0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дети в 1 месяц

Дети в 1 месяц

Для оценки развития необходимо знать основные навыки, которые имеются у новорожденного. Дети в 1 месяц должны уметь улыбаться, фиксировать взгляд на ярком предмете, реагировать плачем на боль, дискомфорт, голод и другие раздражители.

Оглавление

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Физическое развитие оценивают по весу, росту, массе тела, окружности груди. Средняя прибавка веса составляет за месяц 600 г. Рост грудничка увеличивается за 30 суток на 3 см.

Рост, окружность головы, груди, вес ребенка в 1 месяц

ПоказателиМальчикиДевочки
Рост (см)50.8-58.549.8-57.6
Вес (г)3400-58003200-5500
Окружность груди (см)34.1-38.934-38.1
Окружность головы (см)34.9-39.634.2-38.9

Эти показатели необходимо знать для оценки состояния младенца.

При наличии отклонений в росте и весе врачи ставят диагноз задержки внутриутробного развития или опережение развития. По большой окружности головы можно выявить гидроцефалию.

Что умеет новорожденный ребенок 1 месяц

Навыков у новорожденного не много, но они имеют большое значение.

Что умеет делает малыш в 1 месяц:

  • задерживать взгляд на матери, ярком предмете;
  • удерживать головку лежа на животике на протяжении 5 секунд;
  • отличать цвета: красный, черный, желтый, белый;
  • узнавать маму;
  • вздрагивать, замирать, плакать при резком или громком звуке;
  • гулить.

Гуление является начальным этапом развития речи. Младенец может произносить звуки: «агу», «ау» и другие.

Новорожденный способен улыбаться. В первые 2 недели улыбка осуществляется чаще во сне. Она не осознанная.

К концу месяца малыш начинает улыбаться осознанно при виде матери или других членов семьи.

Рефлексы

Рефлексы новорожденного являются защитными.

К физиологическим рефлексам относят:

Сосательный – появляются сосательные движения, если провести пальцем у рта или по губам, ввести палец в рот.

Защитный – лежа на животе, грудничок приподнимает голову, а затем поворачивает ее в сторону, чтобы не задохнуться.

Хватательный – малыш хватает палец или предмет при надавливании на ладонь.

Опоры – в вертикальном положении младенец будет стоять на ножках на полной стопе.

Шаговый – если поставить малыша вертикально, а затем наклонить вперед, он будет совершать автоматические шаги.

Поисковый – при поглаживании щеки ребенок поворачивает голову к раздражителю, открывает рот.

Задержки дыхания – при сбрызгивании на лицо водой младенец задержит дыхание, закроет глаза.

Помимо этих рефлексов есть и другие:

Хоботковый – вытягивание губ после прикосновения к ним пальцем;

Галанта – при проведении рукой по спине малыш выгибается, нога на стороне раздражения разгибается.

Бабинского – при проведении пальцем по подошве происходит разгибание, веерообразное расхождение пальчиков стопы.

Спонтанного ползания – в положении малыша на животе приставляют руку к стопам, после этого малыш будет отталкиваться от руки, пытаться ползти.

Моро – младенец лежит на спине, рядом с ним необходимо ударить по поверхности стола, после этого он разводит руки в стороны, а затем снова сводит их.

Робинсона – если вложить большие пальцы грудничку в руки, он схватится за пальцы, будет держаться.

По этим рефлексам врач оценивает состояние ребенка. Если все рефлекторные реакции присутствуют, малыш здоров.

У ослабленных детей рефлексы часто слабо выражены.

Как ухаживать за грудничком, кормить

Кормить грудничка необходимо грудью по требованию. Частота вскармливаний составляет не реже 2-3 часов.

Адекватный режим питания позволяет быстрее восстановиться после родов, справиться с желтушным синдромом, набирать вес.

Ночные кормления очень важны, так как лактация основана на секреции гормона пролактина.

Пролактин синтезируется гипофизом в 4-5 часов утра. При регулярных ночных кормлениях лактация поддерживается на необходимом уровне.

Если грудничок питается не молоком матери, а смесью, необходимо кормить его каждые 4 часа.

Кормление по часам позволяет сохранить аппетит младенца. Чаще кормить не желательно.

Смесь усваивается хуже, дольше переваривается. Избыточное кормление приводит к срыгиваниям, коликам.

Существуют и другие мероприятия по уходу:

  • купание;
  • подмывание;
  • гигиенические манипуляции: очищение носа, глаз, стрижка ногтей, умывание;
  • гимнастика, массаж;
  • воздушные манны;
  • прогулки;
  • сон.

Гигиенические манипуляции и подмывание осуществляются ежедневно утром и при необходимости.

Гигиенические мероприятия

После выписки из роддома, чтобы младенец не царапал себе лицо, нужно подстричь ногти. Это можно сделать при помощи детских ножниц, которые имеют круглые концы.

Ножницы у грудничка должны быть свои. Взрослыми ножницами подстригать ногти нельзя. На них может находиться инфекция.

Умывание ребенка

Для того чтобы малыш мог нормально сосать грудь или соску, необходимо обеспечить свободное носовое дыхание.

Нос забивается слизью, так как грудничок часто срыгивает. Во время обратного заброса молока небольшое количество срыгиваний попадает в носовую полость.

Носовые ходы нужно по мере загрязнения чистить ватными жгутиками. Ватные жгутики предварительно смачивают маслом.

Если не получается пользоваться ватными жгутиками, можно применять носовые аспираторы.

Приборы продаются в аптечных пунктах в виде груши или трубки с емкостью для сбора слизи.

Перед тем как использовать аспиратор, в каждый носовой ход рекомендуется закапать 1 каплю физиологического раствора. Это облегчит выведение слизи из носовых ходов.

Уши грудничку чистить ватными палочками не нужно. Сера самостоятельно вымывается во время купания.

К гигиеническим процедурам относят протирание глаз в утреннее время. Для этого используют ватный диск, который смачивают кипяченой водой, желательно теплой.

Глазки необходимо протирать от наружного угла к внутреннему. Манипуляция позволяет снизить риск развития инфекций глаз.

Лицо умывают не под проточной водой, а при помощи ватного диска, который также смачивают кипяченой водичкой. Начинают протирать лоб, затем переходят к щекам и подбородку.

Обязательно нужно протирать кипяченой водой кожу за ушами, складки на шее, подмышки.

Это предупредит возникновение опрелостей. Все складки (шейные, паховые, подмышечные, область за ушами) желательно смазывать кремом.

Подмывание мальчиков и девочек

Подмывать грудничка рекомендуется под проточной водой. Девочек подмывают спереди назад, мальчиков – сзади наперед.

Чтобы подмыть девочку, ее необходимо положить на правую руку лицом вверх. Голова малыша находится в области локтевого сгиба, ягодицы на кисти.

Придерживать девочку нужно за правую ногу пальцами кисти, чтобы она не упала. В этом положении струя воды течет спереди назад.

Мальчика во время подмывания держать легче. Для этого младенца кладут на левую руку лицом вниз.

Если удобно, то можно уложить малыша на правую руку. Голова находится на локтевом сгибе, паховая область на кисти. Ноги свешены вниз.

Подмывать рекомендуется после каждой дефекации. В противном случае возникнут опрелости.

Подмывать младенца рекомендуется без мыла. Если каловые массы не отмываются просто водой, можно помыть детским мылом.

Смена подгузника осуществляется каждые 3 часа. Перед использованием нового памперса желательно снова подмыть грудничка.

После ночного сна подмывание обязательно.

Воздушные ванны, купание

Воздушные ванны грудному ребенку 1 месяц проводятся ежедневно после каждого переодевания. Длительность процедуры составляет 10-15 минут. Температура в помещении должна быть не ниже 22 ᵒ С.

Купание грудничка осуществляется ежедневно по 10-15 минут. Мыть малыша нужно без мыла.

С мылом моют только 1 раз за 7 суток. Первое купание после рождения также осуществляется с мылом.

Нельзя добавлять в воду пенки, гели для душа с отдушками, детские косметические средства, травы. Они могут вызвать аллергическую сыпь.

Частое использование мыла приводит к сухости, дерматитам, грибку кожи.

Вода для купания должна иметь температуру 37 ᵒ С. Для ее измерения можно применять термометр. Допустимо проверять температуру локтем.

Эта область кожного покрова более чувствительно, чем ладонь. После купания младенца обливают водой, которая на 1-2 ᵒ С ниже, чем в ванночке.

После купания кожу необходимо промокнуть полотенцем, но не тереть. Все складки хорошо просушивают, обрабатывают детским кремом.

После купания нужно накормить ребенка, уложить спать.

Ежедневная процедура купания позволяет настроить ребенка на здоровый сон. Также манипуляция помогает снять колики.

Сон и прогулки

Спать дети в 1 месяц должны до 16-20 часов за сутки. Днем младенец спит 3-4 раза. Сон необходим для нормального роста и развития.

У новорожденных сон состоит из быстрых и медленных фаз. Быстрые фазы преобладают над медленными, поэтому младенец пробуждается при любом внешнем воздействии.

Прогулки осуществляются ежедневно 2 раза за сутки.

Гулять разрешается при следующей температуре:

  • лето – 25-30 ᵒ С;
  • зима – не ниже -15 ᵒ С.

Первая прогулка не должна превышать 15 минут. Затем постепенно увеличивают время до 1-2 часов.

Один или два дневных сна можно совместить с прогулкой.

Массаж и гимнастика

Массаж и гимнастика проводится за 1 час до еды или через 60 минут после вскармливания. Нельзя делать процедуру сразу после приема пищи.

Это приведет к срыгиванию. Не следует проводить гимнастические упражнения, если грудничок очень голодный.

Уложить на спину, погладить руки, ноги, живот.

Положить на живот, погладить спину, ноги, руки, ягодицы.

Уложить на спину, положить большие пальцы в ладони малыша, малыш схватиться за них, после чего попробует подтянуться.

Выложить на живот, подставить ладонь к стопам; младенец будет отталкиваться, пробовать ползти.

Сгибать, разгибать ноги, руки малыша в положении на спине.

Эти упражнения проводят ежедневно. Гимнастика способствует укреплению мышц, устраняет гипертонус и гипотонус, ускоряет кровоток.

Обследование и прививки

В первый месяц после рождения грудничка не следует вести в поликлинику. Его будет навещать медсестра педиатрического участка 1 раз в неделю.

Дважды за месяц придет врач. Доктор заберет выписку из роддома, осмотрит грудничка.

Когда ребенку исполнится 1 месяц, необходимо прийти в поликлинику на прием. В это время проведут осмотр, назначат общий анализ крови.

После этого необходимо пройти обследование у специалистов:

  • невролог;
  • офтальмолог;
  • ортопед;
  • хирург.

Помимо осмотра узких специалистов показано ультразвуковое обследование брюшной полости, исследование слуха – аудиотест, нейросонография головного мозга.

При необходимости проводят УЗИ тазобедренных суставов.

Прививки

Прививки необходимы для защиты от инфекций. В роддоме младенцу делают первую прививку от гепатита В (в первые 12 часов жизни), а также ВЦЖ (от туберкулеза на 3-7 сутки).

После выписки, когда ребенку 1 месяц, проводится вторая вакцинация от гепатита В.

Режим ребенка в 1 месяц должен включать кормление, гигиенические процедуры, прогулки, массаж.

Лучшим питанием для грудничка является грудное молоко, которое защищает его от возможных инфекций, дает необходимые микроэлементы.

При выполнении всех рекомендаций по уходу и вскармливанию малыш будет расти здоровым.

Безусловные рефлексы у новорожденного ребенка и их значение для дальнейшего развития

Рефлекс – ответная реакция живого организма на воздействие сторонних раздражителей. Все рефлексы у человека подразделяются на условные и безусловные. Первая группа – индивидуальные навыки, которые появляются в процессе жизни по мере созревания коры головного мозга. Это своеобразный жизненный опыт, который человек получает на протяжении длительного времени. Вторая группа рефлексов, безусловных, — это то, с чем рождается человек.

Безусловные рефлексы являются врожденными, сложившимися в процессе эволюции человека. Это относительно постоянные ответные реакции, которые спустя некоторое время после появления ребенка на свет ослабевают и вскоре безвозвратно исчезают. Врожденные рефлексы крайне важны — они помогают беззащитному ребеночку выжить в сложный период родов и адаптироваться к новой среде. При ослаблении или отсутствии каких-либо из них (например, глотания или сосания) малыш не сможет существовать вне материнского организма.

Всего неонатологи выделяют у здорового младенца более 15 безусловных ответных реакций. Основные функции, которые они выполняют:

  • поддержание нормальной жизнедеятельности (например, реакция сосания);
  • защита организма от негативных воздействий раздражителей (от мороза, яркого солнца);
  • обеспечение безопасного процесса рождения (задержка дыхания при продвижении малыша по родовым путям).

Вес ребенка рассчитывается исходя из срока, на котором он родился. При преждевременных родах (32 неделя) масса тела не превышает 2100 г. Новорожденные с весом более 4000 г. рассматриваются как крупные младенцы. Нередко такой вес свидетельствует о наличии у матери углеводного нарушения.

При рождении ребенка на нормальных сроках, вес у мальчиков составляет от 3,5 до 5,5 кг, у девочек — 3,1-5,2 кг. При нормальном физическом развитии младенец прибавляет 100–200 г в неделю. В среднем за 1 месяц жизни идет прибавка в весе 600 г, в дальнейшем ежемесячно примерно 800 г.

Подробное описание

Ученые обнаружили огромное количество безусловных рефлексов, которые появляются у малыша после рождения и помогают ему приспособиться к новому миру. Из них только около 15 являются действительно важными для жизнедеятельности. Их разделяют на несколько групп.

Оральные рефлекторные реакции

  1. Сосательный. Это один из основных рефлексов, необходимых крохе для поддержания жизнедеятельности. Он появляется в первые часы после рождения и сохраняется до 1-2 лет. Его суть — при прикладывании к груди ребенок плотно обхватывает губками сосок и начинает ритмично двигать губами и языком, высасывая ее содержимое. Если предложить крохе бутылочку, он также сможет поесть.
  2. Глотательный. Он очень важен, поскольку позволяет еде попасть в пищевод. Сохраняется на протяжении всей жизни человека.
  3. Хоботковый. Он проявляется выпячиванием губ в виде хоботка при надавливании на верхнюю губу малыша. Такая реакция исчезает к 3 месяцам.

Рефлекс ротовой Эшериха

  • Ладонно-ротовой. Считается смешанным (орально-двигательным). Он проявляется открыванием рта при одновременном надавливании на центр ладоней младенца. Уже после 2 месяца он исчезает.
  • Поисковый (реакция Киссмауля). Необходим для поиска еды. При малейшем прикосновении к щекам или уголку рта, младенец поворачивает голову и открывает рот. Исчезает, когда малыш начинает видеть еду.
  • Хватательные рефлекторные движения

    1. Рефлекс Робинсона-Янишевского. Проявляется крепким сжиманием пальцев взрослого. При этом ребенка можно даже приподнять. Сохраняется несколько месяцев, а потом исчезает. Если он присутствует у детей старше 5 — 6 месяцев, то у него скорей всего имеются неврологические нарушения.

    Верхний хватательный рефлекс

  • Рефлекс Бабинского (или подошвенный). Если погладить или легонько нажать на подошву стопы, то ребенок рефлекторно ее сожмет, а его пальцы на руках при этом разгибаются в виде веера. При оценивании учитывают симметричность и энергичность движений. Может сохраняться достаточно долгое время — до 1 или даже 2 лет.
  • Двигательные реакции

      Рефлекс Кернига. Проверяют его так — у лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в бедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в колене. При положительном рефлексе это сделать не получится.

    Рефлекс Моро. Эта реакция наблюдается при резком звуке (например, удар по поверхности, где лежит малыш). Проходит в 2 фазах:

    • кроха выпрямляет ножки и раскидывает руки в стороны;
    • возвращение в обратное положение (при этом ребенок как бы обнимает себя).

    Рефлекс Моро

    Он сохраняется до 5-месячного возраста, а после исчезает.

    Защитные реакции

    Если младенца положить на живот, он инстинктивно приподнимает голову и поворачивает ее набок. Так он обеспечивает доступ воздуха, чтобы не задохнуться. Еще один пример — задержка дыхания на несколько секунд в случае, когда на лицо попадает вода или струя воздуха.

    Игры в 1 месяц

    Для физического развития:

    • Уложив кроху на спинку, возьмите ребенка за ручки, поднимите их вверх за голову, потом опустите вниз, после чего скрестите на груди и разведите в стороны. С ножками крохи можно имитировать движение на велосипеде. Во время такой гимнастики напевайте приятную песенку.
    • Положив младенца на животик, покажите ему игрушку и поднимайте ее вверх, стимулируя малыша поднять голову. Также можете уложить кроху на свой живот и называть малыша по имени, чтобы ребенок поднял голову и начал смотреть на ваше лицо. Такие занятия улучшат развитие его мышц.
    • Нежно прикасайтесь к малышу во время купания, сопровождая такой легкий массаж тихой песенкой. Искупав кроху, заверните младенца в полотенце, спрятав свое лицо за его краешек, затем выгляните из-за полотенца и скажите «ку-ку».

    Для развития зрения:

    • Сделайте из бумажной тарелки своеобразную «куклу». Для этого нарисуйте лицо и прикрепите к тарелке ручку, чтобы ее можно было держать и перемещать. Покажите «куклу» малышу с расстояния 25 см и дождитесь, чтобы кроха начал следить за тарелкой.
    • Наклонитесь над малышом, чтобы его взгляд зафиксировался над вашим лицом, а затем медленно двигайтесь в сторону. Младенец будет следить за вами, поворачивая головку.
    • К небольшой игрушке нужно пришить резинку и подвесьте игрушку над ребенком. Затем заставьте игрушку на резинке «прыгать» перед малышом вверх и вниз. Вскоре ребенок будет не только смотреть на прыгающую игрушку, но и стараться ухватить ее ручками.
    • Покажите малышу яркую игрушку на расстоянии 30 см от его лица, затем медленно ведите предмет по горизонтали. Заметив, что ребенок смотрит на игрушку, далее двигайте ее по вертикали, а в заключение перемещайте предмет по кругу.
    • Во время кормления положите на свое плечо яркий шарфик или полотенце. Малыш будет переводить взгляд с вашего лица на этот яркий предмет.

    Для развития других органов чувств:

    • Читайте малышу детские стихи, чтобы развивать слух крохи и чувство ритма. Вы можете познакомить младенца с вашими любимыми стишками или же придумать собственные. Можно взять за основу любую песню и поменять в ней слова на свой вкус.
    • Привяжите к пинеткам крохи по колокольчику. Во время шевелений ножками кроха будет слышать звон и прислушиваться к нему.
    • Когда ребенок лежит в кроватке, разговаривайте с крохой, пока вы перемещаетесь по комнате. Это будет одновременно стимулировать и слух младенца, и его зрение.
    • Мягко помассируйте на ножках и ручках младенца каждый пальчик. Притрагивайтесь к крохе не только руками, но и кусочком ваты, мягкой кисточкой, рукавичкой из махровой, шерстяной или другой ткани.
    • Обмакните шарики из ваты в нерезкие пахнущие жидкости, например, мятную или ванильную туалетную воду. Давая нюхать такой шарик малышу, вы будете стимулировать обоняние младенца.

    Развитию ребенка способствует и массаж. О том, как правильно его делать, смотрте в следующем видео Николая Никонова.

    Кормление ребенка

    Кормление грудного малыша – это чрезвычайно важный процесс, способствующий полноценному физическому развитию, о котором позаботилась сама природа. На сегодняшний день правило выдерживания определенного интервала между кормлениями, которым руководствовались наши мамы и бабушки, отошло в небытие. Единственным правильным по всему миру нынче принято считать так называемое кормление по требованию. Под ним подразумевается то, что прикладывать ребенка к груди необходимо тогда, когда он проявляет признаки беспокойства, капризничает или открывает ротик и пытается найти вашу грудь, без привязки ко времени. Такой способ, во-первых, налаживает лактацию у мамы и препятствует появлению гиполактии, а во-вторых, благотворно влияет на психологическое здоровье малыша.

    Важно также правильно прикладывать ребенка к груди: в его ротике должна помещаться вся ареола, подбородок при этом должен плотно упираться в мамину грудь, а носик – лишь слегка касаться ее.Некоторые малыши могут уставать во время кормления и засыпать прямо с грудью в ротике. Маме при этом необходимо напомнить малышу о том, что ему полагается поесть как следует: слегка погладить его по щечке, вынуть грудь изо рта и т. д.

    Также важно после кормления дать возможность крохе срыгнуть тот воздух, который он заглатывает во время еды вместе с молоком. Это можно сделать, взяв ребенка вертикально, лицом к вам, и поместив его голову на плечо, при этом слегка поглаживая спинку.

    Обязательно стоит учесть то, что у многих детей в течение первых месяцев жизни наблюдается такое явление, как колики. Для того, чтобы избежать данной неприятности, нужно:

    • давать ребенку хорошенько срыгнуть воздух после кормления (лучше это делать даже несколько раз за кормление);
    • практиковать выкладывание малыша голым животиком на грудь матери (так называемый контакт «кожа к коже»);
    • использовать газоотводную трубочку (при необходимости);
    • давать ребенку специальные противоколиковые препараты, предварительно проконсультировавшись с педиатром (Эспумизан, Бэбинос, Плантекс, Боботик и другие);
    • придерживаться специальной —диеты при грудном вскармливании—.


    Сон – это то, что преимущественно нужно ребенку в первый месяц жизни. Именно поэтому большую часть суток, до 20 часов, новорожденный малыш проводит во сне. Как правило, спит он в позе лягушки: лежа на спине, откинув согнутые в локтях руки назад и раздвинув в стороны согнутые в коленях ноги. Различают несколько состояний сна у новорожденного младенца:

    • глубокий сон (ребенок полностью расслаблен, его дыхание медленное и ровное);
    • неглубокий сон (конечности ребенка подрагивают, дыхание учащенное);
    • дремотное состояние (наблюдается во время кормления или перед засыпанием, когда глаза младенца полузакрыты).

    Развитие речи

    Развитие речи напрямую зависит от созревания головного мозга и развития в общей целостности структур, отвечающих за общение. Таким образом, выделяют следующие этапы становления речи:
    1. Начальный (подготовительный) этап. Как правило, начинается в возрасте 2-4 месяцев. В данный период ребёнок начинает произносить звуки, которые показывают, что ребёнок доволен либо нет. Это проявление называется гулением. Гуление вызывается положительными эмоциями — таким образом ребёнок показывает своё удовольствие и радость. Начиная с 7 месяцев гуление сменяется лепетом. Ребёнок произносит уже некоторые слоги, которые на слух более понятны для взрослого.

    2. Зарождение сенсорной речи. Под термином «сенсорная речь» подразумевается лепет, который сочетается с пониманием значения слов, которые ребёнок слышит от взрослого. На этом этапе ребёнок реагирует на вопросы. Как правило, он зрительно наблюдает за предметом, о котором говорят вокруг. В возрасте одного года запас слов увеличивается, лепет обогащается с каждым днём. В этом возрасте запас понимаемых слов близок к 20. Ребёнок слушается, различает понятия «можно» и «нельзя». Также появляется интерес в общении со взрослыми. Ребёнок жестикулирует, машет ручками, приветствует по просьбе родителей незнакомых людей.

    3. Становление моторной речи. У всех детей наступает этап, когда они не просто понимают слова, а когда хотят, чтобы поняли их. В возрасте 11 месяцев ребёнок произносит несколько слов (15-20), понимает их значение, и в дальнейшем развивает этот дар всё больше и больше. Девочки намного быстрее начинают говорить, нежели мальчики. Первыми словами всех детей являются простые слова, состоящие из одинаковых слогов, к примеру: мама, папа, ива, дядя. Ко второму году жизни запас увеличивается в 2 раза. Этот период считается одним из самых ярких и запоминающихся в жизни ребёнка. Малыш понимает связь между предложениями, и свободно воспринимает сказки со слов взрослого. Также в этот период очень хорошо развивается слуховая память. К концу второго года ребёнок уже лучше произносит слова, и словарь увеличивается до 300 слов.

    Необходимо отметить, что благополучному развитию моторной речи ребёнка помогает общение с родителями. Если в один из этапов становления речи возникают проблемы, и родители не в состоянии справиться самостоятельно, то необходимо подумать о помощи логопеда. В любых ситуациях нужно помнить, что лишь забота и ласка помогают нормальному развитию, а негативные эмоции могут лишь затормозить и испугать малыша. Поэтому основная задача родителей заключается в сохранении и обеспечении семейной атмосферы.

    Автор: Пашков М.К. Координатор проекта по контенту.

    Читать еще:  Изжога у детей: причины возникновения, симптомы и лечение в домашних условиях
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector