0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сочиняем сказку вместе с ребёнком

Сочиняем сказку вместе с ребёнком

Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье мы с вами учимся создавать сказку, причём сочиняем сказку вместе с ребёнком. Вы любите сказки? А ваш малыш? Эти небольшие поучительные истории могут быть использованы как средство воспитания, направления мыслей и чувств ребятишек в нужное родителям русло. Хотите узнать, как сочинить увлекательную и поучительную сказку? Тогда читайте!

Для чего нужны сказки?

Зачем придумывать сказки, если такие произведения сотнями созданы народом и детскими писателями? Действительно, волшебных историй много, а вот о вашем малыше или о том, как он не хочет надевать шапочку или рукавички зимой, ни одной!

В психологии даже возникло новое направление — сказкотерапия. Она подразумевает коррекцию поведения малыша с помощью историй, рассказанных детям. В придуманном вами сюжете должна отражаться ситуация, которую вы хотели бы исправить. Например, ребёнок не хочет кушать кашу, капризничает перед купанием, отказывается мыть руки и т.д. Расскажите малышу сказку, в которой герои попадают в эту же ситуацию, и чем это для них заканчивается, если они ведут себя неправильно.

В качестве героев истории могут выступать:

  • дети;
  • животные;
  • выдуманные существа.

Чем лаконичнее и разнообразнее будет ваш сюжет, тем интереснее получится произведение! С его помощью ребёнок научится:

  • различать добро и зло;
  • строить взаимоотношения со старшими и сверстниками;
  • размышлять и наблюдать за окружающим миром;
  • уважать окружающих.

Можно попросить малыша самому придумать или продолжить историю. Предлагаем несколько советов читателям, как пробудить в ребёнке воображение.

Как правильно придумать сюжет?

Первое правило, которое должны запомнить родители, составляя сказку вместе с детьми, — это соответствие героев и сюжета возрасту малыша. Чтобы не ошибиться, предложите крохе самому выбрать действующих лиц будущего рассказа.

Для детей в 2–3 года это может быть любимая кукла, плюшевый мишка — любые существа или предметы, понятные и близкие малышу. В 5–6 лет ребята уже понимают, что такое волшебство и как оно действует в сказках. Если для крошек 3–4 лет близки бытовые сюжеты, то старших дошкольников заинтересуют волшебники, неземные существа и т.п.

Когда найден главный герой, пора определиться с планом сюжета. Продумайте, о чём будет ваше произведение. Не обязательно набрасывать план на бумаге: взрослые могут держать его в уме и слегка направлять полёт фантазии ребёнка.

«Скелет» будущего рассказа можете построить на основе следующего плана:

  1. Начало. С кем происходит действие, где и когда?
  2. Что произошло? Определяете суть конфликта и проблему.
  3. Герой преодолевает трудности. Это основная часть, которую можно расширять бесконечно. Главное действующее лицо может попадать в руки злодеев, добывать волшебные предметы, спасать принцессу и т.д. Всё зависит от задачи, которую призвана решать ваша сказка.
  4. Завершение. Герой возвращается. Сказка обязательно должна иметь хороший конец.

Сначала можете потренироваться воплотить план в маленьком рассказе. Если ребёнок пока не проявляет интерес или у него нет интересных мыслей, начните говорить сами. Малыш обязательно подключится и продолжит рассказ.

Как ускорить процесс: советы для родителей

Чтобы детский полёт фантазии не был бесконтрольным, мягко переводите сюжет, составленный крохой, в нужное русло: задавайте наводящие вопросы, указывайте на нелогичное строение сюжетной линии, предлагайте другие варианты действий героев. Однако не стремитесь доминировать: помните, что история — это совместное творчество.

Случается так, что фантазия словно отказывается работать, да и малыш не проявляет интерес. Что делать? Воспользуйтесь сюжетами известных сказок: объедините или измените их. Например, Маша из сказки «Три медведя» может попасть в домик к трём поросятам. Вместо теремка или рукавички звери поселились в тыкве и т.д. Спросите кроху: как теперь будет развиваться действие?

Чтобы получилась оригинальная сказка, поиграйте в слова. Предложите малышу связать в сказке 2–3 слова — например, жабу и телефон. Что может произойти с этими объектами? Как они могут соотноситься? Не запрещайте малышу включать в рассказ элементы современной жизни, такие как компьютер, сотовый телефон, самолёт и т.д. Возможно, у вас получится настоящий фантастический сюжет!

Сочиняя вместе с крохой, следуйте нескольким простым правилам:

  • Ведите рассказ эмоционально, тогда ребёнок тоже будет увлечён процессом.
  • Не игнорируйте слова ребёнка. Слушайте внимательно, с увлечением.
  • Если крохе стало скучно, прервите процесс. Вы сможете продолжить рассказ на следующий день.
  • Озвучивайте героев по ролям: так намного интереснее.
  • Записывайте сказки в блокнот или рисуйте к ним иллюстрации.

Эти нехитрые рекомендации позволят без труда заинтересовать ребёнка.

Как извлечь пользу из сочинения?

Поскольку любая сказка призвана воспитывать, доносить информацию о добре и зле, вы тоже можете создать «творение» в воспитательных целях.

Вспомните момент в течение дня, когда кроха плохо себя вёл, отказывался проводить гигиенические процедуры, надевать шарф на прогулку и т.д. Поместите эту ситуацию в сказочный сюжет, лучше всего, в рассказ про животных. Звери, с одной стороны, очень нравятся ребятам, с другой, вы словно переноситесь в иной, волшебный мир, в котором действуют такие же законы.

Что будет, если зайка отправится гулять по зимнему лесу и забудет надеть шарф? Он придёт домой и заболеет, а сова прилетит лечить его горькими лекарствами. В конце спросите ребёнка, хочет ли он тоже глотать таблетки. Если нет, то он должен надеть шарфик на прогулку.

Обратить в материал для творчества можно любую жизненную ситуацию. Это гораздо лучше, чем кричать на малыша и пытаться его воспитывать. Сказкотерапия — надёжный метод, позволяющий развить фантазию крохи и одновременно провести воспитательные мероприятия.

Составляя историю, следуйте основным принципам:
  • Выбирая героев и сюжет, опирайтесь на возраст малыша.
  • Вместе составьте план рассказа и следуйте ему.
  • Сочиняйте на основе жизненных ситуаций: сказка станет вашим верным помощником в воспитательном процессе.
  • Слушайте увлечённо, что говорит кроха.
  • Заканчивайте рассказ, когда малышу стало скучно: вы сможете продолжить в другое время.

Статья была для вас полезна? Тогда оставляйте комментарий. Расскажите о том, какие истории сочиняете вы. До новых встреч, дорогие читатели!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Мы, начинающие писатели, обычно думаем только о том, как бы самим начать творить, правильно и красиво. Но ведь всем известно, что мы учимся только уча. Это значит, что, помогая кому-либо овладеть писательским мастерством, мы совершенствуем самих себя, свои умения и навыки. И, пожалуй, нет ничего лучше, чем воспитывать писательский дар в детях, которые с рождения наделены богатой фантазией и склонностью к творчеству.

Читать еще:  Запор у грудничка при смешанном вскармливании

Обращали вы внимание на то, что ребёнок живёт в удивительном мире, который населяют подчас странные и непонятные герои. Ребята могут часами озвучивать кукол, паровозиков, мягкие игрушки. Они придумывают приключение за приключением, не особо вдаваясь в разумность тех или иных действий. Они живут сказками в тот момент, когда мы меряем шагами комнату в поисках пресловутого вдохновения. Так почему бы не совместить приятное с полезным и не сочинить вместе со своим ребёнком сказку, которая останется с вами навсегда, запечатлев лучшую картину детства?

С чего начать творческий процесс?

Лучше всего просто подсесть к ребёнку в момент игры и просто прислушаться к его репликам. Порой сквозь нехитрый лепет можно услышать определённую мудрую мысль, за которую и можно будет зацепиться. Главное, действовать ненавязчиво и быть не суровым наставником или родителем-назидателем, а другом и соавтором. Можете задавать малышу наводящие вопросы, уточнять определённые детали, а потом предложить составить сказку с теми героями, которые только что участвовали в игре. Помните, что данный процесс словотворчества помогает не только ребёнку разобраться во многих важных вопросах (например, разрешить вечную дилемму добра и зла), но и вам самим даёт бесценный опыт. Вы учитесь понимать детскую душу, исследуете мир детской природы, а значит, будете более опытным сказочником и писателем, который станет интересен малышам. Невозможно писать для детей, не зная их. Невозможно быть интересным тому, чьи страхи, радости и переживания от тебя далеки. Как только вы это поймёте, сможете добиться определённых успехов.

Создаём сказку шаг за шагом

Итак, вы сблизились с ребёнком и включились в его игру. Это фактически полдела, ибо вопросы доверия – это одни из самых сложных вопросов. Осталось дело за малым: создать общий литературный продукт. Применяем на себя маску маэстро и двигаемся следующими этапами.

1. Определяем героев будущей истории. Если они под рукой (в виде машинок, плюшевого медвежонка и маленькой летающей стрекозы), то это значительно облегчает дело. Можно разыграть настоящее маленькое представление. Если же игрушек нет, то стоит подключить воображение (можно, например, выглянуть в окно или просто взять несколько объектов, присутствующих в комнате). Первый способ хорош для самых юных писателей, а вот последний подойдёт старшим деткам, которые уже способны мыслить абстрактно. Героем может быть не только человек или животное. Оживляйте мир вокруг себя, наделяйте речью посуду и природные явления, мебель и настенные картины. Только не берите много героев, ведь ребёнку будет сложно за ними угнаться. Двух вполне будет достаточно. Здесь же применяем принцип дуализма: пытаемся выбрать героев, противоположных друг другу.

2. Прорисовываем образы. После того как герои были названы, нужно каждого из них подробно изобразить, наделив определёнными чертами характера, запоминающимся внешним видом и прочими деталями. На этом этапе можно уловить сходство героев и их отличия друг от друга. Подумайте, кто будет олицетворять собой добро, а кто встанет на сторону зла. Только не переборщите. Детские истории должны быть наполнены светом и добротой, они должны быть лишены всякой агрессии, насилия и прочих нелицеприятных проявлений. Однако некий контраст нужен, ведь любая сказка чему-нибудь учит, а уроки лучше усваиваются в сравнении.

3. Придумываем сюжет сказки. Тут уже ваше дело, с чего начать. У любой сказки есть три составляющий: начало, середина и концовка. Если ребёнку легче сначала ответить на вопрос, чем закончилась сказка, то так тому и быть. Отталкивайтесь от последней строки и мотайте клубок ниток к самому началу. Иногда малыш знает, как будут развиваться события, но ему сложно представить, с чего всё началось. Опять же, помогите ему разобраться. Используйте фразу: «Давай подумаем, как…». Не придумывайте ничего за него, не торопите его. Будьте предельно тактичны, терпеливы и внимательны. Да, непременно следите за ходом мысли ребёнка и тихонько направляйте её в нужное русло, если он не может сделать этого сам. На этом этапе взрослым может быть очень сложно, ведь их писательские таланты начинают находить твёрдую почву и опережать детский разум. Но стоит лишь вспомнить, для кого вы пишите, чтобы обуздать все свои буйные порывы и набраться здравомыслия. Возвращаемся к нашим детям…

4. Наброски набросками, а сказка требует особого порядка. Лучше всего структурировать сюжет в виде рисунка-схемы. Таким образом, малыш сможет не только проследить последовательность событий (их не должно быть слишком много, 2-3 вполне достаточно), но и пересказать вам историю, когда она будет вами закончена. Рисунок должен быть ярким, запоминающимся, простым и понятным. На листе должно быть видно, с чего начинается сказка, как развивается её сюжет (по принципу цепочных звеньев), должны хорошенько прорисовываться герои и, конечно, должна определяться концовка (как логическое завершение всей истории).

5. После рисунка со старшими ребятами можно составить план сказки, а потом приступить к её написанию. В случае, если ребёнок пока слишком мал, план можно проигнорировать, а записывать сказку вам придётся самостоятельно. Правда, обязательно консультируйтесь с малышом, спрашивайте, ничего ли вы не забыли, всё ли так, как изначально задумывалось. Можете случайно в чём-то ошибиться, чтобы ребёнок подправил вас и получил ещё больший стимул внимательно следить за вашими действиями.

6. Оформление сказки. Когда на листе появилась готовая история, обязательно перечитайте её вместе с ребёнком ещё раз. Выявите последние недостатки, добавьте парочку интересных и важных деталей (если у малыша ещё есть на это силы). Позже, когда будет готов чистовой вариант, обязательно оформите его в виде книжечки (можно с авторскими иллюстрациями). Ребёнку будет приятно видеть вашу историю воочию, а вечером он сможет похвастаться перед другими родственниками. Да, очень важно, чтобы сказка была прочитана перед разными людьми (домочадцы, бабушки и дедушки, друзья и приятели). Малыш должен осознать, что вы с ним сделали что-то очень важное и ценное. Тогда в следующий раз он охотно повторит процедуру написания сказки.

7. После того, как весь процесс завершится, а вы останетесь наедине со своими мыслями, обязательно проанализируйте все свои действия, попробуйте извлечь пользу и для своего творчества тоже. Можно доработать ваш совместный сюжет или создать новое произведение. Главное, учитывайте, как зарождается сказка, что детям интересно в них, какие уроки они готовы извлекать, а какие лучше не ставить центром повествования. Совместная деятельность с детьми призвана дарить обеим сторонам большой опыт и много счастливых минут.

Читать еще:  Катаракта у детей: причины и симптомы заболевания, эффективные методы терапии

Кто знает, если вы не станете вторым Шарлем Перро, это ещё не значит, что вы не сможете вырастить маленького Андерсена. Поэтому не стоит терять драгоценное время. Успехов!

Особенности жанра

Перед тем как сочинить свою сказку, следует понять, какие существуют особенности этого жанра, какие черты у подобных произведений являются общими. Конечно, можно и не писать по плану, но в таком случае не факт, что ребенок оценит плод вашей фантазии. Все же лучше придерживаться старых проверенных истин.

Во-первых, в сказке всегда счастливый конец. Пусть в реальной жизни это совсем не так, но вы же хотите усвоить науку о том, как сочинить сказку (волшебную, между прочим). Поэтому нужно запомнить: в фантастической реальности все всегда заканчивается хорошо, а плохие герои либо проигрывают положительным персонажам и уходят навсегда, либо становятся на путь истинный и меняются в лучшую сторону.

Во-вторых, нужно поднять в сказке определенную проблему, сделать ее нравственной. Например, показать, что из-за того, что герой много раз обманывал своих друзей, он их всех растерял. Или описать ситуацию, аналогичную сцене из «Золотого ключика», в которой Буратино так легко верит лживым коту и лисе, что заканчивается для него не очень хорошо.

В-третьих, нужны элементы волшебства. Это же сказка все-таки. Можно придумать каких-нибудь мифических существ, говорящих животных, волшебные предметы быта тоже будут к месту. Например, пусть другом и советчиком главного героя будет говорящий кот. А зачарованный клубок ниток укажет ему дорогу к цели.

Ну и еще желательно главному герою иметь верного помощника, который всегда даст мудрый совет, а лучше — двоих таких друзей. Ведь три – магическое число, а значит, сказка станет еще более волшебной. Ну и все события нужно описать красочным, живым языком. Удачные сравнительные обороты, гиперболы, метафоры и эпитеты вызовут у ребенка восхищение.

Создавайте свои сказки!

И чем больше будет радость от процесса, чем больше эмоций будет вложено в эти фантазии, тем ближе станет новая реальность!

Самыми чудесными помощниками в этой игре, конечно, могут стать сказки.

Во-первых, можно использовать хорошо знакомых и любимых героев. А во-вторых, на то она и сказка, что в ней возможно всё!

Но как научить детей сочинять сказки?

Гораздо легче понять сказку или придумать сюжет, когда вы видите образ сказочного героя или хорошо его знаете. Поэтому в детских книжках такие яркие и подробные иллюстрации. Но с книжкой не поиграешь.

А детям нравится брать персонажа в руки, двигать ему ручки-ножки, разговаривать за него и включать в действие.

Поэтому мы хотим показать вам, как самим можно изготовить популярных сказочных героев и их жилища, а затем объединить их в одной панораме, чтобы разыгрывать известные сказки и, конечно же, сочинять новые.

В этом видео вы увидите несколько игрушек-поделок сказочных героев, которые создала Ирина Киселёва (IrinaPK), имеющая огромный опыт в работе с дошкольниками, младшими школьниками, в организации учебно-воспитательной работы и творческой деятельности.

На курсе «Картина мира» вы узнаете в подробных мастер-классах, как постепенно создаются сказочные герои и развивается их мир.

Но чтобы показать небольшой фрагмент панорамы, я сочинила и озвучила для вас небольшую сказку по поделкам из проекта Ирины «Поляна сказок».

Приятного просмотра!

Итак, в этом проекте вы научитесь:

  • Мастерить сказочных героев.
  • Создавать эмоциональных персонажей.
  • Узнаете разные способы моделирования сказочных жилищ. Домики будут открываться и можно показать внутреннее убранство.
  • Узнаете приёмы создания своих сказок.
  • Научитесь создавать креативных снеговиков и поучаствуете в конкурсе.
  • Сможете мастерить природные объекты, которые меняются! (Осыпаются деревья, замерзает пруд).
  • Освоите создание подземных жилищ (норок), в которые можно заглянуть и изучить жизнь подземных жителей.
  • Украсите своё помещение к Новому году и приготовите оригинальные подарки для близких.

Ждём вас.

С 14 по 21 октября на курсе «Картина мира» проходят Дни открытых дверей. Вам нужно только зарегистрироваться на курс (подать заявку), чтобы бесплатно попасть на первое занятие.

Что вы там узнаете?

  • Случалось ли у вас так, что хочется придумать что-то новое и оригинальное, а идеи не приходят?
  • Хочется ли вам удивлять своих учеников и коллег оригинальными идеями для занятий?
  • Вам кажется, что ваш ребёнок слишком шаблонно мыслит. Хотите расшевелить его фантазию?

Тогда приходите на первое занятие! Там вас ждут техники развития креативности, с помощью которых вы сможете изображать обычные предметы оригинальным образом. Мы будем творить на разные темы:

  1. Креативные листья
  2. Живые деревья
  3. Осеннее настроение. (Это сюрприз для тех, кто уже был на этом курсе. Наши педагоги подготовили для вас удивительных осенних чудиков, помогающих передавать состояние и настроение осени)

Пробуйте, экспериментируйте и удивляйтесь своим возможностям!

А результат ваших экспериментов сможете показать в призовом мини-конкурсе. Авторы лучших работ получат скидку на обучение.

Приходите в любом случае, чтобы зарядиться креативом и позитивом, которые так нам всем сейчас необходимы!

А теперь небольшое задание для тех, кто хочет проверить свою фантазию!

Куда отправилась Баба Яга в санях в самый разгар праздника?

Напишите ответ или небольшую историю в комментариях. Автора лучшей идеи или истории ожидает приз!

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» — если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, — источник.

Как научить ребёнка анализировать текст?

Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?

Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.

Читать еще:  Передозировка парацетамолом: симптомы и последствия у детей и взрослых

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст

Начать можно с простых заданий.

  • Определить тему, основную идею текста.
  • Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.
  • Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий.
  • Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
  • Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым

Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.

Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

Задача 1. Имена и отчества

Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.

Творческие проекты и работы учащихся

Ученический творческий проект «Русские народные сказки» является образцом детского проекта на тему «Русские народные сказки» и содержит в себе описание цели, задач, объекта и предмета творческой работы по литературному чтению (литературе), а также определение и анализ русских народных сказок.

Подробнее о проекте:

Индивидуальный проект «Русские народные сказки» могут подготовить учащиеся 1, 2, 3, 4 класса начальной школы в рамках предмета литературное чтение и ученики 5 класса школы в рамках предмета литература. В процессе работы над проектом о русских народных сказках дети могут реализовать свои творческие способности — придумать свою сказку, создать рисунок или поделку по мотивам народной сказки, подготовить театрализованное выступление.

Работу над творческим проектом на тему «Русские народные сказки» также можно организовать для воспитанников детского сада с участием воспитателя и родителей.

Оглавление

Введение
1. История русской народной сказки.
2. Виды русских народных сказок.
2.1. Русские народные волшебные сказки
2.2. Русские народные бытовые сказки.
2.3. Русские народные сказки о животных.
Заключение
Литература
Приложение 1. Сказки учеников 3 класса.
Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Введение

Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает

Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.

В других — главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу

благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.

Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу.

Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.

Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.

Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.

Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

  1. Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.
  2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.
  3. Сказки могут передаваться и через книгу.

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector