0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Речевое развитие в первый год жизни

Речевое развитие в первый год жизни

На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи.

Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью. Слыша речь окружающих, малыш в первую очередь начинает прислушиваться к голосам и отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым.

Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, их сочетания. В 2-3 месяца появляется гуление, в 3-4 месяца — лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года — слова.

Время появления слов на первом году жизни у всех детей различается: одни начинают говорить в 8-9 месяцев, другие — в 1 год 2 месяца, а некоторые — еще позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2-3 слов до 15-20.

В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Начиная со второго полугодия в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласные звуки а, у, и, из согласных — в основном звуки п, б, м, к, т, г, д и некоторые другие. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем, поэтому роль лепета имеет большое значение и в последующие этапы речевого развития ребенка.

Далее подробней остановимся на этапах речевого развития в первый год жизни ребенка.

Возраст ребенка от 0 до 1 месяца

Новорожденный большую часть времени спит. В этот период сон и бодрствование мало чем отличаются друг от друга.

Уже в первые дни жизни ребенок может следить за медленно перемещающимся источником света. А к концу первого месяца — выделять взрослого из окружающей обстановки. Примерно в это же время у новорожденного возникает первая улыбка.

Когда ребенок чем-то озабочен, он издает рефлекторный крик или рефлекторные звуки. Его плач не дифференцирован: малыш одинаково реагирует плачем и на голод и на шум. Малыш вздрагивает, если сильно хлопнет дверь.

Возраст ребенка от 1 до 3 месяцев

Появление первых положительных эмоций — от первой улыбки до «комплекса оживления»: малыш останавливает взгляд на лице мамы, улыбается ей, оживленно двигает ручками и ножками, издает радостные звуки. Уже в 2–3 месяца малыш спокойно бодрствует, он прислушивается к звукам, по-разному на них реагирует: резкие и громкие пугают его, к мелодичным звукам он прислушивается, голоса людей слушает с большим вниманием, радуется им. Сам начинает «разговаривать» в те моменты, когда спокоен, чаще всего издает отрывистые и гортанные звуки аа, га, ги, кхы. Затем они становятся более протяжными: а-а, о-о, а-га, а-ги, а-бу. Это значит, что малыш вступил в так называемую стадию гуления.

Возраст ребенка от 3 до 6 месяцев

К четвертому месяцу ребенок быстро и безошибочно находит взглядом лицо говорящего человека. Он сам поворачивается к взрослым и улыбается им, когда они говорят между собой. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания. На улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого — произнесением звуков, звукосочетаний, слогов. Спустя некоторое время вы обнаружите, что ребенок, выговаривая отдельные звуковые сочетания, начинает повторять их: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, ка-ка-ка. Это значит, что малыш вступил в новую стадию речевого развития, которая определяется как лепет.

Возраст ребенка от 6 до 9 месяцев

«Расцвет» лепета. Готовность к совместной игровой деятельности. Малыш слушает взрослого и подражает ему, понемногу усваивает правильное произнесение звуков, звукосочетаний и слов. У ребенка развивается речевой слух, совершенствуется артикуляция, произнесение звуков речи. Но ведь это только одна сторона усвоения языка. Речевое общение предполагает понимание речи. Именно в этом отношении малыш во втором полугодии первого года жизни добивается многого.

С ростом возможностей ребенка — с формированием у него восприятия предметов, движений, действий — растет и необходимость в более четком управлении его поведением. Конечно, что-то можно сообщить малышу интонацией голоса, мимикой, жестами — подозвать его, попросить приподняться, пресечь какое-то нежелательное действие. Однако без точного обозначения предметов, действий, разных свойств и качеств вещей невозможно дальше двигаться. В этот период развития ребенку необходимо передавать смысл слов.

Возраст ребенка от 9 до 12 месяцев

Слово для ребенка наконец приобретает смысл. К концу первого года жизни малыш владеет примерно 10 словами, состоящими преимущественно из одинаковых слогов (мама, папа, баба, дядя); у некоторых детей обнаруживаются слова, составленные даже из разных слогов (Ната, Таня, Катя). Среди них могут быть звукоподражательные (ав-ав, кс-кс), так называемые облегченные слова, образцы которых дает ему взрослый (би-би — машина, бо-бо — больно).

Ряд гласных и согласных звуков к этому времени произносится довольно ясно (а, о, у, м, б, п, г, к). Одно и то же слово может относиться к разным предметам, если малыш «открыл» в них что-то общее. Так, слово-звукосочетание ко может относиться и к кошке, и к одеялу, и к подушке, т. е. ко всему теплому и мягкому.

К концу года малыш понимает значительное количество слов и выражений: имена близких людей, названия игрушек, предметов, нарисованных на картинках, некоторых действий.

Отдельно заметим, что развитие речи — процесс очень индивидуальный для каждого ребенка. Не стоит паниковать, если ваш малыш не демонстрирует те или иные показатели нормы. Однако обратить внимание на этапы развития речевой активности и на очередность этих стадий следует обязательно. Занимайтесь, больше разговаривайте с ребенком — и результат не заставит себя ждать.

Рекомендуемые игры для стимулирования активной речи у ребенка от рождения до года

Развитию у младенца слухового и зрительного восприятия способствуют игры: «Интересная игрушка», «Колокольчик», «Пальчики», «Сорока-белобока».

Игра «Дразнилки» тренирует мышцы лица и учит малыша подражать мимике взрослого.

Стимулируют речевую и двигательную активность ребенка игры: «Ладушки», «Наши ручки, наши ножки».

Игра «Телефон» стимулирует активную речь и звукоподражание с разной интонацией.

С помощью игры «Первые песенки» можно стимулировать гуление малыша, а в процессе игры «Первые слова» учить его первым лепетным словам.

Развитию как слухового, так и зрительного внимания ребенка, а также его мышления способствуют игры «Прятки», «Что там?».

Игра «Где мой носик?» привлекает внимание ребенка к звучанию собственного имени, игра «Моя семья» учит малыша узнавать членов семьи на фото.

Что способствует правильному развитию речи ребенка?

  • Умиротворенная обстановка в семье;
  • Отсутствие криков (как на ребёнка, так и между взрослыми);
  • Речь взрослых;
  • Чуткое и заботливое отношение к ребёнку.

Существует четыре периода развития речи:

  • Подготовительный или доречевой (от рождения до года);
  • Преддошкольный (от одного года до трех лет);
  • Дошкольный (от трех до семи лет);
  • Школьный (от семи до семнадцати лет).

Первый этап развития речи

Это самый важный и сложнейший период. Начинается он с плача и крика малыша.

Это первая рефлекторная реакция маленького человечка на окружающий мир.

Примерно к двум месяцам жизни малыш начинает «гугукать» и повизгивать. Это будет проявляется при попытке взаимодействия взрослого с малышом.

К трём месяцам своей жизни появляется «гуление». Проще говоря, это звуки: «а-а-а», «гу-гу», «а-гу» и т. п.

К восьмому месяцу малыш начинает лепетать. Он начинает соотносить слоги с предметами или действиями («ма» — мама, «ба-ба» — бабушка, «би-би»- машинка). С помощью лепета кроха начинает чувствовать ритм речи и выражать эмоции, в том числе и гнев.

Ближе к году ребенок начинает произносить первые слова, в среднем, их около 20, а понимает малыш максимум до 50 слов.

У некоторых детишек доречевой период затягивается до двух лет, они понимают просьбы взрослых, но общаются только лепетом и жестам. Это не повод бить тревогу и бежать к врачам, обычно малыши отмалчиваются, а после догоняют или перегоняют тех, кто заговорил в возрасте около года. Если ребенок не заговорил к двум годам и не понимает просьб родителей, следует сходить на консультацию к логопеду.

Преддошкольный период

От полутора до трех лет малыш осваивает интонации, лучше произносит слова, пробует составлять односложные предложения, имеет словарный запас до 1000 слов, старается подражать взрослым.

В возрасте 2-2,5 лет ребенок начинает объединять слова в короткие предложения, пока без соответствующего грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии в этот период дети сами начинают правильно употреблять грамматические основы.

В преддошкольном периоде активно формируется произношение гласных и согласных звуков. К двум годам в лексиконе ребенка появляются прилагательные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или женского рода, но без согласования с существительными. Если малыш в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепета и не объединяет слова в предложения, это должно стать настораживающим симптомом для родителей и поводом для обращения к логопеду.

Дошкольный период

В возрасте трех — четырёх лет ребёнок знает до 2000 слов, умеет складывать распространённые предложения, использует прилагательные. В тот период обычно возникают трудности с произношением букв «л» и «р».

Читать еще:  Полисорб при рвоте у детей: инструкция, поможет ли

От четырёх до пяти лет дети находятся на пике любознательности, они задают кучу вопросов, их словарный запас составляет до 3000 слов. Малыши называют предметы и характеризуют их, умело пользуются интонацией, хорошо читают стихи, их речь становится четкой, её скорость постепенно развивается.

В возрасте от пяти до шести лет ребенок уже уверенно произносит шипящие и свистящие звуки, использует сложносочиненные и сложноподчинённые предложения, даёт определения словам, склоняет их по падежам.

В возрасте от шести до семи лет ребёнок использует все части речи, употребляет названия дней недели и месяцев, его речь связная и понятная. Т. Б. Филичева, доктор Педагогических наук и профессор кафедры Логопедии, отмечает, что если в этот период ребёнок не склоняет слова по падежам (к примеру, использует фразы, вроде «с мама ходили в магазин»), пропускает предлоги и союзы, то нужно отправить его к логопеду.

Школьный этап

В этот период жизни ребёнок совершенствует связную речь и формирует письменную. На данном этапе дети без особых усилий осваивают язык. В период до двенадцати лет ребёнок активно формирует речь и знакомится с письменной речью. В этот момент родители способны влиять на развитие речи ребенка. После 12 лет, а порой и раньше, подросток знакомится с ненормативной лексикой, обогащает речь словами-паразитами, пользуется сленгом и т. д.

Периоды развития речи

Пока малыш находится в утробе матери, у него нет необходимости каким-либо образом заявлять о своих потребностях, потому что они удовлетворяются мгновенно. Однако как только маленький человечек рождается, все меняется: он должен самостоятельно сообщать матери о своих нуждах. И с этого момента у него начинаются периоды развития речи.

Первый период — крик

Рождаясь, малыш заявляет о своем появлении в этом мире криком. На уровне безусловных рефлексов он кричит, когда ощущает дискомфорт (голод, боль, жажду), но как только его потребности удовлетворяются — он успокаивается. Это способствует формированию стереотипа поведения и осознанному привлечению внимания к себе.

Далее, примерно на третьей неделе жизни, за счет развития языка и губ во время сосания, маленький человечек начинает произносить звуки, отдаленно похожие на гласные буквы (гласоподобные звуки): а, у, я, ы. Разумеется, они не столь четкие, как у взрослого человека, но различить их можно. Длится этот период около трех-четырех недель.

Произношение гласоподобных звуков по времени совпадает с началом развития зрения и слуха. Малыш уже фиксирует свой взгляд на неподвижных предметах и лицах родных, прислушивается к человеческому голосу, узнает голос матери среди других.

Примерно к концу второго или началу третьего месяца жизни ребенка крик меняется, а внимательная мама четко различает его интонации: нытье, гневные восклицания, недовольство, резкий вскрик от боли, ворчание и другие.

Крик развивается параллельно с речью и присутствует довольно долго. И даже когда в лексиконе малыша появляются полноценные слова, лепет и звукоподражание, то крик продолжает играть большую роль в «общении» ребенка с взрослыми.

Как развивать речь

Создайте все необходимые условия для развития зрения и слуха: позаботьтесь о том, чтобы ребенок смотрел на яркие предметы теплых тонов и слушал звуки погремушек.

Для развития кожной чувствительности вкладывайте в ручки малыша игрушки, сделанные из разных материалов.

Обязательно говорите с крохой: проговаривайте те звуки, которые умеет произносить маленький человечек.

Второй период — гуление

Он начинается примерно в два месяца и длится до шестимесячного возраста. В этот период малыш произносит отдельные звуки: к, г, х. Или сочетает их с гласоподобными: агу, кхы, гу и другими. Любопытный факт: дети разных национальностей гулят одинаково.

Кроха гулит спонтанно, или рассматривая привлекательную игрушку. Однако наиболее часто ребенок гулит в качестве реакции на улыбку или разговор взрослого. Это признак того, что маленький человечек пытается наладить полноценный речевой диалог осознанно.

Кроме того, во время гуления малыш налаживает с вами не только речевой контакт, но и социальный, поскольку заглядывает вам в глаза, ожидая ответа на свой «разговор».

Как развивать речь

Отвечайте на языке ребенка! И вы увидите, что как только в вашей речи наступит пауза, то малыш важно, сложив губки, начнет вам достойно отвечать (эхолаличное гуление). Это говорит о том, что кроха пытается почувствовать слова и различные звуки, пробует разные интонации речи.

Начиная с трехмесячного возраста, для стимуляции развития речи добавьте массаж пальцев рук:

  • Растирайте большой палец по бокам движениями сверху вниз.
  • Массажирующими движениями растирайте подушечку большого пальца и его сустав по часовой стрелке.
  • Растирайте основание большого пальца.

Необходимо выполнять эти упражнения по 10-20 раз поочередно на обеих руках.

Учитывая, что с трех месяцев у ребенка активно развивается хватательная функция рук, разрабатывайте мелкую моторику: учите ребенка перекладывать игрушки из одной руки в другую.

Третий период — лепет

Как правило, он наступает в возрасте шести-семи и длится до одиннадцати месяцев. Однако иногда он может наступить несколько раньше — в пять месяцев.

Появление лепета совпадет с двумя факторами, которые создают благоприятные условия для его развития:

  • Изменение положения тела. Это очень важно, поскольку совершенствование общей моторики и развитие речи тесно взаимосвязано.
  • Введение прикорма (мясо, творог, фруктовые пюре). Увеличивает объем ротовой полости и благодаря этому создаются отличные условия для более разнообразных движений языка.

В периоде начала лепета ребенок произносит отдельные слоги: ма, ба, па и другие. По мере взросления лепет становится более выразительным: отдельные слоги соединяются между собой, образуя длинные слоговые цепочки: ма-ма, ба-ба, тя-дя-дя, ма-паба. Это прообразы будущих полноценных слов.

Развитие лепета тесно связанно не только с совершенствованием общей моторики, но еще с активным развитием памяти и психических процессов, общением крохи с взрослым.

Как развивать речь

Очень просто: говорите с ребенком и активизируйте дальнейшее развитие речи. Для этого возьмите малыша на руки, чтобы он видел ваши губы, и произносите четко слоги, пойте песенки нараспев, читайте несложные стишки. Это важно, поскольку кроха запоминает движения ваших губ, а затем в своем «разговоре» воспроизводит их.

Четвертый период — первые слова

Он начинается с одиннадцатого-двенадцатого месяца жизни.

Лексикон годовалого малыша, как правило, насчитывает от пяти до двадцати пяти слов.

В них входят:

  • около 3-5 правильно произносимых слов: мама, папа, ляля, баба или другие.
  • несколько частично произносимых слов: па (упал), ди (иди или уйди), зя (нельзя), ки (киса) или подобные.
  • лепет: ням-ням, бух, кх, кока и другие.
  • звукоподражание животных, птиц, звука машин: ку-ку, мяу (мяуканье кошки), ме (блеяние козы), му (мычание коровы) и похожие.

Как развивать речь

На этом этапе словотворчество малыша находится в самом разгаре, поскольку он начинает ассоциировать слова с предметами, и для него каждое слово наполняется смыслом. Поэтому, разговаривая со своим чадом, четко называйте окружающие предметы, игрушки и объекты своими именами. Не забывайте всегда комментировать свои действия. Например, «сейчас мы положим куклу в кроватку» или «поставим машинку в гараж».

Кроме того, необходимо тренировать мышцы губ и щек. Для этого научите ребенка дуть в свистульку или губную гармошку. Можно надувать мыльные пузыри, но не забывайте следить за тем, чтобы малыш не вылил жидкость на себя, или чтобы она не попала ему в глазки.

Еще один прекрасный способ тренировки мышц губ и щек — гримасничанье. Попробуйте высовывать язык, строить рожицы, изображать на лице страх, удивление или радость. Вы увидите, крохе такое развлечение безумно понравится. Это не только полезно, но и увлекательно, поскольку дети не терпят рутину и лучше усваивают что-либо в виде игры.

Разрабатывайте мелкую моторику рук, выполняя упражнения в игровой форме:

  • Предложите малышу собирать мелкие предметы (вермишель, фасоль, пуговицы) в пластиковую бутылку с узким горлышком. Разумеется, при этом вы не должны ни на минуту оставлять малыша без присмотра, поскольку он может попросту поглотить эти предметы.
  • Занимайтесь рисованием и лепкой. Конечно, у крохи не все сразу получится: пластилин будет рваться, а карандаш не слушаться пальцев. Однако цель будет достигнута.
  • Во время купания передоложите маленькому непоседе постирать одежду игрушек. Дело в том, что в воде материал имеет более выраженную структуру. Поэтому, выполняя это упражнение, малыш отлично массирует свои пальчики. Для этой цели подойдет вельвет, набивные материалы и бархат.

Что ж, пожалуй, с тем, как формируется речь у ребенка до года, вы уже ознакомились. Однако помните, что по такому «сценарию» она развивается далеко не всегда. Ведь каждый ребенок индивидуален, его созревание запланировано природой и зависит от многих факторов. Поэтому запаситесь терпением и придерживайтесь этих несложных советов. И тогда у вас все получится!

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

Развитие речи ребенка на первом году жизни

Елена Федорова
Педагог-психолог, г. Екатеринбург

Развитие речи ребенка в 1–3 месяца

Первые голосовые проявления ребенка – крик и плач. Малыш плачет, чтобы привлечь к себе внимание, выразить ощущение дискомфорта, попросить о помощи. Возможность сообщить о своих потребностях через плач – важное умение ребенка, помогающее ему адаптироваться в изменившихся условиях жизни. В возрасте 1,5 месяца одной из форм выражения чувств и потребностей станет улыбка. Сопровождающие ее радостные вокализации – это предречевое общение ребенка, позволяющее удержать внимание и продлить контакт со взрослыми. Уже к 3 месяцам появляется гуление – процесс произношения протяжных гласных звуков (а, у, ы), а также совмещение гласных и согласных звуков (агу, гу, га, ха, кы, кхы).

Читать еще:  Игры для детей на день рождения: самые разнообразные развлечения, которые оценит каждый

Мир эмоций. Склонившись над малышом, с помощью мимики, жестов, интонации попробуйте выразить разнообразные эмоциональные состояния (радость, удивление). Вы заметите, как малыш внимательно рассматривает ваше лицо, прислушивается к интонациям вашего голоса. Возможно, он даже скопирует выражение вашего лица, начнет гулить. Такие передачи эмоций и звуков являются первыми актами общения с крохой, способствуют социально-эмоциональному развитию и формированию речи у ребенка.

Потешки, стишки, песенки. Почитайте ребенку вслух небольшие стишки и потешки, спойте детскую песенку. При этом важно смотреть на малыша, четко произносить слова, варьировать интонации. Обратите внимание: кроха замер, прислушиваясь к вашему голосу, внимательно наблюдает, как вы шевелите губами, произнося фразы. Вот он оживленно задвигал ручками и ножками – обрадовался вашему общению с ним. Такое взаимодействие с ребенком способствует накоплению словарного запаса. Вот, например, потешка:

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.

Поворкуем, погулим. Склонитесь над малышом и начните разговаривать с ним. Кроха будет пытаться вам отвечать на своем языке – гулить. Повторяйте звуки, которые он произносит. Затем отвечайте малышу на его гуление так, будто понимаете, о чем он говорит. Комментируйте «сказанное» им. Такое упражнение формирует ответную реакцию ребенка на словесное воздействие взрослого, побуждает его к гулению и способствует формированию речи у ребенка.

«Я расскажу тебе…». Дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Поэтому самое простое, что вы можете делать для развития ребенка, – чаще разговаривать с ним, причем в лицах.

Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче. Обращайтесь к нему, когда вы ходите по комнате, а не только находитесь рядом с крохой. Малыш будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Называйте все предметы, которые показываете ему, свои действия и действия других, комментируйте происходящее. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.

Развитие речи ребенка в 3–6 месяцев

В этом возрасте малыш прислушивается к окружающим его звукам, проявляет к ним интерес и повторяет их. При этом кроха понимает, что это издаваемые им звуки. Ваша задача – побуждать ребенка произносить звуки и звуковые сочетания.

«Язычок-проказник». Возьмите ребенка на руки. Смотрите ему в глаза и, высунув язык, издавайте разные смешные звуки. Затем спрячьте язык. Повторите те же действия, издавая уже другие звуки. Дети обычно пытаются подражать взрослому: тоже стараются высунуть язык и произнести несколько услышанных звуков. Так тренируется его артикуляционный аппарат, развивается подвижность губ и языка. В ходе игры пополняется запас звуков, малыш чаще пытается произносить их, начинает вступать в общение со взрослым.

«Эхо». Склонитесь над ребенком или возьмите его на руки, чтобы он видел ваше лицо. Поговорите с ним, стимулируйте голосовую активность крохи и повторяйте за ним звуки, которые он произносит, словно эхо. Малыш начинает гулить в ответ – завязывается своеобразная «беседа». Произнесение разных звуков и звуковых сочетаний способствует улучшению речевых способностей ребенка.

«Идет коза рогатая». Эта игра соединяет в себе несколько функций – речевую, двигательную, тактильную. Сложив пальцы рук определенным способом (сделав «козу»), легко пощекочите кроху, проговаривая при этом стишок:

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто каши не ест, молочка не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!

Процесс игры доставляет малышу удовольствие, он может громко засмеяться, когда вы его щекочете. Такое двустороннее общение активизирует речевые центры головного мозга, способствуя речевому развитию.

Развитие речи ребенка в 6–9 месяцев

В этот период в развитии малыша появляется следующая стадия развития речи – лепет. Ребенок воспроизводит цепочки слогов «па-па-па», «ка-ка-ка», «ма-а-а», «ва-а-а» и многократно их повторяет, прислушивается к произносимым звукам. Стадия лепета длится до 11 месяцев. Постепенно лепетная речь усложняется, появляются новые слоги и звуковые сочетания.

Активизация речевых центров головного мозга может происходить через работу рецепторов на кончиках пальцев. Поэтому важно в занятиях с ребенком уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук.

В этом возрасте самое время начать читать крохе. Книги нужно подобрать с различными дополнениями, например, с погремушками, липучками, кармашками, пищалками и т. п. Эти игрушки удерживают внимание малыша и способствуют развитию мелкой моторики.

Читаем и играем. Расширяйте понятийный словарь малыша. В этом поможет рассматривание картинок в книгах, чтение небольших рассказов и стихов (например, А. Барто). Для занятий подбирайте книжки с яркими, четкими и понятными иллюстрациями. Приготовьте игрушку, например зайца, и книжку с его изображением. Покажите ребенку игрушку и картинку: «Вот зайчик, и это тоже зайчик». Такие занятия обогащают словарный запас малыша, знакомят его с новыми понятиями, названиями предметов и явлений.

Игры для пальчиков. Уже в этом возрасте можно научить ребенка рисовать красками. Только вместо кисти пусть оставляют следы на бумаге детские ладошки и пальчики.

Лепите с малышом из пластилина: скатывайте из пластичной массы разные по форме и величине фигурки, а малыш пусть пальчиками расплющивает их.

Приобретите крохе развивающие игрушки или центры для развития мелкой моторики – с кнопочками, отверстиями, фактурной поверхностью деталей, музыкальным или голосовым сопровождением.

Новый друг. Для общения с ребенком выберите персонажа – перчаточную куклу, игрушку бибабо или мягкую игрушку. Можно знакомить малыша с предметным миром, новыми словами от лица этого героя. Пусть игрушечный Буратино покажет крохе картинки в книжке, расскажет о новых предметах, задаст вопросы, попросит ребенка повторить какие-либо действия. Ведите с ребенком диалог, обращаясь к нему от лица куклы. Поощряйте голосовую активность малыша, побуждая его отвечать и взаимодействовать с персонажем.

Развитие речи ребенка в 9–12 месяцев

В этом возрасте кроха активно подражает жестам, выражениям лица, разным звукам, которые слышит от взрослых (смех, кашель, щелканье языком). Подражание действиям и звукам переходит в подражание словам по мере того, как ребенок учится не только произносить звуки, но и понимать обращенную к нему речь. В этот период закрепляется лепетное говорение: малыш произносит целые тирады, меняя интонацию.

Время сказок. Можно выбрать русские народные: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя». Малыш уже узнает многих зверей, может по просьбе взрослого показывать пальчиком на изображение названного вами животного. Внимательно рассмотрев картинки, спросите его, например: «А где медведь?» – и кроха покажет пальчиком на нужную картинку. Рассказывая сказку, соблюдайте тембр голоса и интонации каждого героя – мышка говорит тоненьким голоском: «Пи-пи», медведь – грубым: «У-у-у».

Попросите кроху повторять вслед за вами, каким голосом разговаривают животные. Игры на звукоподражание – хорошие артикуляционные упражнения, выполнение которых способствует развитию речи.

Тренировка языка. Это логопедическое упражнение тренирует рот и губы малыша, мышцы артикуляционного аппарата. Стройте малышу смешные рожицы и гримасы, провоцируя его повторять за вами. Покажите крохе язык и попросите его показать свой. Растяните губы в широкой улыбке и предложите ребенку улыбнуться так же. Для тренировки щек, губ и языка подойдут свистульки, игрушечные дудочки. Научите малыша правильно дуть в большой свисток или дудочку – и производимый звуковой эффект приведет его в восторг.

«Повторяй за мамой». Склонитесь над малышом так, чтобы он видел движение ваших губ при произнесении слов. Предложите ребенку повторять звуки вслед за вами:

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, наша девочка мала.
Та-та-та, у нас дома чистота.
Му-му-му, молочка налить кому?
Ло-ло-ло, а на улице тепло!
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Ба-ба-ба, из окна торчит труба.
За-за-за, уходи домой, коза.

Произносите звуки, которые есть в лепете ребенка, постепенно вводя новые звукосочетания: «та», «да», «ва», которыми он еще не пользуется. Вы заметите, как ребенок чутко реагирует на новые звуки, прислушивается, всматривается в лицо говорящего.

Какие факторы влияют на развитие речи?

Речь детей зависит от следующих факторов:

  • наследственность;
  • строение и функционирование внутренних органов и систем;
  • физическое и психическое здоровье;
  • речь окружающих (родителей, бабушки и дедушки, воспитателей в яслях и детском саду, учителей в школе);
  • постоянная речевая практика;
  • семейная атмосфера;
  • воспитание;
  • учеба в развивающих центрах.

Этапы развития речи ребенка от 1 до 3 лет

Существуют общие для всех детей этапы развития речи, и каждый родитель хочет знать, в каком возрасте ребенок произнесет первое слово, а когда начнет говорить «как взрослый». Развитие речи у каждого малыша – явление достаточно индивидуальное, но с некоторыми основными моментами мы сегодня вас познакомим.

Подготовительный, доречевой этап развития

2-4 месяц – этап «гуления»

В 2-3 месяца младенец реагирует на маму и папу, которые подходят или обращаются к нему и активно «гулит». Этот «комплекс оживления» — начало формирования диалогической речи. Малыш прислушивается к матери, ее речи, а когда она замолкает, словно ей в ответ, начинает «гулить», потом замолкает, делая паузу, во время которой в диалог вступает мама.

5-8 месяц – этап лепета

К 5-6 месяцу «гуление» сменяется у детей лепетом, ребенок уже способен произносить звуки, напоминающие слоги. Такие слова состоят из сочетания гласного и согласного звуков: дя-дя-дя-дя, тя-тя-тя-тя, ай-яй-яй-ай-яй-яй и т. д.

В 7-8 месяцев лепечущий ребенок предпринимает попытки имитировать речь взрослых, но пока, в силу незрелости речевого аппарата и мозговых центров, может подражать лишь интонациям.

Примерно в этот же период младенец начинает использовать для общения жесты и мимику, например улыбка, взгляд в глаза взрослого служат побуждением к общению.Ребенок уже может понимать отдельные слова или словосочетания.

Читать еще:  ЛФК для детей с нарушением осанки — комплекс физических упражнений

Формирование пассивного словаря

9 — 14 месяц

После 8-9 месяца жизни ребенок параллельно с ростом понимания смысла, значения всего, что его окружает, и событий, которые происходят вокруг, начинает более полно понимать значения речевых высказываний взрослых.

В этом возрасте пассивный словарь ребенка – слова, которые он понимает, активно пополняется и становится гораздо шире и, чем его активный словарь – слова которые он произносит. Накопление слов в пассивном словаре помогает переходу ребенка к самостоятельной речи.

Ребенок к 12-ти месяцам сознательно использует несколько слов, его словарный запас составляет в среднем 5-6 слов, он понимает простые инструкции (пей, ложись, иди), показывает на картинке знакомые слова (кошечка, собачка), знает какие звуки издают животные (коровка, лошадка).

Формирование активного словаря

1,5 — 3 года

Наиболее активно речь ребенка развивается в возрасте от 1,5 до 3 лет. Психологи называют этот период сенситивным, то есть чувствительным для речи. В этом возрасте речь развивается сразу в нескольких направлениях: ребенок учится правильно строить фразы, овладевает произношением звуков, учится связно выражать свои мысли. Формируется активный словарь малыша.

В этом возрасте как можно больше разговаривайте с карапузом, называйте предметы, с которыми вы играете, а также комментируйте происходящее: свои действия, действия самого ребенка и других людей.

Наша форумчанка Lubasha рассказывает: «Моя доченька в свои 2 с половиной года не очень то хотела разговаривать, но у нас вся семья молчунов, я и от нее не ждала особой говорливости. Но тут летом к нам в гости приехала свекровь, а уж она у нас из числа людей, которые не мыслят себя без общения. Лично я иногда от нее устаю, но для нашей Кати общение с Валентиной Сергеевной стало речевым прорывом! Свекровь не уставала ежесекундно комментировать все, что она делала и постоянно общалась с внучкой, они ходили вместе гулять и на прогулке, по словам мужа, Валентина Сергеевна также не умолкала, рассказывая Кате обо всем вокруг. Через месяц ее пребывания у нас ребенок заговорил, за что ей большое спасибо!»

Отвечайте на все детские вопросы, но старайтесь говорить так, чтобы карапуз понимал вас. Не упрощайте слишком сильно свой лексикон, потому что крохе необходимо постоянно слышать все новые и новые слова. Периодически играйте в «непонимание», как бы подталкивая малыша объяснить вам происходящее.

Читайте книжки, стихи и сказки, рассматривайте картинки и называйте то, что нарисовано, задавайте вопросы, обсуждайте, просите ребенка не только показать, но и назвать то, что он видит. Помните: речь тренируется практикой!

В 18 месяцев словарный запас ребенка может состоять из 10-15 слов, в основном существительных. Ребенок говорит достаточно быстро, иногда придумывая собственные слова, может показать 1-2 части тела. В этом возрасте много информации дети извлекают из интонации, мимики и жестикуляции взрослых.

В 20-22 месяца ребенок использует фразы из двух слов, начинает задавать простые вопросы, словарный запас ребенка составляет 15-20 слов. Малыш может назвать свое имя и сколько ему лет. В этом возрасте ребенок понимает речь еще неполно, фрагментарно, и значительно лучше ориентируется в знакомых словах, повторяющихся действиях или ситуациях.

В 24 месяца (2 года) ребенок может назвать несколько предметов из его окружения, может четко дать понять о своих намерениях словами «да» и «нет», знает несколько местоимений, например «моя», «мое», «твой», умеет использовать предлоги «в», «под», «над», может назвать свои части тела. Словарный запас ребенка составляет около 50 слов.

В 30 месяцев (2 года и 6 месяцев) малыш уже знаком с понятием количества, понимает разницу между словами «один» и «два», ребенок безошибочно может показать на рисунке «кто сидит», «кто стоит», «кто поет», «кто бежит», начинает задавать вопросы типа «что это?», «кто это?». Активный словарный запас составляет около 100-150 слов.

В 36 месяцев (3 года) речь ребенка уже понятна окружающим, малыш умеет связно рассказать о простых событиях, знает все основные части тела и может их показать, активно использует в речи глаголы и союзы. Словарь ребенка составляет 250-300 слов и больше.

Инна Бас, логопед: «Родители часто ждут, пока малышу исполнится 3 года, и он заговорит сам, но эти ожидания редко оправдываются, а упущенное уже сложнее наверстывать. Если родители не помогают ребенку освоить речь в раннем возрасте, это может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Лучше всего управлять процессом овладения речью в раннем возрасте, в период лепета. Часто причиной долгого молчания ребенка становится то, что у родителей не всегда есть время на занятия с ребенком, а иногда просто не хватает желания».

Помните, что все приведенные выше данные достаточно примерные, ориентировочные, поэтому если речевое развитие вашего ребенка отличается – не повод волноваться, каждый малыш развивается индивидуально. Главная задача родителей – работать над развитием речи ребенка и у нас есть несколько простых рекомендаций, как это сделать.

Разговаривайте с ребенком как можно больше, проговаривайте все происходящие вокруг события и свои действия, помните, что все слова ребенок повторяет за вами, а если вы молчите – ему нечего повторить.

Не угадывайте. Дайте ребенку возможность говорить самому за себя, не догадывайтесь обо всем, чего он хочет. Малышу нет никакого смысла начинать разговаривать, если мама по движению его глаз понимает, что он хочет на качели или скушать вот это яблочко.

Изучайте собственное тело. Вместе с малышом старайтесь выучить, где находится носик, ротик и глазки, покажите это на всех родных и любимом мишке. Попробуйте вместе с ребенком рисовать фигурку человека, это отличный способ изучения частей тела, сочетающий в себе речевое развитие и работу по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика. Вы ведь помните, что от развития мелкой моторики ребенка зависит развитие его речи? Поэтому чтобы движения пальцев малыша стали свободными, лепите из пластилина, складывайте пирамидки, расстегивайте и расстегивайте пуговицы, занимайтесь со шнуровками.

Тренируемся вместе. Организовывайте совместные дела с ребенком, например, вместе вытираем пыль, поливаем цветы, лепим пельмени или разбираем ящик со старыми вещами. Во время совместной деятельности комментируйте свои действия, рассказывайте, что именно и зачем вам нужно сделать, какую пользу это принесет.

Расширяем горизонты. Не забывайте не только сами разговаривать с малышом, а и читать ему различные книжки, слушать аудиосказки, читать скороговорки, складывать пазлы и кубики, ходить на спектакли и в кино. Ребенку необходимо развивать фантазию, учиться понимать не только речь близких и родных людей, а и воспринимать информацию из других источников.

Темпы овладения речью

Стоит заметить, что индивидуальные темпы овладения речью могут очень сильно различаться. Если начавшие ходить дети произносят первые слова несколько позднее своих сверстников, это не значит, что они отстают от них в развитии. Возможно, сейчас они просто сосредоточены на упражнении других навыков. Если у ребенка до 2 лет в активном словаре всего 2–3 слова, то это не повод для беспокойства, особенно если он понимает речь взрослых, с интересом их слушает и узнает названия многих вещей. Если активный словарь ребенка не растет и положение дел в 2–2,5 года не меняется, то тогда уже нужно внимательно присмотреться к ребенку, понять, почему он молчит, и помочь ему заговорить.

В. Ветрова приводит следующие типичные варианты речевых трудностей у детей 2–2,5 года:

  1. Задержка на стадии называния. Ребенок может вслед за взрослым повторить названия различных предметов, но сам не говорит. Часто родители этих детей учат их названию предметов, но мало разговаривают с ними, мало взаимодействуют, не читают. Слово, не включенное во взаимодействие с окружающими людьми, активным стать не может.
  2. Задержка на стадии эмоционального общения с взрослым. У родителей с ребенком взаимная любовь: эмоциональное приятие, ласки, улыбки; слово — лишнее. Нужно переходить на новый уровень взаимодействия с ребенком, чтобы он заговорил. Делать это эффективнее всего, при совместных действиях с предметами.
  3. Ориентация на предметный мир. Обычно этот ребенок «завален» игрушками, он с удовольствием ими манипулирует, занимает себя сам, проявляет двигательную активность, не стремится к взаимодействию с другими людьми. В этом случае необходимо включать в предметную деятельность сотрудничество с взрослым: вместе играть, читать книги, развивать эмоциональный контакт с ребенком, учить его игровым действиям, носящим «человеческий характер» (кормить куклу, жалеть мишку) и т.д.
  4. «Детские» слова могут препятствовать развитию нормальной речи. Если родители исполняют все желания ребенка и говорят на «детском» языке (например, «ав-ав», «кус-кус», «бо-бо»), то освоение речи замедляется. Подобная задержка часто бывает характерна для близнецов, интенсивно общающихся друг с другом на общем для них детском языке. Взрослым необходимо переходить на более «взрослый язык» в общение с ребенком.
  5. Стремительность речевого развития. Если ребенок все понимает, с интересом слушает, сам очень много говорит, с хорошей дикцией, причем развернутыми правильными предложениями и сложными словами; но при этом плохо спит, плачет во сне, у него много страхов, он вялый, капризный и т.п., то он не справляется с информационной нагрузкой. Такого ребенка необходимо ограничить от лишних речевых впечатлений: больше гулять, играть, взаимодействовать со сверстниками.

Важно подчеркнуть, что необходимость обладания речью, ставится перед ребенком часто взрослыми. Дети начинают активно произносить слова под влиянием настойчивых воздействий взрослого. Поэтому необходимо больше времени разговаривать с ребенком, особенно при совместной игре.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector