, сообщить, когда вернется за ним. Маленькие дети лучше всего понимают время по режимным моментам: обед, тихий час, полдник, прогулка. Ребенок имеет право печалиться расставанию с мамой. Но, услышав мамино «Я уйду», у него будет ясность и понимание, что мама ушла, когда она придет. Ясность ребенку очень важна.

Мы отдали в детский сад, вот пусть там воспитывают и развивают ребенка. Детский сад решит все трудности ребенка

Детский сад – это услуга по оказанию помощи родителям.

Но сад не отменяет первостепеннейшей роли семьи в жизни ребенка. Все ценности, традиции, особенности контакта ребенок осваивает и присвоит именно в семье. Поэтому семье важно быть для своего малыша примером и образцом в общении и поведении. Эмоциональное состояние и способы поведения ребенка напрямую зависят от папы и мамы.

В саду есть развивающая среда и занятия. Но ничто не заменит ежедневного общения ребенка с родителями обо всем происходящем вокруг и в семье; совместного времяпровождения в игре и семейных событиях; познавательных поездок и просто эмоционального проживания друг друга.

Пусть Ваш малыш с радостью говорит «Хочу в сад». Будьте счастливы!

Когда трудности с адаптацией исходят от родителей

  1. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию, другие угрожают детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.
  2. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.
  3. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью, и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.
  4. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания — ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
  5. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик и сама желает заботиться о внуке.
  6. Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.
  7. Отсутствие необходимости в посещении детского сада. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания», и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.
  8. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно ни звучало, но плач при адаптации — это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.

И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу или других дел. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4 лет. Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками. Они в этом возрасте все равно играют не вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам. И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector