0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие ребенка в 3 месяца: навыки, умения, режим дня

Развитие ребенка в 3 месяца: навыки, умения, режим дня

Развитие ребенка в 3 месяца стремительное. Этот период жизни крохи наполнен новыми свершениями. Прогресс заметен как в физическом, так и эмоциональном развитии. Ребенок познает мир быстрыми темпами, улучшается социальная адаптация, двигательная активность становится более совершенной. Зная все о развитии трехмесячного младенца, можно помочь ему в освоении новых навыков и умений.

Фото с сайта pixabay.com

Малыш в 3 месяца

  • Хрупкое и нежное тельце новорожденного в три месяца стало выглядеть пухленьким, округлились щечки. На ножках и ручках появились складочки. Это результат нормального развития подкожно-жировой ткани.
  • Ребенок уверенно держит головку, даже лежа на животике. Да еще делает попытки приподняться, опираясь на ручки. В качестве нового умения демонстрируют, как могут переворачиваться со спины на живот.
  • К третьему месяцу малыш примерно в одно и то же время кушает и спит. Его организм привыкает к определенному распорядку дня и жизнь мамы в этом плане немного облегчается.
  • В этом возрасте ребенок начинает изучать мир, пробуя все на вкус. Он начинает тянуть в рот все, что попадает в ручку.

Физическое развитие детей младшего школьного возраста характеризуется:

  • быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
  • равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
  • интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.

В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети младшего школьного возраста имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.

Оценка физического развития ребенка

Для выявления показателей здоровья и физического развитие детей проводят анализ показателей и расчеты, на выявление различных индексов.

Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода представленных на рисунке.

Методы оценки физического развития детей

Рассмотрим каждый метод оценки здоровья и физического развития детей по отдельности.

Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для ребенка любого возраста. Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития. Метод дает лишь приблизительную картину о физическом развитии детей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям на дому.

Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными по возрасту и полу ребенка. Регионарные таблицы стандартов могут быть двух типов:

  1. Сигмальный тип.
  2. Центильный тип.

При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится со средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой группы, что и у ребенка, которую мы наблюдаем. Полученную разницу выражают в сигма (δ – среднее квадратическое отклонение), определяя степень отклонения индивидуальных данных от их средней величины.

Результаты оцениваются следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития. Они представлены на рисунке ниже [3].

Группы физического развития в соответствии с размерами сигмальных отклонений[3].

Рассмотрим пример: Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную

142 – 137 / 5,2 = 0,96,

т. е. рост школьника находится в пределах М + 1σ и оценивается как средний, нормальный рост.

Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ широко применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.

При использовании таблиц, составленных по методу центильних стандартов, необходимо определить центильний интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку. Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мире [7].

В настоящее время, зная пол, возраст ребенка и определив антропометрические характеристики, можно выяснить степень отклонения его физического развития.

Центиль – определенная доля или процент соответствующего признака у детей в зависимости от возраста и пола. Это – количественный показатель физиологических границ данного признака [1].

За средние, или условно нормальные, величины принимаются значения в интервале 25-75 центилей (50% всех детей). Интервал от 10 до 25 центилей характеризует область величин ниже среднего, от 3 до 10 центилей – низких, ниже 3 центилей – очень низких и наоборот, интервал от 75 до 90 центилей – область величин выше среднего, от 90 до 97 центилей – высоких, выше 97 центилей – очень высоких. Выше 75 и ниже 25 центилей лежат пограничные зоны количественных характеристик длины и массы тела, требующие осторожности при оценке риска серьезных отклонений.

Читать еще:  Желчекаменная болезнь у детей: причины, симптомы и лечение

Показатели, лежащие за пределами 97-го и 3-го центилей, отражают явную патологию или заболевание.

Каждый результат, полученный при измерении длины или массы тела, может быть помещен в соответствующую область, или «коридор», центильной шкалы, что позволяет оценить физическое развитие ребенка: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое и очень низкое. Если разность «коридоров» между любыми 2 из 3 показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии. Если эта разность составляет 2 «коридора», развитие следует считать негармоничным, а при 3 и более – дисгармоничным, т.е. свидетельством явного неблагополучия.

При наблюдении и измерении ребёнка педиатр даёт заключение по физическому развитию и рекомендации в случае отклонения от нормы.

Но для адекватной оценки и своевременного корректирования именно вашего ребёнка врач должен быть ознакомлен:

  1. с предыдущим развитием ребёнка,
  2. с перенесёнными заболеваниями,
  3. с наличиями особенностей ребёнка.

Родители должны четко отслеживать физическое развитие ребенка совместно с педиатром. Это необходимо для того, чтобы вовремя предотвратить развитие заболеваний, таких как эндокринные, болезни обмена веществ, болезни сердечно-сосудистой системы и т.д.

Оценка физического развития ребенка происходит в строго регламентированные периоды указанные ниже.

Итак, контроль за физическим развитием ребенка и его оценка крайне важны в современных крайне сложных экологических условиях. Так же нужно подчеркнуть тот факт, что физическое развитие и здоровье ребенка – взаимосвязанные показатели. У здоровых детей адекватные показатели физического развития. Если же у ребенка имеются какие либо заболевания, то они ухудшают показатели физического развития.

Постоянное наблюдение за физическим развитием детей необходимо, оно позволяет выявить на ранних стадиях многие заболевания, ещё до начала жалоб на здоровье ребёнком или его родителями.

  1. Голубев В.В.Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста – М.: Издательский центр «Академия», 2011
  2. Ежова Н.В. Педиатрия – Мн.: Высшая школа, 1999
  3. Жидкова О.И.Медицинская статистика: конспект лекций – М.: Эксмо, 2011
  4. Запруднов А. М., Григорьев К. И. Педиатрия с детскими. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011
  5. Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / Под ред. А. А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  6. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста – Арзамас: АГПИ, 2006.
  7. Тяжелая О.В. Педиатрия. – Новая книга, 2010.

Уход за 6-месячным малышом

Многие мамы начинают с шестимесячного возраста вводить прикорм. Чаще всего для этого используются фрукты и овощи. Важно вводить новые продукты аккуратно, проверяя реакцию организма.


По поводу составления меню лучше обратиться к специалисту, который подберет рацион и режим с учетом потребностей, особенностей малыша. Неграмотное введение прикорма может стать причиной проблем со здоровьем.

На протяжении первого года жизни формируются пищеварительная и иммунная системы. Нарушения данных процессов появляются спустя несколько лет. Поэтому к прикорму нужно подходить ответственно.

Важным элементом ухода являются водные процедуры. Утром после пробуждения следует умывать лицо мальчика теплой водой. Стоит чистить уши и нос по мере необходимости. Каждый вечер перед сном нужно купать мальчика.

Использовать детское мыло допускается не чаще 1-2 раз в неделю. Памперсы следует регулярно менять. Педиатры не советуют постоянно использовать подгузники, так как это приводит к появлению потницы и раздражения.

Евгений Комаровский рекомендует поддерживать и укреплять иммунитет детей такими методами:

  • обтирание, обливание прохладной водой;
  • организация воздушных ванн;
  • ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе;
  • прием витаминов и минералов;
  • выполнение физических упражнений, массажа.

Важно следить за состоянием ротовой полости, особенно если у мальчика режутся зубы. Нельзя допускать развития воспалительного процесса.

Прорезывание зубов обычно сопровождается повышенным слюноотделением. Поэтому стоит запастись мягкими хлопчатобумажными салфетками. Следует очищать шею и подбородок от стекающей слюны. Также нужно обрабатывать кожу в этих зонах детским кремом. Нельзя допускать появления опрелостей и воспаления. Полезно приобрести игрушки-прорезыватели для снятия зуда десен.

Чтобы малыш комфортно себя чувствовал, необходимо поддерживать в квартире оптимальный микроклимат. Влажность воздуха должна быть на уровне 50% и выше. Оптимальный показатель температуры – +22-23 градуса. Добиться таких параметров можно используя обогреватели, увлажнители воздуха, проветривая помещение.

Читать еще:  Папа и малыш — роль отца в воспитании ребенка и советы психолога

Для правильного физического становления следует проводить массаж, выполнять гимнастику.

Развитие ребенка в 3 месяца: навыки и умения

Закончились первые месяцы молодой мамы, полные сомнений и вопросов, и вы уже много знаете о своем малыше, понимаете его, стали гораздо ближе. Звук материнского голоса и прикосновение ваших рук помогают крохе чувствовать себя защищенным, знать, что его любят, его крик не оставляют без внимания. Конечно, трехмесячный малыш уже очень отличается от новорожденного. О том, чему он научился за это время и как развивается, мы расскажем сегодня.

Эмоциональное развитие

Третий месяц жизни малыша проходит под знаком позитива – кроха научился смеяться, а также все чаще улыбается в ответ на общение мамы и папы, и даже просто так. Крик и плач являются сигналом явного физического и эмоционального дискомфорта малыша.

Специалисты-неонатологи из США провели исследование и выяснили, что к трехмесячному возрасту у малыша можно различить более 50 различных улыбок. Представляете, насколько развита его эмоциональная сфера!

Конечно, трехмесячный карапуз не перестает капризничать, однако чаще всего он хнычет, когда ему скучно, для того, чтобы вы обратили на него внимание. В этом возрасте ребенку необходима новая информация, важно общение, его интересует окружающий мир, ведь он стал меньше спать, больше бодрствовать и проводить это время в кроватке ему не всегда интересно.

Ласковое мамино лицо и общение с малышом творят чудеса – кроха активно реагирует, «вступает в диалог» с взрослым, улыбается и лепечет в ответ. Малыш в хорошем настроении? В таком случае в общении принимают участие его ручки и ножки, которыми он активно шевелит, увидев знакомое лицо или услышав, что к нему обращаются – так, в сочетании с улыбкой и гулением, проявляется «комплекс оживления».

Врач-педиатр Мария Савинова рассказывает: «Комплекс оживления – важный этап в развитии малыша. В ответ на появление взрослого, особенно мамы, ребенок замирает, внимательно смотрит, а затем расплывается в улыбке, начинает агукать, активно шевелить ручками и ножками. В трехмесячном возрасте кроха уже готов к общению, он активно устанавливает связь с взрослым, однако реакцию оживления могут вызывать не только знакомые и любимые люди, а и приятные прикосновения, звуки, красивые игрушки. Возникает комплекс оживления в конце первого – начале второго месяца жизни малыша, а в возрасте трех-четырех месяцев он видоизменятся, ребенок демонстрирует уже более сложные эмоциональные реакции. Отсутствие комплекса оживления в младенчестве может быть признаком задержки психического развития ребенка».

Малыш часто гулит, произносит разнообразные сочетания, слоги, особенно часто «аааыыы» или «угуууу» из кроватки слышится, если кроха пребывает в приподнятом расположении духа. Маленький карапуз открывает для себя мир звуков и с радостью слушает музыку.

Потребность в общении с родителями и желание слышать голос любимой мамочки как можно чаще, отличная причина для того, чтобы начать знакомить малыша с небольшими рифмованными стишками, потешками, петь крохе песенки.

Еще одно любимое занятие малыша – изучение маминого лица. Разрешайте малышу трогать свои щеки, рот, нос, называйте те части тела, до которых он дотрагивается. Копируйте гуление и агукание крохи, повторяйте, гримасничайте: высовывайте язык, надувайте щеки, шлепайте губами. Со временем малыш будет повторять эти движения за вами, тренируя мышцы лица, ротика, язычок, что является важным этапом формирования речи.

Физическое развитие

К трем месяцам большинство врожденных рефлексов малыша исчезает, их место постепенно занимают осознанные навыки, условные рефлексы прогрессируют.

В три месяца кроха уже умеет поднимать голову, и крутить ею во все стороны, например в поиске источника звука или света, еще немного, и он начнет переворачиваться. Чтобы это произошло быстрее, любое желание ребенка двигаться необходимо поддерживать. Так, если положить сбоку от малыша яркую игрушку, которая привлечет его внимание, он потянется за ней и со временем сможет перевернуться со спины на живот.

Улучшается двигательная активность рук и ног крохи: малыш изучает их, стремится как можно больше ими шевелить, засовывает в ротик, пытается попасть по висящим над кроваткой погремушкам.

Наша мама-форумчанка Lili рассказывает: «До трех месяцев Линочку не очень интересовал мобиль над кроваткой, хотя он был одной из первых ее игрушек, висел на кроватке с рождения. Но теперь она с интересом наблюдает за тем, как над ней летают разноцветные мишки, слушает звучание мелодий, пытается дотянуться до игрушек над головой».

Также малыш, лежа на животике, осваивает новую позу: опираясь на предплечья, он поднимает головку и грудь, развивая и укрепляя свои мышцы. У малыша пока не очень хорошо получается? Это умение можно тренировать, поднимая и опуская привлекательную игрушку перед его личиком. Помните, что шейные мышцы ребенка пока еще слабые, и он не может удерживать голову больше чем 1-1,5 минуты.

Читать еще:  Вросший ноготь у ребёнка: стадии протекания и самые действенные лечебные мероприятия в домашних условиях

Еще одно новое умение малыша – достать и толкнуть ногой какую-то вещь, например, маленький игрушечный мячик. Умение отталкиваться поможет ребенку освоить перекатывание, которое у него замечательно получится, если упереться ногой в бортик кроватки. Если положить в кроватку или манеж ребенка мячик с погремушкой внутри, его пинание доставит крохе море удовольствия.

Не забывайте и про гимнастику для малыша, ведь у него только проходит состояние гипертонуса, кулачки на ручках расправляются. Массаж и упражнения так полезны для маленьких ручек и ножек, они помогут маленькой спинке быть крепкой, сделают сильнее мышцы шеи, а массаж пальчиков поможет раскрыть ладонь, улучшит мелкую моторику. Подвижность пальцев также влияет на общее развитие высшей нервной системы ребенка.

К трем месяцам кроха, если его поддерживать подмышками, может крепко упираться ногами в твердую поверхность. Когда малыш находится вертикально, подложите под его ножки какую-нибудь небольшую игрушку. Он будет с радостью пытаться попасть по ней, и, если ему это удастся, очень обрадуется.

В трехмесячном возрасте необходимо развивать зрение, слух и тактильные ощущения малыша. Давайте ребенку изучать погремушки, ощупывать различные поверхности, стимулируйте фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, активно используйте игрушки, которые издают звуки.

Наша мама-форумчанка Jane рассказывает: «У сыночка много разных игрушек, но есть любимая погремушка-собачка с ярким шариком в центре и он очень любит, когда мы с ней играем. У него отлично получается искать погремушку глазами, следить за тем, как собачка «летает» над кроваткой, а потом я прячу ее под одеяло и он удивленно замирает: «куда пропала игрушка?» Момент – я вытаскиваю погремушку из-под одеяла, и Ванечка так радуется, увидев ее снова».

Что умеет ребенок в 3 месяца?

  • узнает лица мамы и папы, смеется при общении;
  • капризничает и хнычет, протестующе кричит;
  • гулит, воркует, ведет диалог с взрослым;
  • попадает руками по игрушкам, висящим над кроваткой;
  • захватывает игрушку и тянет ее в рот;
  • приподнимает голову, лежа на животе и опираясь на предплечья;
  • переворачивается со спины на бок;
  • упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками;
  • держит голову и вертит ею в разные стороны;
  • находит источник звука и света.

Каждый ребенок – индивидуальность, со своими темпами развития, поэтому если у вашего малыша еще не совсем развиты некоторые навыки, о которых мы писали, не стоит расстраиваться.

Родительская любовь, внимание и забота – волшебный элексир, который поможет маленькому человечку войти в новую жизнь счастливым и здоровым.

Психология малыша

Психология ребенка в возрасте трех месяцев также претерпевает значительные изменения. Теперь он способен не только реагировать на свет или звук, но и искать их источники. Малыш начинает узнавать тех людей, которые чаще всего с ним общаются. Улыбается, когда они с ним разговаривают. Также он может реагировать на неприятные раздражители и громко закричать, в случае своего недовольства и позитивно воспринимать игры.

Отличительно чертой этого возраста является появления обоняния. Дитя способно распознавать некоторые вещи по их запаху. И конечно же, малыш понимает, что находиться во время бодрствования в кроватке – скучно. Поэтому ему будет интересно изучать мир на специальном коврике или, как уже было написано выше, манеже.

На этом периоде мама уже способна понимать причину, по которой ребенок плачет. Например:

  • В случае голода ребенок плачет очень громко. Все начинается с всхлипываний и со временем переходит в громкий крик;
  • В случае если ребенку больно, то плач будет иметь высокие тона;
  • Если малыш хныкает и потирает глазки, то это значит, что он хочет спать.

И таких примеров может быть множество. Но у каждого ребенка все индивидуально.

На третьем месяце также развиваются процессы внимания и познания. Ребенок любит рассматривать крупные узоры на тех же обоях или мобиле, следит за перемещениями взрослых или домашних животных по дому.

Малышу приходится уделять все больше внимания, особенно во время игры . Если его оставить без внимания, начинаются капризы, которые переходят в громкий плач. Также дитя начинает проявлять недовольство, если забрать понравившуюся вещь.

Третий месяц жизни ребенка является не только очень интересным, но и достаточно продуктивным периодом. Ребенок активно развивается как физически, так и психологически. Однако помнить стоит лишь о том, что развитие в этот период у всех детей сугубо индивидуальное, и не всегда, вышеперечисленное соответствует реальности.

Если же дитя отстает в развитии не стоит паниковать, очень часто детки догоняют и даже обгоняют своих сверстников в следующем, более интересном этапе развития, который проходит в четвертом месяце жизни. Но все же стоит перестраховаться и обратиться к специалистам, который порекомендует развивающие игры и упражнения.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector