0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие речи детей от 2 до 3 лет

Развитие речи детей от 2 до 3 лет

Речь ребёнка в два года проходит фазу активного развития, ему необходима активная помощь родителей. Без неё малыш может столкнуться с задержкой речевого развития и его последствиями.

Речь ребёнка в 2 года активно формируется на фоне развития основных психических процессов. Мышление помогает ему сравнивать предметы друг с другом, устанавливать простые связи. Повышение устойчивости внимания позволяет слушать рассказы или чтение взрослого. Память и восприятие всё больше совершенствуются и дают возможность с большим успехом осваивать нормы родного языка. Слушание коротких сказок и небольших рассказов происходит уже осмысленно, ребёнок может повторить за взрослым и сложные слова, простые фразы, и небольшой кусочек пересказать самостоятельно.

На втором году жизни малышу интересно всё, что происходит вокруг него. Он наблюдает за предметами окружающего мира и осваивает действия, которые с ними можно производить. Главные проводники в мир новой информации – взрослые из ближайшего окружения. Но получить от них помощь и новые знания малыш может, если он владеет речью. Общение с близкими людьми — главный стимул освоения родного языка в возрасте от двух до трёх лет.

Почему так важно заниматься развитием дикции у детей

Напомним, что понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь – элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.

Родителям важно заметить проблему в дикции на начальных этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно развиваться. Существует много факторов, влияющих на овладение умением четко внятно говорить. Специалисты отмечают, в первую очередь, те из них, которые влияют на развитие дикции. Причинами плохой дикции у детей могут быть:

  • Нарушение произношения звуков;
  • Отсутствие некоторых звуков в речи;
  • Замена глухих звуков на звонкие;
  • Сокращение длинных и сложных слов;
  • Перестановка слогов местами;
  • Смягчение звуков;
  • Замена звуков на сходные по звучанию.

В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. При прогрессе педагогической науки и медицины многие проблемы, связанные с дикцией достаточно легко поправимы. В большинстве случаев для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой.

Какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития?

Не стоит волноваться, если малыш контактен, сообразителен, общается с членами семьи и окружающими при помощи жестов и звуков, реагирует на ваши просьбы, понимает слова, которые вы ему говорите, способен к звукоподражанию. Такие детки могут упорно молчать до трех лет, но потом активно начинают разговаривать, даже перегоняя своих сверстников. Речь идет о темповой задержке речи, когда малыш заговорил самостоятельно, без каких-либо принятых мер. Это нормальное явление, которое может встречаться у абсолютно здорового ребенка. Но существует и другая проблема, когда задержка развития речи – это тревожный «звоночек», сигнализирующий о серьезных нарушениях.

Что должно насторожить родителей:

  • Спустя 3-4 недели с момента рождения у малыша отсутствует реакция на голоса взрослых.
  • Отсутствие гуления в 2-4 месяца.
  • В 8-9 месяцев от ребенка не слышно никаких звуков, лепета.
  • В 1-1,5 года не произносит простых слогов (ма-ма, бу-бу), не откликается на свое имя.
  • С полуторагодовалого возраста не воспринимает на слух слова, просьбы. Есть проблемы с жеванием пищи.
  • Не использует жесты, добивается всего только плачем.
  • В 2 года не может говорить фразами, не стремится узнать новые слова, путает части тела, не знает названий элементарных предметов, не может указать на них. Словарный запас скудный, насчитывает не более 20 слов.

Окончательный диагноз ЗРР могут поставить только врачи после проведенного комплексного обследования.

Как развить речь взрослого с помощью упражнения

Усовершенствовать речь взрослого, улучшить его интонацию и голос можно в домашних условиях с помощью специальных упражнений:

  1. Тренировка дыхания. Рекомендуется произносить главные звуки на выдохе, причем стараться тянуть их как можно дольше. Можно сделать короткий вдох и попытаться сосчитать до 10 на выдохе.
  2. Скороговорки. Рекомендуется начинать с простых скороговорок, постоянно их усложняя и совершенствуя. Кроме этого, можно положить в рот орехи и проговаривать при этом слова. При постоянном выполнении таких упражнений уже в скором времени техника произношения сложных сочетаний заметно улучшится.
  3. Артикуляционная зарядка для взрослых. Можно поочередно упираться языком в щеки при закрытом или открытом положении рта, а также перемещать челюсти вперед-взад.

В том случае, если человек проглатывает слоги при разговоре, то можно заняться скандированием стихотворений.

Говорите красиво: упражнения для развития дикции и артикуляции у взрослых

Кто приходит к специалистам по технике речи, чтобы получить упражнения для развития дикции и артикуляции? Могу сказать, что в большинстве своем это взрослые люди, чья деятельность связана с коммуникациями. Людям важно продуктивное общение и выстраивание отношений со своими зрителями, учениками, последователями, клиентами (особенно потенциальными). Причем не всегда для деловых отношений, зачастую и для личных.

Для чего нужна четкая дикция каждому человеку и нужна ли?

Давайте вспомним героя мультфильма «Падал прошлогодний снег». По словам автора, он ловко скроен, ладно слеплен, в общем «орел — мужчина». Правда, есть у него недостаток — он не выговаривает некоторые буквы и цифры. Судя по тому, что с работой у этого «орла — мужчины» не клеится, а семья держится за счёт того, что жена попалась «строгая и авторитетная», окружающие регулярно понимают его неправильно. Согласитесь, что серьёзно воспринимать человека с такой речью трудно, а ещё сложнее общаться с ним. Конечно, “сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок!”

Читать еще:  Показатели и факторы развития самостоятельности у детей до года

Наверное, вы и сами замечали, что некоторые люди быстро находят работу, легко знакомятся с представителями противоположного пола и за пять минут становятся “своим” для любой аудитории. Очень часто мы это объясняем тем, что люди “красиво говорят” или у них хорошо “подвешен язык”. А это возможно только когда у людей хорошая дикция.

К сожалению, хорошая дикция не всегда дается от природы. Часто это связано с тем, что ребенок в детстве, подражая взрослым, усвоил неправильное произношение. Поэтому дикцию нужно развивать, чтобы:

  • Вас понимали окружающие. А информация, которую вы пытаетесь донести, воспринималась легко, несмотря на сложность темы.
  • Вы могли производить приятное впечатление во время выступления или собеседования на работу, на деловой встрече или свидании.
  • Привлекать внимание в любой аудитории. Хорошим рассказчиком, приятным собеседником можно стать развивая четкое произношение и голос.

Великий режиссер и педагог К.С. Станиславский придавал огромное значение правильному произношению, дикции. По его мнению, если актеры не преодолеют эту проблему, то они обязательно столкнуться с трудностями на сцене. Это утверждение актуально для каждого, кто стремиться выступать, делать карьеру, заводить новые связи и знакомства.

Особенности правильного произношения у взрослых

Иногда плохая дикция связана с дефектами речевого аппарата, имеющих врожденный характер: неправильный прикус, патология строения губ или челюстей, уздечки языка. Такие недостатки исправляются только путём медицинского вмешательства. Но самым распространенным недостатком, который проявляется у взрослых людей, с нормальным артикуляционным аппаратом, является нечеткая дикция.

Каждый из нас был в такой ситуации: слушаешь выступление оратора, ведешь беседу или присутствуешь на презентации. А выступающий мямлит, гундосит, “нукает”. Слушать невозможно, хочется чтобы презентация или диалог поскорее закончились. Никому не нравится напрягаться и переспрашивать. А тем более покупать у такого продавца или консультанта.

Вот как это выражается на практике:

  • торопливая и поэтому весьма неразборчивая речь, проглатывание слогов в середине и в окончании слов;
  • “ленивое” произнесение согласных звуков, когда «Ч» превращается в «Ц», вместо «Ж» говорят «З», а «Щ» меняют на «С» — ведь так легче!
  • вялый артикуляционный аппарат, когда рот еле открывается и отсутствуют паузы и интонации.

Ситуация усугубляется, когда обучение проводит специалист у которого дикция, мягко говоря, “хромает”. Естественно качество обучения падает, оно становится не эффективным. Студенты плохо усваивают материал. Если для обучения к тому же применяются технические средства (микрофон, интернет), то требуется особо четкая речь.

Типичная проблема для неопытного преподавателя и неумение “держать темп” на протяжении всего занятия. Если сначала речь звучит внятно, свежо и бодро, то к концу выступления явно не хватает дыхания и энергетики. Как говорится: “Начал за здравие, а кончил за упокой”.

Причины таких изменений:

  1. недостаточно развитые лицевые мышцы, ответственные за артикуляцию;
  2. существуют проблемы с постановкой голоса;
  3. недостаточный опыт по владению энергетикой и темпом речи.

Особенно важна хорошая дикция, если вы, по роду своей деятельности, часто выступаете перед аудиторией, записываете аудио или видеовыступления. Знайте, что качество вашей работы и уровень восприятия выданной вами информации, непосредственно зависят от манеры вашего изложения.

Особенность развития дикции у взрослых людей заключается в том, что правильное произношение звуков укоренить гораздо сложнее, чем детям. Если за много лет человек привык произносить слова по-своему, то ему приходится работать не только над произношением, но и над психологическим самовосприятием речи.

При помощи определенных упражнений и тренировок, можно исправить невнятную дикцию и добиться четкости речи. Актеры и дикторы обычно используют такие методы:

  • регулярное повторение сложных звукосочетаний и скороговорок;
  • запись своей речи и прослушивание для выявления недостатков;
  • фитнес для артикуляционного аппарата.

Секреты тренировки артикуляторов для четкого произнесения звуков

Слово артикуляция происходит от латинского articulo (членораздельно произношу) и обозначает движение и положение всех речевых органов, необходимое для точного произнесения звуков в составе слова. От нее зависит разборчивость речи и правильность ее восприятия окружающими. Точности произношения можно добиться, тренируя свои артикуляторы.

Главных артикуляторов, участвующих в процессе звукообразования всего 3: губы, язык и нижняя челюсть. А еще на качество звучания влияют лицевые мышцы на щеках, положение верхнего неба и гортани. Чтобы получить четкие звуки, нужны тренировки — фитнес, когда мы учимся поочередно то напрягать группы мышц, то расслаблять их.

Для правильного произношения важно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое нёбо и нижнюю челюсть для каждой буквы алфавита. Давайте-ка для начала проверим в каком состоянии находятся ваши артикуляторы на данный момент?

Смотрите на себя в зеркало и попробуйте сделать вот что:

  1. Произнесите гласные И — Э — А — О — У — Ы. Обратите внимание — вытянулись ваши губы в форме рупора на звуке “У”? А рот открылся в форме круга во время произнесения звука “А”? Если этого не произошло, то вам пора уделить время развитию артикуляции.
  2. Протестируйте и подвижность языка — сверните его трубочкой; попробуйте выставить изо рта и сделать тонким, как змеиный; дотянуться им до носа. Ну как?
  3. А теперь диагностируем насколько закрепощена ваша нижняя челюсть. Для этого максимально откройте рот и попробуйте вставить между зубами сложенную ладонь без большого пальца. Этот трюк без смещения пальцев удается немногим, и это означает, что с артикуляцией не всё так благополучно, как хотелось бы.
Читать еще:  Методика раннего развития Марии Монтессори — основные принципы и заповеди системы

Что со всем этим делать?
Начинать заниматься развитием артикуляции, ведь привычка говорить четко, выработанная однажды, сохраняется на всю жизнь.

С чего начать?
Нечего хвататься за самые сложные скороговорки пока не укреплены мышцы ваших артикуляторов. Как в любом фитнесе — сначала разогрев, потом растяжки и сложные элементы.

Несколько эффективных упражнений, чтобы обеспечить прилив крови и мышечный разогрев:

Губы

  • при сомкнутых губах помассируйте кончиком языка верхнюю и нижнюю десну вправо-влево по 4 раза;
  • под губами делайте кончиком языка круговое вращательное движение 4 раза в одну и 4 раза в другую сторону;
  • изобразите “Водоворот” скользя внутренней стороной губ по зубам из положения на звук “У” в положение на звук “А”.

После этого наверняка почувствуете, что мышцы устали. Чтобы сбросить напряжение — сделайте выдох с вибрацией губ, чтобы было похоже на фыркающую лошадку.

Язык

  • выставьте язык изо рта и покусывайте его от кончика к корню и обратно 6 — 8 раз. А потом «пожуйте» язык справа и слева боковыми зубами;
  • делайте “уколы” языком то в одну, то в другую щеку. Сначала задерживайте в крайнем положении на 4 счёта, потом ускорьте движение языка насколько возможно. И на последнем этапе — делайте двойной “укол” в каждую щеку.

Челюсть

  • плавно подвигайте челюстью вправо-влево 4 раза;
  • выдвигайте нижнюю челюсть то вперед, то прячьте под верхней 8 раз;
  • оттяните челюсть вниз насколько возможно, зафиксируйте руками и одновременно старайтесь закрыть рот. Это растяжка, она всегда болезненная. Поэтому начинайте с 5-6 секунд противодействия и постепенно увеличивайте время.

После оттяжки расслабьте мышцы — легко похлопайте себя по щекам и погладьте от подбородка к ушам. Потом опустите голову и “потрясите” свободно свисающим подбородком вправо-влево со звуком “бы — бы — бы” точно так, как это делают лошади.

После этого небольшого комплекса, разогревающего артикуляционный аппарат, можно усложнить упражнения и перейти к отработке согласных и гласных звуков.

Лучшие приемы и упражнения для развития дикции и артикуляции

После артикуляционного фитнеса и отработки звуков, можно переходить к звукосочетаниям. Надо научиться говорить их без запинок, подмены согласных и частичного «проглатывания». Набор звукосочетаний, которые сложно произнести у каждого может быть индивидуальным. К примеру, кому-то проще произнести: РЛИ-РЛЭ-РЛА-РЛО-РЛУ-РЛЫ, чем ЛРИ-ЛРЭ-ЛРА-ЛРО-ЛРУ-ЛРЫ.

Хотя есть и такие звуковые ряды, которые для всех представляют определенную трудность. Используйте также прием чередования, который зачастую усложняет задачу. Второе усложнение — ускорение темпа.

ЛРЫ-ЛРИ,
ЛРЭ-ЛРЕ,
ЛРА-ЛРЯ,
ЛРО-ЛРЁ,
ЛРУ-ЛРЮ.
КТПЫ-КТПИ,
КТПЭ-КТПЕ,
КТПА-КТПЯ,
КТПО-КТПЁ,
КТПУ-КТПЮ.
МВЗБЫ-МВЗБИ,
МВЗБЭ-МВЗБЕ,
МВЗБА-МВЗБЯ,
МВЗБО-МВЗБЁ,
МВЗБУ-МВЗБЮ.

Считаются сложными еще и вот такие звукосочетания:
ШРА, РЛА, ЧРА, ДЖРА, ВРЖА, ЗДРА, КСТА, КТЩА, МФА, ТЛЗА, из которых следует выстраивать звуковые ряды,поочередно проговаривая со всеми 10-ю гласными, включая йотированные.

Когда даже самые неудобные звукосочетания станут даваться легко — читайте фразы, в которых сгруппированы слова с подобными сочетаниями:

И чтобы дать своему речевому аппарату совершенствовать уже освоенные навыки — научитесь проговаривать их быстрее.

Как же правильно тренировать скороговорки для развития дикции у взрослых?

Скороговорки станут следующим вашим шагом к чёткой дикции. Вот серия современных скороговорок, которые помогут вам тренировать различные группы согласных. Поэтому такой набор позволит развивать нашу дикцию гармонично.

  1. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии
  2. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок
  3. На ура у гуру инаугурация прошла
  4. В сиреневенькой кометичке — сиреневенькая зубовыковыривательница
  5. На винте, видать, видна виды видавшая Винда
  6. Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь
  7. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв
  8. Невзначай зачали чадо до бракосочетания
  9. Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  10. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.

И коль уж у вас дело продвинулось до освоения скороговорок, то позвольте спросить: как вы это делаете? Много раз на занятиях мне доводилось видеть, как люди спотыкаются в каком-то месте скороговорки, останавливаются и начинают сначала, и снова спотыкаются. Причем спотыкаются в том же самом месте, на том же слове или звукосочетании! И опять начинают сначала…. вы так же тренируетесь?

А что можно как-то иначе? — возможно подумали вы. Представьте себе, что вы со стороны наблюдаете за человеком, который несет в руках или на голове полный сосуд, и для него очень важно пройти свой путь спокойно и гладко, без спотыканий. Но… на его пути встречается камушек, упс! Вода проливается и человек снова возвращается, чтобы наполнить свой сосуд, доходит до злополучного камня и снова спотыкается!

Вот наглядный пример того, как подобное отношение к освоению скороговорок, выглядит со стороны. Прямо скажем, смешно это, но к намеченному результату, а в нашем случае — улучшению четкости речи это не приводит, увы. Какой совет по изменению стратегии вы могли бы даль спотыкающемуся человеку? Полагаю, что как минимум 3 варианта можно предложить: убрать камень, обойти или переступить, так ведь?

Теперь вы понимаете, что аналогично стоит поступать и с тренировкой скороговорок. Прежде всего, если споткнулись на конкретном слове, не торопитесь договаривать или возвращаться к началу текста. Сложные для произнесения одно или два слова скажите отдельно 8-10 раз сначала медленно, а потом ускоряясь.

Читать еще:  Почему появляются головные боли после родов и как их лечить?

На видео студенты выполняют задание, которое за счёт подключения интонаций и акцентов в речь облегчает произнесение «вредных» скороговорок.

Дело в том, что многократно повторяя одни и те же слоги в словах, наше сознание постепенно утрачивает смысловую связку между ними, а говорить абракадабру гораздо сложнее, чем осмысленный текст. Так что привносите в работу над скороговорками логические ударения — доносите смысл.

Надеюсь, теперь вы понимаете, что освоить упражнения для развития дикции и артикуляции очень важно. Да, этот процесс займет какое-то время, но поверьте, что результат того стоит! Улучшения, которые вы почувствуете, навсегда изменят ваше общение и манеру выступать. А улучшить дикцию в более короткий срок вы сможете благодаря обратной связи и персональному подходу специалиста по технике речи. Тренер может предоставить вам видеозаписи ваших занятий и конспект с упражнениями.

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

Р. Левыкин, психолог:

Для развития речи полезно:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
  2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
  3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей» :

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

  1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
  2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
  3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
  4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
  5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
  6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
  7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.
  8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
  9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

Двойняшки — тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным. Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, почему ребенок не может говорить.

Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.

9. Говорящие картинки

Мало научиться говорить, нужно уметь изъясняться. Упражнения с сюжетными картинками – увлекательная и интересная игра. Такие карточки можно сделать самостоятельно. Главное, чтобы ребёнок смог описать картинку и составить по ней рассказ, пусть даже из пары-тройки предложений. На первых порах мама должна помогать малышу: задавать наводящие вопросы, начинать фразу, чтобы ребёнок мог продолжить и домыслить. Запаситесь терпением. Это сложный, но очень важный этап, пройдя который малыш будет с лёгкостью излагать мысли и рассказывать сказки собственного сочинения.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector