0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определить темперамент ребёнка

Различают четыре вида темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Мы не только дадим характеристику каждому виду темперамента, но дадим подсказки и советы для родителей по развитию детей разного типа темперамента.

Зачем нужно определять темперамент?

Если мы хотим правильно развивать (особенно развивать мышление и мыслительные процессы) и воспитывать своёго ребёнка мы должны знать тип его темперамента. Так сангвиник и флегматик требуют совершенно разного к себе подхода. Каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны. Одни дети действуют активно и импульсивно, а другие выглядят более пассивными только потому, что с детства склонны сначала подумать, а потом уже переходить к действиям.

Темперамент обусловливает индивидуальные различия в интенсивности эмоций, двигательной

Считается, что переделать темперамент невозможно. Однако очень редки люди, относящиеся на 100 % к какому-то одному типу темперамента. Как правило, наш темперамент представляет собой смесь из характеристик двух темпераментов, а то и из трех.

В течение жизни баланс составляющих нашего темперамента может изменяться как бы сам собой, под влиянием жизненных событий, проб и ошибок. Поскольку от темперамента зависят сила и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональной и нервной возбудимости, то очень хорошо, если мы уже в раннем детстве сумеем распознать темперамент нашего ребенка, и поможем малышу «приручить» его.

Дети флегматики. Характеристика

Дети с преобладанием флегматического темперамента — самые спокойные дети на свете. Они уравновешенны и невозмутимы. Они изучают и исследуют мир постепенно, медленно и размеренно. Флегматики хорошо справляются с трудностями.

Им очень нравятся задания, где надо посидеть, подумать, порассуждать, помудрить. Уже в четыре года ваш малыш — флегматик может с удовольствием играть в шахматы и читать свои первые книжки. Картинки он будет рассматривать часами. И слушать ваши рассказы — тоже. Ему очень нравится разговаривать, хотя любой разговор с ребенком-флегматиком — в большей степени монолог взрослого. Не пугайтесь, если вам покажется, что ребенок позже начинает говорить. Это никак не связано с проблемой интеллекта. Просто он не спешит с высказываниями.

Единственное, что способно повергнуть флегматика в шок, это задания на скорость. Для успеха им нужны время и покой. Учитывайте это в занятиях с ребенком, никогда не пытайтесь «ускорять» или «подгонять» его. Как только вы потребуете от маленького флегматика сделать что-то быстро, тем более — немедленно, вы получите несчастного плачущего ребенка, совершенно неспособного заниматься чем бы то ни было.

Дети сангвиники. Характеристика

Детям с преобладанием сангвинического темперамента отличаются живостью и оптимизмом. Они обожают общаться. Так что не удивляйтесь, когда ваш младенец тихо хнычет, оставшись в одиночестве. Подойдите к нему, возьмите на руки, поговорите, спойте песенку.

Нет для вашего ребенка большего удовольствия, чем прогулка, и врага страшнее, чем скука. Сангвиники нуждаются в переменах, в новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Сангвиники склонны к продуманным действиям, но способны мыслить быстро. Если ребенок во время занятия начинает отвлекаться, не может сконцентрироваться — возможно, ему просто скучно. В таком случае стоит пересмотреть подход к занятиям.

Дети холерики. Характеристика

Дети с преобладанием холерического темперамента напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайней нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления быстро утомляют их.

Отсюда их невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения. Если ваш малыш-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок, он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и НЕМЕДЛЕННО взглянули на рисунок. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребенок моментально выйдет из себя.

Холерики вообще напоминают по своей нервной организации мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Деятельность холериков неровная, пульсирующая. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго. Холерики быстро утомляются и не могут продолжать интересующее их занятие. Нервный спад и упадок сил вполне естественно «выливаются» в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве. Если у малыша не получается построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернется ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих. Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности еще слишком далеко отстоят от способностей и желаний. Так что перед родителями холерика стоит непростая задача — дозировать занятия так, чтобы малыш мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.

Дети меланхолики. Характеристика

Эмоциональный стресс для ребенка-меланхолика — почти что норма жизни, поскольку их способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь.

Меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе.

Малыш-меланхолик будет плакать по любой самой ничтожной причине и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слез. Мы не видим, а он-то найдет. Поскольку мы не видим причин его страданий, мы не разделяем эмоций малыша, что только усугубляет ситуацию, поскольку меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью, и страдают от неуверенности в себе. Меланхолики быстро утомляются, а для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. А потому участие в протяженных по времени играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще для них является стрессовой любая ситуация, несущая неожиданные новшества или включающая элементы соревнования. Типичная для меланхоликов реакция на стресс — избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и в свои переживания.

Для родителей маленького явно выраженного меланхолика ключами к ребенку могут послужить терпение и понимание. Малыша-меланхолика нежелательно отдавать в детский сад раньше, чем ему исполнится три года. Заниматься с ним нужно очень дозированно, тщательно подбирая задания так, чтобы трудности нарастали постепенно и он мог бы со всем справиться. Такой подход повышает самооценку ребенка и усиливает его интерес к занятиям.

Родители, которые осознают проблемы темперамента своего ребенка, помогают ему справляться с собой и таким образом облегчают задачу его внутреннего роста и становления как личности.

Какой бывает темперамент у ребенка

Темперамент – определенный набор психических и физиологических особенностей, заложенных в человеке природой. Это непременная составляющая каждого индивидуума, будь то несмышленый малыш или умудренный опытом старик.

Какая именно совокупность свойств «подарена» человеку от рождения, зависит от типа высшей нервной системы. Эта совокупность устойчива и определяет характер поведения и деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Поэтому типы темперамента детей дошкольного возраста подразделяют точно так, как и у взрослых: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик.

Читать еще:  Кератит у детей: что это такое и как проявляется, эффективные методы лечения и профилактики

В соответствии со своими природными особенностями дети характеризуются подвижностью или медлительностью, общительностью или замкнутостью, активностью или пассивностью, веселостью или плаксивостью…

В детстве эти естественные реакции и особенности гораздо заметнее, чем у взрослого человека. Взрослые умеют контролировать проявление эмоций, высказывания и свое поведение. У них уже сложившийся характер, поэтому темперамент не так очевиден, как у детей. Пока у дошкольника только формируется характер и происходит становление личности, его темперамент просматривается невооруженным глазом.

Советы родителям в зависимости от темперамента ребенка

В первую очередь запомните, что темперамент не бывает плохим или хорошим. Одни люди могут не любить меланхоликов, другие – холериков, но это не значит, что кто-то лучше или хуже. Все мы разные и это нормально. Если темперамент ребенка не отвечает вашим ожиданиям, то худшее, что вы можете сделать – обвинить его в этом. Популярные родительские реплики вроде «В кого ты у меня такой выродился», «Все дети как дети, один ты как…», «Вон, посмотри на соседского ребенка» наносят серьезный вред детской самооценке и психике в целом. Вместо того чтобы принимать себя как есть, ребенок учится жить с ложным чувством неполноценности и сравнивать несравнимые различия. Это все равно, что легкоатлет переживал бы из-за неумения поднимать штангу, а штангист считал бы себя неудачником из-за слабой техники фигурного катания.

Темперамент – это особенность нервной системы человека, характеризующая скорость и динамичность протекания психических процессов.

Второе важное правило – не путайте темперамент с характером! Разница примерно такая же, как между ростом и мышечной массой: первое – природная характеристика, второе – приобретенная, зависящая от образа жизни и приложенных усилий. Основные различия:

  1. Характер можно изменить, темперамент – нельзя.
  2. Характер поддается оценке и сравнению (например, дурной характер, добрый характер), темперамент – нет.
  3. Характер не поддается классификации и не делится на типы, темперамент делится на 4 типа.
  4. Характер может зависеть от темперамента, но не наоборот.

Проследить особенности характера и темперамента ребенка можно, проанализировав все 4 типа последнего.

Флегматик

Слово «флегматичный» используют как синоним слов «вялый», «равнодушный», «апатичный» и прочих в том же духе. Вся деятельность флегматика может быть охарактеризована выражением «медленно, но верно». Это самый спокойный тип детей, далекий от конфликтов, истерик, долгих обид. Среди достоинств флегматика выделяются постоянство и упорство, среди недостатков – медлительность во всем. Воспитание флегматика обычно проходит гладко и без трудностей. Единственная претензия к таким детям со стороны взрослых в том, что они все делают медленно, но в остальном это лучшие ученики.

Если флегматик поставил перед собой цель, она будет достигнута, иначе ребенок не успокоится. Часто именно по этому признаку родителям удается распознать тип темперамента ребенка – достаточно понаблюдать за ним, когда он строит башни из песка или кубиков. Дети-флегматики неконфликтны, но и не слишком общительны, сходятся с незнакомцами тяжело, легко могут играть или рисовать в одиночестве.

Родителям ребенка-флегматика следует проявлять такие качества, как:

  1. Сдержанность и терпение. Бесполезно ругать ребенка за медлительность, этим вы его озлобите, но ничего конкретного не добьетесь. Если позволить ему развиваться в привычном темпе, он скорее обгонит сверстников, чем отстанет от них.
  2. Активность и инициативность. Флегматик не любит и не стремится ни к чему новому сам по себе, поэтому его следует увлекать, все время подбрасывая ему интересные занятия, игры, информацию и прочее.
  3. Умение поддерживать межличностный эмоциональный контакт. Необходимо преодолевать природную «толстокожесть» флегматика и постоянно стимулировать его эмоциональность, но не руганью и требованиями, а на примере собственных отношений с ним.

Сангвиник

Темперамент сангвиника можно считать наиболее уравновешенным из всех, такие дети в меру жизнерадостны, в меру активны, любознательны, общительны. Большой минус сангвиника в поверхностности, дети очень легко переключаются с одного увлечения на другое, не успев завершить начатое.

Сангвиник не держится не только за старые интересы, но и за старых знакомых, предпочитая долгим отношениям большое количество новых знакомств. Характерное для сангвиника стремление – быть душой компании и нравиться всем сразу. Важно, чтобы ребенок научился говорить «нет», иначе в зрелом возрасте ему будет тяжело выработать этот навык.

  1. Хвалите малыша-сангвиника осторожно и дозировано, чтобы у него не развивалась «звездная болезнь».
  2. Контролируйте его занятия. Дошкольник может приниматься за 3–4 дела одновременно и быстро терять интерес ко всем из-за новых увлечений. Этого нельзя допускать, иначе сформируется дурная привычка не заканчивать начатое.
  3. Отдайте ребенка в театральную студию для детей. Сангвиник от природы обладает полным набором качеств, необходимых для сцены. При этом не обязательно навязывать ребенку актерскую карьеру, суть в том, что в студии ему понравится, а занятия принесут большую пользу.

Меланхолик

Ребенок-меланхолик – тонкая натура, требующая осторожного обращения. Многие родители заблуждаются, думая, что меланхоликами дети становятся вследствие неправильного воспитания или избалованности. Заблуждения заставляют родителей давить на детей, предпринимать попытки перевоспитания, которые ни к чему не приводят, только усложняют отношения в семье и развивают в детях закомплексованность. Не повторяйте чужих ошибок!

Меланхолик обидчив и мнителен, глубоко переживает неудачи, не уверен в себе, необщителен, склонен к переутомлению. Характеристика действительно не впечатляющая, однако все это не мешает развиться таким свойствам, как отзывчивость, исполнительность, сострадательность. Малыш может обладать острым чувством справедливости и склонностью к творчеству. Эти особенности темперамента ребенка способствуют тому, что из меланхоликов вырастают люди большого ума и редкого творческого потенциала, если только не пытаться насильственно их переделывать.

  1. Не скупитесь на похвалы и положительные оценки. Малышу-меланхолику больше всех требуется постоянное одобрение родителей как компенсация его низкой самооценки. Это не означает, что хвалить нужно по любому поводу, но за действительные успехи малыша хвалить просто необходимо.
  2. Старайтесь обходиться без наказаний. Ребенок гиперчувствителен к собственным неудачам, поэтому сам факт промаха – уже серьезное наказание для него. Не усугубляйте дополнительными мерами, просто поговорите, постарайтесь найти с ребенком общий язык и спокойно разобрать ситуацию.
  3. Не перегружайте малыша. Меланхолик предрасположен к стрессу и усталости, это следует учитывать при распределении нагрузок. Не бойтесь вырастить изнеженного ребенка, бойтесь навредить его здоровью и психике.

Холерик

Малыш-холерик обладает взрывным темпераментом, это настоящий неуемный непоседа, шалун и потенциальный хулиган. В компании всегда лезет в лидеры, импульсивен, не избегает драк и ссор. Никого не слушается и не признает авторитетов, принципиален и упрям. Одновременно способен как на упорство в достижении цели, так и на резкие смены настроения, ведущие к потере интереса.

Из холериков вырастают сильные люди с активной жизненной позицией, если не допускать пробелов в воспитании. Холерикам как никому другому требуется строгость, но мудрая и дозированная. Крики и наказания будят в таком ребенке агрессивное упрямство и вырабатывают жестокость, поэтому строгость должна быть спокойной.

  1. Следите за тем, чтобы ребенок соблюдал правила поведения, где бы он ни находился. Требуйте убирать за собой игрушки, выполнять домашние обязанности, уважительно разговаривать с взрослыми и т. д.
  2. Если малыш устраивает сцену, останьтесь с ним наедине. Холерик – публичная личность, ему необходимы зрители, когда он шалит и скандалит. Если зрителей нет, мотивация быстро теряется, ребенок успокаивается и ведет себя тихо.
  3. Избегайте ругани и наказаний, особенно физических и ограничивающих свободу перемещения ребенка (поставить в угол, закрыть в комнате и т. д.).
Читать еще:  Диета при панкреатите у детей: основные ограничения в питании и примерное меню

Темперамент ребенка: типы и особенности, как определить

Ниже представлена подробная характеристика темпераментов детей. Ознакомившись с ней, родителям станет яснее, что из себя представляет их ребенок, как правильно с ним себя вести и воспитывать, на что обратить особое внимание.

Возбудимый ребенок (холерик)

Характеристика темперамента ребенка холерика:

  • Бурно реагирует на все и бурно проявляет свои чувства. Если ему плохо — плачет до посинения; если радостно — хохочет до истерики; если дерется и ссорится с детьми — доходит до ярости.
  • Легко переходит от состояния веселья к грусти.
  • Засыпает беспокойно, долго ворочается, быстро просыпается.
  • Вспыльчив, шумлив, говорит громко.
  • Подвижен.
  • Активен.
  • Быстро сходится с детьми, но скоро, из-за неумения сдерживать свои желания, становится виновником конфликта.

Для этого хороши:

  • игры с внезапной остановкой «Стоп»;
  • занятия с конструктором (крупный и мелкий строительный материал). Когда вы советуете построить что-то конкретное и занимаетесь своим делом, все-таки поглядывайте, как ребенок строит, подсказывайте, советуйте;
  • занятия с картинками, лото;
  • рисование, лепка, аппликация.

Все это упражняет детей, способствует выработке умения сдерживать, тормозить себя, проявлять терпение, то есть укрепляет процессы торможения. На легко возбудимого ребенка ни в коем случае нельзя воздействовать окриком, тем более шлепком (это еще больше возбуждает его). Так же вредно в виде наказания сажать на стул или укладывать в кровать.

Разговаривать с таким ребенком (да и между собой) надо тихо, спокойно. Тон взрослого при этом должен быть требовательный, без лишних уговоров. Частое хождение в кино, цирк, злоупотребление телевизором возбуждает и без того слабую нервную систему. Очень важно замечать и поощрять всякое проявление сдержанности легко возбудимого ребенка: «Как хорошо ты сегодня играл — тихо, спокойно. Вот видишь, какой хороший дом получился». Замечания же по поводу плохого поведения рекомендуется делать тогда, когда спадет возбуждение, спокойно и твердо: «Некрасиво», «Ты огорчил нас» и т. д.

Самое главное, чтобы вы, родители, всегда помнили: он не виноват в том, что родился «нервным ребенком». Это в большой степени зависит от вас, от состояния вашей нервной системы в первые месяцы ожидания ребенка, от того, как устроен быт вашей семьи. Поэтому помогите своему ребенку! Пробелы в формировании его характера будут свидетельствовать о ваших ошибках в воспитании родного вам человека.

Как воспитывать ребенка холерика

Ребенок со слабой нервной системой (меланхолик)

Особенности темперамента ребенка меланхолика:

  • О нем обычно говорят — впечатлителен. В отличие от легко возбудимых у этих детей слабы не только тормозные, но и возбудимые процессы. Это вполне полноценный ребенок, но мало активен, даже пассивен. Он нерешителен, не уверен в себе, в своих делах, даже в том, что хорошо знает.
  • Такой ребенок тих, редко смеется громко, шумные дети его утомляют.
  • Внешне не проявляет своих чувств, но они у него устойчивы, глубоки его привязанности и привычки.
  • Долго помнит обиды, чувствителен к ним и глубоко их переживает.
  • Замкнут и медлителен, но очень отзывчив, чуток, деликатен.
  • Он остро реагирует на все новое, на незнакомых взрослых и детей, чувствителен к ласке, к тону, с которым к нему обращаются.

В общении с такими детьми рекомендуется постепенно приучать их к играм вдвоем (впоследствии увеличивать количество играющих), приглашая спокойного, нешумливого товарища, самим участвовать в игре, особенно в начале ее. Надо стараться, чтобы такой ребенок поменьше оставался один и не сосредоточивался бы на своих переживаниях.

Важно приобщить его к самостоятельности. Слишком большая опека сделает его еще более неуверенным в себе, ему, наоборот, надо помочь преодолеть робость. Такой ребенок очень внушаем, и нетрудно вселить в него уверенность, что он все может, что у него все хорошо получается. Во всем подходе к нему должно быть спокойствие, постепенность в требованиях, спокойная обстановка. Говорить с нервным ребенком нужно мягко, но уверенно, организуя его общительность со взрослыми, а затем и с детьми.

Медлительный ребенок (флегматик)

Свойства темперамента ребенка флегматика:

  • Нервная система сильная, уравновешенная.
  • Преобладает процесс торможения, поэтому такой ребенок медлителен, он спокойно, быстро засыпает и, проснувшись, лежит спокойно. Из-за заторможенности недостаточно активен, вял.
  • Говорит неторопливо.
  • Мало инициативен, усидчив, делает все тщательно, аккуратно.
  • Его трудно вывести из себя.
  • Все, что им усвоено,— прочно и надолго, но приучить к чему-то новому его довольно трудно.
  • Ест он медленно.
  • Темп всех действий у него замедлен.

Воспитание такого ребенка требует терпеливости. Рекомендуется не торопить его, лишний раз не упрекать: «Опять последним одеваешься», «копуша» и т. д. От этого он только еще больше затормаживается, так как не может напрягаться, чтобы сделать все в быстром темпе. Окрики рождают неуверенность. Так как ребенок малоподвижен, надо побуждать его к движениям: полезна гимнастика, ходьба на лыжах, катание на коньках.

Очень важно сделать все необходимое, чтобы не развилась лень. Ребенок всегда должен быть чем-нибудь занят, не слоняться без дела. Постарайтесь сдружить его с активным общительным товарищем и понаблюдать при этом, чтобы не подавляли его инициативу (предложить роли, требующие активности, и исполнять их по очереди). Замечая проявления активности и инициативы, важно похвалить за это.

Ребенка надо заинтересовывать ускорить темпы привлекательной для него перспективой. Например: «быстрее оденешься — не опоздаем в цирк» и т. д. Полезно для развития подвижности в деятельность ребенка вносить элемент соревнования: «Кто скорее?» — и этим побуждать к активности.

Спокойный ребенок (сангвиник)

Темперамент ребенка сангвиника:

  • С таким ребенком родителям легко.
  • Быстро засыпает и легко просыпается.
  • Легко приспосабливается к любым условиям.
  • Умеет в играх и подчиняться и руководить.
  • Дружелюбен, любознателен, задает много вопросов, но интересы его неустойчивы так же, как и навыки.
  • Такого типа ребенок быстро переключается с одних занятий на другие, но не доводит начатое до конца. Одинаково легко переходит от игр подвижных к спокойным, но так же быстро меняет игрушки и своих друзей — подружится и расходится.

Надо помочь такому ребенку научиться делать все аккуратно, например сложить одежду, игрушки, повесить пальто. Если задание сделано плохо, предложить тут же переделать, напоминая, что он умеет делать хорошо. К друзьям, которые приходят к нему, воспитывать устойчивое, дружелюбное отношение.

Надо тщательно продумывать, какие общие правила воспитания применять, какие воздействия наиболее эффективны для разностороннего развития вашего ребенка. Контроль за его поступками, действиями должен быть систематический, требования — строгие и постоянные.

Теперь вы ознакомлены с разными типами темперамента у детей. Изучите их внимательно и выберите, к какому именно относится ваш ребенок. Благодаря этим знаниям, вы сможете с легкостью найти подход к своему чаду.

Читать еще:  Сера в ушах у ребёнка: ее функции и варианты отклонения от нормы

Знание типов темпераментов у детей я и того факта, что каждый ребенок обладает своей неповторимой индивидуальностью,— эти знания, ваша любовь к ребенку и терпеливость помогут вам воспитать любящего вас, благодарного, всесторонне развитого человека и гражданина.

Сангвиник: особенности темперамента ребенка

Этот живой, жизнерадостный, общительный и энергичный малыш обладает сильной и уравновешенной нервной системой. Ребенок-сангвиник деловит, внимателен, всегда пребывает в хорошем настроении и быстро заводит новых друзей. За любое дело берется с энтузиазмом, но стоит только потерять к нему интерес, как малыш тут же бросает его и переключается на другое. Ребенок-сангвиник легко адаптируется к новым для него условиям, находит общий язык с малознакомыми людьми. Он эмоционален, но все неудачи переживает достаточно легко.

В процессе воспитания сангвиника необходимо учитывать все особенности характера и темперамента ребенка:

  1. Необходимо помочь малышу усвоить следующее правило – начатое дело должно быть закончено. Для этого до начала работы нужно поставить перед ребенком четкую цель, а в конце обязательно продемонстрировать результаты его труда.
  2. Подходить к сангвинику следует только с теплым отношением. В противном случае он замкнется. Ребенку-сангвинику обязательно нужна поддержка и одобрение.
  3. Формирование устойчивых отношений с товарищами. Маленький сангвиник достаточно легкомысленно относится к новым знакомствам. В результате приятелей у него много, а настоящих друзей нет. Задача родителей состоит в том, чтобы воспитать в ребенке постоянство и устойчивость его интересов.

Тип темперамента

Знание о том, какой тип темперамента присущ малышу, помогает родителям подходить более взвешенно к процессу обучения, воспитания крохи. Взрослых часто тревожит вопрос, как определить темперамент ребенка. В психологии выделено 4 типа темперамента: флегматик, сангвиник, меланхолик, холерик.

Случаи, когда малышу присущ только один конкретный тип темперамента, достаточно редки. Обычно у крохи можно заметить отдельные черты, особенности нескольких типов темперамента. Один из этих типов проявляется в большей степени и является доминантным. Существует множество видов тестов на темперамент, позволяющие, определить какой тип доминирует у малыша.

Тесты для детей лучше проводить среди дошкольников старше 6 лет. В этом возрасте непоседа уже понимает суть вопроса, а также может сформулировать ответ. Определить темперамент у грудничков и ребятни младше 6 лет помогут наблюдательность, внимательность родителей. У каждого типа темперамента есть свои особенности, которые его характеризуют.

Флегматик

  • Спокойный, рассудительный, все делает обстоятельно и при этом очень медленно. Малышей флегматиков трудно вывести из себя, они всегда первыми идут мириться, пытаются найти компромисс. Всегда уходят от явной борьбы. Не любят скандалов, драк.
  • Дети флегматики очень упрямы, всегда добиваются поставленной цели. Если такой малыш принял какое-либо решение, изменить его практически невозможно.Понаблюдайте, как ваш малыш строит башню из кубиков. Если он терпеливо, раз за разом пытается пристроить верхний кубик, который все время падает, скорее всего, ваш малыш относится к флегматикам.
  • Аккуратен, усидчив, старателен. Кроха спокойно будет играть один в комнате, рассматривать картинки в книжке или рисовать. Ребенку нравится, когда ему никто не мешает.
  • Очень рано начинает говорить. Запоминает новую информацию достаточно долго, трудно переучивается. Объем знаний у детей флегматиков достаточно большой, но они не любят хвастать, демонстрировать свои знания и умения.
  • Почти не использует жесты, мимику при общении. Не показывает свои эмоции. Очень трудно понять, какие проблемы волнуют малыша, ведь он не любит жаловаться.
  • Не любит новых знакомств, тяжело сходится с незнакомыми людьми. Не любит никаких перемен. Даже перестановка мебели в комнате может расстроить несмышленыша.

Почти всем родители, воспитатели и педагоги считают флегматиков самыми удобными для воспитания детьми. Однако медлительность, которую почти невозможно преодолеть, является причиной постоянных жалоб взрослых на флегматичных малышей.

Сангвиник

  • Всегда в хорошем настроении, сам предлагает свою помощь взрослым и ровесникам.
  • Покладистый, с таким малышом легко договориться. Ребёнок сангвиник любит быть в центре внимания, хочет нравиться всем. Такие дети — душа любой компании. Малыши легко находят общий язык в любом коллективе.
  • Легко запоминает учебный материал. Очень любознательный.
  • Часто пытается делать сразу несколько дел. Легко переключается с одного дела на другое. Малышу не важен результат, интересен сам процесс.
  • Очень импульсивный. При разговоре активно использует мимику и жестикуляцию. Громко радуется свои победам, быстро забывает про неудачи, которые его не сильно и расстраивают.

Неумение, нежелание доводить начатое дело до конца — большой минус у малышей сангвиников. Желание всем понравиться может привести к тому, что ребенок не научится говорить слово «нет», а это может вызвать большие проблемы уже во взрослой жизни.

Меланхолик

  • Кроха меланхолик, как и сангвиники, не любит новых знакомств, совсем не любит находиться в большом коллективе. Но если детишки сангвиники стойко переносят неудобства, терпят новых знакомых, то для маленького меланхолика это дополнительный стресс.
  • Дети с меланхолическим складом характера очень чувствительны, ранимы, эмоционально неустойчивы. Могут расплакаться из-за пустяка. Очень долго переживают свои неудачи.
  • Нерешительны, всего боятся. Любое наказание или недовольство, высказанное старшими, для меланхоликов — огромная трагедия. Случайно разбитая кружка, поломанная машинка, лопнувший воздушный шарик — малейший пустяк вызывает бурю эмоций: слезы, истерики.
  • Любое слово может обидеть такого кроху. Меланхолики обладают богатой фантазией, благодаря которой развивается их мнительность.
  • Маленьким непоседам присуща тревожность. Крохи плохо засыпают, часто просыпаются, плачут во сне.
  • Дошкольники меланхолики с раннего детства — пессимисты. Не ждут ничего хорошего от окружающих.

Холерик

  • Сильный, очень эмоциональный, нетерпеливый непоседа. В коллективе среди сверстников часто пытается всеми командовать. Маленький холерик очень часто устраивает драки, скандалит, если ему что-то не понравилось.
  • Быстро запоминает новую информацию и легко ее забывает. Про таких детишек говорят: «В одно ухо влетело, в другое вылетело». Очень невнимательны, маленьким холерикам не хватает терпения, усидчивости.
  • Для таких непосед нет авторитетов, они никого не слушаются. Любая сумасбродная идея, которая пришла им в голову, почти сразу осуществляется.
  • При разговоре очень сильно размахивают руками, не проговаривают окончания слов. Не закончив предложения, могут перескочить на другую тему.
  • Для всех его скандалов, истерик обязательно нужны зрители. Стоит отвести такого кроху в тихое укромное место, где никто не смотрит на него, как шалун сразу успокаивается.
  • Любое наказание воспринимает с агрессией. Физические меры наказания только усугубляют агрессивное поведение крохи. У дошкольника возникает желание дать отпор, вырабатывается жестокость.

Нельзя по собственному желанию поменять темперамент своему чаду. Негативные особенности данного вида темперамента может сгладить умение контролировать поведение. Проблемы чрезмерной возбудимости, гиперактивности, агрессивности необходимо решать совместно с опытным психологом.

Рекомендации для родителей

Важно запомнить, что не бывает «хороших» или «плохих» темпераментов. И у сангвиников, и у флегматиков, меланхоликов или холериков имеются свои положительные и отрицательные стороны. Родители не могут изменить то, что заложено природой. Темперамент ребенка школьного возраста зависит не от того, насколько он правильно был воспитан дома или в детскому саду. Он дается детям с рождения. Но задача родителей состоит в том, чтобы выделить и подчеркнуть сильные стороны темперамента и «сгладить» слабые.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector