2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение грамоте в детском саду: особенности и приёмы

Обучение грамоте в детском саду: особенности и приёмы

Любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути — получение качественного дошкольного образования. Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы воспитатель не только научил дошкольника буквам и чтению, но и смог привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться.

Сколько мягких звуков в слове кистью

Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?

Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день средство за 147 рублей.

Обучение элементам грамоты происходит на базе развития устной речи детей (звуковая культура, словарная работа, формирование грамматически верной речи, обучению рассказыванию и др.) Сразу следует работать над развитием наблюдательности, памяти, мышления, внимания малыша.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Sustalaif. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

  • Занятия по грамоте следует строить так, чтоб дети врубались в активную познавательную деятельность, без помощи других решали поставленные перед ними задачки.
  • Для этого обширно употребляют проблемные ситуации, решение речевых логических задачек, дидактические упражнения и игры.
  • Обучение грамоте детей в дошкольном учреждении обязано иметь воспитательный нрав.
  • Тексты для анализа (рассказы, притчи, стихи, скороговорки) должны быть содержательные, высокохудожественные, содействовать формированию жизненной компетентности детей.

Шаги обучения элементам грамоты

  1. Бессчетные исследования и практический опыт работы дошкольных учебных заведений обосновывают принципиальное значение звукового анализа в обучении грамоте.
  2. Операции сопоставления, анализа при фонематичном восприятии языка подводят детей к сочетание звуков в слоги, слова, ускоряют процесс овладения верным чтением, усвоения норм правописания, грамоты, содействуют умственному развитию детей.
  3. Обучение детей дошкольного возраста элементам грамоты проводится в несколько шагов.
  4. 1-ый шаг обучения детей элементам грамоты– это ознакомление со звуками.

Почти все создатели отмечают, что действеннее начинать с ознакомления детей с неречевыми звуками. Для этого можно провести дидактическую игру «Что как звучит?» (бумага, стаканы с водой, погремушка, барабан, колокольчик и тому схожее).

Следует направить внимание детей, что это неречевые звуки, ведь их никто не произносит, но мы их слышим. Во время прогулки отлично предложить детям найти, какие неречевые звуки (физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде) они слышат: шорох листьев, шум или гудение машинки и тому схожее.

Ознакомление со звуками

Дальше перебегаем к знакомству с языковыми звуками. Еще К. Ушинский предложил учить звуки не в алфавитной последовательности, а начинать с гласных звуков, потом перейти к ознакомлению с согласными звуками.

Этот способ является действенным, поэтому им пользуются до этого времени.

Поначалу преподаватель дает детям прослушать «песенки»: А-а-а, О-О-о, У-у-у, И-и-и, ы-ы-Ы, Е-е-е. Он ведает детям, что эти звуки являются языковыми – мы их произносим. Они именуются гласными, поэтому что мы их поем гласом.

Читать еще:  Эффективное лечение кашля у детей народными средствами: особенности домашней терапии, простые рецепты для устранения симптома

Артикуляция гласных

Дальше следует уточнить артикуляцию гласных звуков.

Преподаватель дает пропеть звуки в таковой последовательности: А-О-У. Говорит, что ротик поначалу рисует большой круг – дети пропевают «А-А-а», позже среднее – «О-О-О», а позже совершенно небольшое – «у-у-у». Дальше дети поют в таковой последовательности: И-Э.

Преподаватель говорит, что сейчас ротик улыбается – дети поют: «И-и-и», позже ухмылка становится шире – «ы-ы-Ы», сейчас он практически смеется – «э-э-Э».

Преподаватель направляет внимание детей на то, что когда мы произносим гласные звуки, воздух выходит вольно, ему ничего не препятствует, наш ротик открыт. Конкретно потому этот звук имеет таковую отметку, как открытый ротик.

Непременно необходимо направить внимание детей на то, что гласных звуков лишь 6.

Закрепить познания детей о гласных звуках можно с помощью различных игр: «Какой это звук?», «Излови звук».

  • Игра «Оживи кружок», в которой дети по очереди жмут на знак гласного звука и именуют хоть какой громкий звук, посодействует детям отлично уяснить все гласные (тип речевых звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного воздушного давления) звуки.
  • 2-ой шаг обучения детей элементам грамоты – знакомство со слогами.
  • Этот шаг тесновато связан с 3-им шагом, во время которого идет ознакомление детей с понятием «слово».

Ознакомление со словами и слогами (это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков) можно провести последующим образом: поначалу повторить познания о гласные и согласные звуки, потом перейти конкретно к слогов и слов. Рассказ о них также может быть в форме небольшой притчи.

Притча о звуках

Гласные и согласные звуки стали дружить и ходить парами. Но у неких пар не выходило что-то огласить. К примеру, взялись за руки Д и И (огласим все вместе: «ДИ»), но это ничего не значило.

Они чрезвычайно расстроились, потому их пришли утешать звуки В и О и поведали, что у них тоже ничего не выходит (все вместе – «ВО»). Потому они взялись все вместе за ручки: ДИ-ВО.

Вдруг прибежали остальные звуки и начали их приветствовать: «У вас вышло Волшебство!» И вправду это было волшебство, поэтому что раздельно они ничего не значили, а вместе составили слово – «волшебство».

Остальные звуки тоже начали становиться по двое и даже по трое, а позже подступали к иным таковым группкам и составляли слова. Таковые группки звуков начали именовать составами, ведь из них складывается слово.

Звуки образовывали составы а, потом объединялись в слова. Но увидели, что согласные звуки не могут сами образовывать составы, а лишь с помощью гласных звуков. Тогда около 1-го гласного могло собраться два, а время от времени и три согласных звука.

А гласные звуки могут образовывать частички слова – слоги – и без согласных. потому звуки пришли к выводу, что сколько в слове гласных звуков, сколько и слогов..

Опосля ознакомления с понятием состава дети обучаются определять количество слогов, подставляя руку под подбородок: сколько раз оно коснется руки при произнесении слова, столько в этом слове и слогов.

Читать еще:  Ревматизм у детей: фазы и степени болезни, медикаментозная терапия и реабилитация пациентов

Ознакомление детей со словом (одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых)

При ознакомлении детей с понятием «слова» стоит направить внимание на то, что сочетание звуков в слове и просто сочетание различных звуков различается тем, что слово имеет значение, а обычное сочетание звуков значения не имеет.

3-ий шаг обучения детей элементам грамоты – ознакомление с предложением.

Для этого понадобятся предметные рисунки. К примеру, можно взять три рисунки, на первой из которых изображена девченка, на 2-ой – девченка, которая рисует кисточкой, на 3-ий – цветок.

Преподаватель с детками разглядывает рисунки и замечает, что все, что на них изображено можно именовать словами. Далее ознакомления с предложением можно продолжить так.

Дети (в основном значении, человек в период детства), поглядите, кто изображен на первой картине? (девченка). А что делает девченка на 2-ой картине? (рисует) А что изображено на 3-ий? (цветок). Дети, за каждой картиной вы окрестили слово.

А сейчас давайте соединим эти слова: «Девченка рисует цветок». Мы с вами о кое-чем поведали. Когда слова собираются вместе и о кое-чем говорят, то это именуется – предложения. Итак, давайте вместе произнесем наше предложение (дети проговаривают предложения).

А сейчас посчитаем, сколько слов в нашем предложении. В нашем предложении три слова. давайте испытаем поменять предложение (Предложение, в лингвистике — единица человеческой речи) так, чтоб в нем стало 5 слов. Девченка (какая?) – малая, радостная, светловолосая и тому схожее.

Цветок (какой?) – красноватый, прекрасный, броский, ласковый и тому схожее. Добавим к нашему предложения слова-признаки: «радостная» и «красноватая». А к словам-признакам подберем рисунки, на которых изображены радостное лицо и красноватое пятно. Вот что вышло: «Малая девченка рисует красноватый цветок».

Давайте посчитаем слова в новеньком предложении. Сейчас наше предложение состоит из 5 слов.

Закрепление познаний

  1. Для закрепления приобретенной инфы можно предложить детям самим составить предложения с опорой на предметные рисунки и найти количество слов в составленном предложении.
  2. Преподавателю нужно разъяснить детям, что в предложении каждое слово имеет свое место, и на примере хоть какого деформированного текста можно показать это утверждение и предложить детям составить предложение верно.
  3. Упражнять детей в составлении обычных всераспространенных предложений можно с помощью игр «Расшифруй картину», «Кто выдумает самое длинноватое предложение», «Составь предложение по схеме» и тому схожее.

Детям следует разъяснить, что предложение можно поменять, не меняя слов, а поменяв интонацию. так можно образовать предложения-вопросы и предложения-оклики.

4-ый шаг обучения детей элементам грамоты – знакомство детей с графическим изображением звуков – знаками. На этом шаге тщательно останавливаться не будем, ведь это отдельная тема.

Следует выделить, что предложенные приемы не догма, в работе можно использовать и остальные приемы. Основное, чтоб информация, которая подается была выложена в доступной и игровой форме.

Читать еще:  Что дать ребенку при рвоте: безопасные средства для остановки рвоты

Диагностика: действия ребенка, означающие, что он готов к обучению чтению и письму

  • Выделяет в словах и стихотворениях звук, который там часто встречается.
  • Подбирает слова по заданному фонематическому признаку (Назови слова на «с», назови слова на «а»).
  • Моделирует слова из 3-5 звуков и делает их звуковой анализ.
  • Соотносит при произношении слово со схемой его звукового состава (Сравни то, что ты видишь с тем, что ты слышишь).
  • Меняет звуковой состав слова, заменяет звуки (Попробуй заменить в слове «мак» первый звук на «р» — что получится?)
  • Подбирает противоположные и близкие по значению слова.
  • Описывает предметы, подбирая определения качеств и свойств.
  • Составляет небольшой рассказ на актуальную для себя тему.
  • Составляет рассказ по картинкам, серии сюжетных картинок.
  • Включается в коллективную беседу, задает вопросы.

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи

Среди методов воздействия, применяемых при формировании звуковой культуры речи ребенка, выделяют практические, наглядные и словесные. Практические методы включают игры, упражнения и моделирование.

Игры могут быть обучающими, подвижными, творческими. Хорошо, если каждый из этих случаев будет включать речевое сопровождение со стороны детей для отработки тех или иных речевых навыков. Каждая игра предполагает развертывание воображаемой ситуации. Это может быть сюжетная канва, ролевое распределение или прочие игровые действия. В играх можно отрабатывать все компоненты звуковой культуры речи.

Упражнения подразумевают множественное повторение заданных действий – как практических, так и умственных. Большое значение упражнения имеют при коррекции звукопроизношения. Так, упражнения артикуляционной гимнастики направлены на постановку звуков.

Словесные методы (заучивание наизусть стихотворений и пересказ) эффективны при формировании выразительности речи.

Демонстрация правильного произношения является ведущим приемом в воспитании звуковой культуры речи. В определенных случаях бывает необходим специфический прием утрированного произношения. К нему часто прибегают при отработке фонематического слуха и звукопроизношения. Педагог произносит слова с подчеркнутой дикцией или выделяет нужный звук интонационно.

В младших группах часто используют образное называние звука.

Речевые упражнения

На формирование речевой культуры влияют творческие занятия, рисование, лепка, выполнение поделок, прослушивание музыки. Игра и совместный труд взрослых и детей позволяет расширить словарный запас и их сочетание.

Простые игры упражнения для проведения дома и в образовательных учреждениях:

  1. Поиск предмета. Для малышей выкладывают 2-3 игрушки, дают детям отвернуться и одну прячут. Взрослый просит назвать какого предмета не хватает. В средней группе количество объектов увеличивают.
  2. Упражнение на сравнение картинок, например жираф большой, а мышка маленькая.
  3. Имитация голосов животных.
  4. Название объектов в единственном и множественном числе.
  5. Добавление к существительному глаголов (пароход плывет, машина едет).
  6. Запоминание чистоговорок и скороговорок.
  7. Игра на правильное использование предлогов (мышка в норке, птичка на ветке, мячик под столом).
  8. Описание сказки по картинке.
  9. Придумывание окончание рассказа.
  10. Игра со звуками – нахождение слов на заданную букву.
  11. Подбор рифмы к словам.
  12. Самостоятельное составление рассказа.

Уникальная методика развития речи дошкольника должна сочетать различные методы, быть ориентирована на возрастную группу и учитывать особенности каждого ребенка. Систематические занятия помогут вовремя освоить грамотную речь и приобрести навыки для общения в социуме.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector