0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание «ящиком»

Воспитание «ящиком». Вреден ли ребёнку телевизор?

Наши эксперты:

детский и семейный психолог, психотерапевт Марина Богомолова;

руководитель программы исследований «Дети. Подростки. Медиа» Института современных медиа (MOMRI) Алёна Короткова.

Советским детям была незнакома зависимость от телевизора. Да и откуда ей было взяться, если мультфильмы показывали не чаще пары раз в день, а детские передачи – и того реже! Другое дело – современные малыши, для развлечения которых с утра до ночи работают не один, а сразу несколько телеканалов!

Особенности зрения у грудничков

Сразу после рождения кроху проверяют на наличие врожденных заболеваний, таких как катаракта и глаукома. В целях профилактики младенцу капают обеззараживающие капли. Размер глаза ребенка в момент рождения достигает 67 % величины этого органа у взрослого человека, поэтому глаза новорожденных кажутся такими большими. Зрительные центры и сетчатка недостаточно сформированы в первые месяцы жизни, и кроха видит мир в серых оттенках. В первое время родителям не рекомендуется кардинально менять имидж — это поможет чаду быстрее узнавать их.

В первый месяц жизни во время кормления кроха смотрит в сторону. Это обусловлено недостаточной развитостью цилиарной мышцы. Младенцу трудно фокусироваться взглядом на объектах, которые находятся близко от него. Он легче воспринимает предметы, находящиеся на расстоянии, например, игрушку. Когда глаза отклоняются в сторону, это сигнал, что нервы глазных мышц еще не сформированы окончательно и их развитие продолжается. При значительном отклонении рекомендуется сразу же обратиться к врачу.

Через 2-3 месяца после рождения сетчатка глаза становится сильнее примерно в 5 раз. Очертания объектов начинают принимать форму. Пока малыш может воспринимать длину и ширину объектов и прослеживать траекторию движения предметов. В трехмесячном возрасте кроха способен различать цветовые оттенки: красный, оранжевый, зеленый.

Телевизор для ребенка: вселенское зло или обучение?

Юлия Каспарова
педагог, Харьков

Многие дети смотрят телевизор. Но что происходит, если родители часто используют «голубой экран» в качестве няни?

4 причины, почему телевизор вреден для ребенка

  1. Часы без движения. Малышу жизненно необходимо двигаться. Через движение он познает мир. Если же ребенок вынужден неподвижно смотреть в одну точку (а именно это и происходит, когда он следит за происходящим на экране), напрягаются не только глаза, но и все мышцы тела. И ребенок испытывает перенапряжение.
  2. Берегите глаза! Когда ребенок смотрит телевизор, его глаза словно застывают. Чтобы рассмотреть телевизионное изображение, ребенку необходимо напрягать структуры глаза. Глаз интенсивнее всего развивается до 3–5 лет. И именно в этом возрасте бесконтрольное сидение у экрана телевизора может нанести зрению ребенка максимальный вред.
  3. Смотреть – раньше, чем думать? Особенность телевизионных программ – это яркие картинки, быстрая смена изображения, обилие звуков. Но мозг маленького человечка пока не способен обрабатывать такие потоки информации. Он выхватывает отдельные образы и звуки, но не может их толком осознать. Понаблюдайте, как малыш изучает новую игрушку: он медленно вертит ее в руках, мнет, трясет, подносит к глазам… Для понимания сути вещей крохе необходимо время. С телевизионными образами такое проделать невозможно: они стремительно сменяют друг друга. Это негативно сказывается на развитии мышления, особенно логического.
  4. Только для взрослых! Мы порой сами не замечаем, сколько агрессии льется с экрана на нас и наших детей. Выводы педагогов и психологов по этому поводу однозначны: сцены агрессии нарушают эмоциональное развитие малыша. Понятно, что полностью оградить его от телевизора невозможно. Наверное, этого и не стоит делать. Но подходить к выбору телепрограмм надо ответственно.

Какие мультфильмы можно смотреть детям?

Мультфильмы оказывают огромное влияние на детей. У малышей еще нет жизненного опыта и необходимых знаний, весь мир они познают через зрительные образы и ощущения. И мультфильмы языком этих самых зрительных образов, ярких и запоминающихся, усиленных музыкальным сопровождением, могут донести до детского сознания информацию – как позитивную, так и негативную… Кстати, малыш еще не умеет отличить вымысел от реальности. Для него все герои настоящие. И именно их он будет копировать в своем поведении, интонациях, играх.

Читать еще:  Лекарственные и народные методы лечения храпа у детей в разном возрасте

Полнометражные мультфильмы лучше не показывать малышам до 4–5 лет. В силу возраста им тяжело следить за длинным сюжетом. А мелькание ярких картинок будет лишь нагрузкой на нервную систему. Для малышей отлично подойдут советские мультфильмы («Мама для мамонтенка», «Лоскутик и облако» и др.). Еще хочется упомянуть о милых мультфильмах, песенкам из которых с удовольствием подпевают малыши. Это «Катерок», «Бременские музыканты», «Летучий корабль». Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным. Сначала просмотрите новую сказку вместе. Обращайте внимание на непонятные для крохи моменты. Обсуждая некоторые ситуации, спрашивайте ребенка, как бы он поступил на месте героя.

Ребенок и телевизор: телеобучение

Индустрия всевозможной видеопродукции для «раннего развития» поражает разнообразием. Здесь и обучающие мультфильмы, и познавательные фильмы, и даже видеокурсы для крох. Среди этого изобилия, бесспорно, есть ценные разработки. Но часто производителями движут лишь интересы бизнеса, а не польза их продукции для малышей. Нам преподносят это так: усадил малыша перед экраном, запустил бесконечные фильмы – и мама может заняться своими делами. А малыш при этом развивается. Однако если он привыкнет к пассивному получению информации, то потом не захочет добывать ее иными способами. К школе у таких ребятишек ослаблена концентрация внимания, умение работать с печатным текстом.

Если мы смотрим «развивалку» вместе с малышом, объясняем ему то, что непонятно, и проделываем это не слишком часто – это эффективно. Например, можно посмотреть фильм о каком-то животном, а потом почитать о нем книжку, нарисовать, слепить из пластилина. Если же обучающие программы для ребенка – едва ли не единственный способ получения информации, стоит серьезно над этим задуматься. И переключить его внимание на другие, не менее полезные и радостные занятия.

Ребенок и телевизор: техника безопасности

Чтобы свести вред от просмотра телепередач к минимуму, стоит учесть простые правила:

  1. Знакомить ребенка с телевизором нужно как можно позже (желательно не ранее 2 лет).
  2. Стоит ограничивать время, проведенное перед экраном. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел телевизор больше 15 минут без перерыва. Длинный мультфильм разбейте на «серии» и просмотрите в несколько «заходов».
  3. Просмотр мультфильма не должен быть в фоновом режиме во время еды и игр.
  4. В идеале нужно завести дома коллекцию дисков с хорошими мультфильмами и познавательными передачами, а по телевизору смотреть выборочно некоторые программы на детских каналах.
  5. Подходящее время для мультиков – первая половина дня. Если ребенок смотрит телевизор вечером, следите, чтобы комната была освещена. Просмотр телевизора в темноте увеличивает контрастность изображения, а это усиливает нагрузку на глаза.

Совет врача
Расстояние от глаз ребенка до телевизора должно как минимум втрое превышать ширину экрана: от 42-дюймовой модели, например, садиться надо на расстоянии чуть более трех метров. Либо надо выбрать место таким образом, чтобы не приходилось поворачивать голову более чем на 30 градусов в каждую сторону. Высота расположения экрана должна быть такой, чтобы угол между уровнем глаз и нижней кромкой экрана не превышал 15–20 градусов, то есть оптимально, чтобы телевизор располагался на уровне глаз.

Какую пользу могут принести ребенку мультики?

Можно предположить, что мультфильмы отбивают у детей желание слушать (а в старшем возрасте – и читать) книги. Ведь здесь не нужно думать, напрягать фантазию, представлять героев и обстановку. И да, и нет. Действительно, мультфильмы навязывают малышу определенный образ героя, но вместе с тем дают огромное количество сюжетов для игр, то есть все равно развивают фантазию. Часто после просмотра мультфильма ребенок с удовольствием послушает именно эту сказку, открыв для себя, что книжка гораздо полнее и интереснее. Полезно чередовать чтение книг, мультфильмы, прослушивание аудиосказок. Разумное сочетание этих занятий подскажет идеи для дальнейших игр и творчества.

Самое простое – это проиграть с игрушками сюжет, спеть песенки, еще раз побеседовать о героях и их поступках. Такие игры развивают речь и фантазию, учат малыша пересказу, помогают острее ощущать ситуацию. Поиграйте в игру «А что было бы, если…» Например, Красная Шапочка не встретила бы волка или пришла бы в домик бабушки раньше… Придумывайте продолжение историй.

Читать еще:  Симптомы лейкемии у взрослых и детей

Многие мультфильмы хороши для расширения знаний о природе и окружающем мире. Отлично прорисованных зверей и птиц, их натуральные повадки можно увидеть в лентах «Серая шейка», «Оранжевое горлышко», «Лесные путешественники». Мультфильм «Рикки-Тики-Тави» перенесет кроху в мир индийских джунглей, характерной музыки. Вот вам и прекрасный повод найти на карте Индию, поговорить о ее природе, культуре.

А самое важное, пожалуй, – это показать ребенку, как прекрасен мир, который его окружает, научить любить его. Ведь реальная жизнь – штука весьма увлекательная!

Звездные родители

Ольга Будина, актриса, и Наум (11 лет)

«Долгое время телевизор у нас был только в качестве монитора для коллекции DVD с фильмами и мультфильмами. Объясню, почему я это сделала. Во-первых, на любом канале могут ругаться матом, показывать кадры с непотребным поведением людей. Во-вторых, современный монтаж любого кино очень быстрый, и ребенок не способен так же быстро погружаться во что бы то ни было. Он от этого устает».

Меган Фокс, актриса, Ноа (4 года) и Боди (2 года)

«Мне тяжело управляться одновременно с двумя детьми, в том числе потому, что я не позволяю им смотреть телевизор. Я не усаживаю Ноа перед экраном, чтобы заняться в это время Боди. Но я позволяю детям смотреть фильмы. В фильмах есть начало, середина и конец, они линейные, это история. Моя цель – оградить их от ТВ по крайней мере до восьмого класса».

Возможный вред

Не всегда, если ребенок смотрит телевизор, родители задумываются о возможных последствиях данного просмотра. А ведь, это очень важно, так как в будущем это может привести к весьма ощутимому вреду.

  1. Ухудшение зрения. Особенно отмечается, если перед экраном оказался ребенок, не достигший трехлетнего возраста. Причина кроется не в физическом повреждении органов зрения, а в усталости и перенапряжении. Частая смена картинок приводит к тому, что маленькому ребенку не удается сфокусироваться на чем-то одном. Возникающее перенапряжение мышц глаз приводит к развитию близорукости. Указывать на уже появившиеся проблемы с глазами могут: желание ребенка близко сидеть перед экраном, частое моргание, прищуривание.
  2. Воздействие на нервную систему. Важно понимать, что у маленьких детей она еще продолжает свое развитие. Малыш способен получить перевозбуждение от просмотра даже позитивной программы или мультфильма, что с течением времени может вылиться в дефицит внимания и гиперактивность уже у школьника. Также неврологами была отмечена взаимосвязь между мерцаниями экрана и возникновением судорог у детей.
  3. Ожирение. Детки, которые вместо того, чтобы проводить время во дворе, бегать с мячом, кататься на велосипеде, играть в «квача» или прыгать на скалочках, все свое время проводят, сидя перед экраном телевизора, ведя малоподвижный образ жизни, со временем ощущают на себе проблемы с обменом веществ, а также накопление излишней массы тела.
  4. Нарушение речи. Дети, которые в особо раннем возрасте (до полутора лет) впервые знакомятся с телепередачами, в шесть раз чаще сталкиваются с проблемами в речевом развитии. По мнению специалистов, обуславливается это отсутствием необходимого времени, которое мама должна посвящать общению с ребенком. Важно понимать, что многие передачи, мультфильмы не несут нужной смысловой нагрузки для взрослеющего карапуза, у ребенка нарушается понимание устной речи.
  5. Снижается или полностью пропадает интерес к чтению. Неудивительно, когда ребенок, идя в первый класс, отказывается читать учебники, так как считает, что информация лучше подается через телевизор, что проще что-то посмотреть, чем сидеть и читать.
  6. Возникают проблемы со сном. Эмоциональное состояние ребенка после просмотра телевизора может приводить даже к ночным кошмарам, или быть причиной излишнего бодрствования. Карапуз будет не высыпаться, станет вести себя капризно.
  7. Последствия для интеллектуального развития. Малыш, который постоянно сидит перед телевизором, теряет способность что-то анализировать, размышлять логически, приходить к определенным выводам.
  8. Просмотр программ, фильмов и мультиков со сценами насилия (а не всегда родителям удается распознать в происходящем на экране негативные сцены для маленького карапуза) может приводить к стрессу, депрессии, агрессивному поведению в будущем.
  9. Подавление естественных навыков и желаний. Малыш, увлеченный просмотром мультфильма, может забыть о том, что ему необходимо пойти в туалет или покушать, попить воды.
  10. Вред, оказываемый на пищеварительную систему. Такое последствие возможно в ситуации, когда малыш привык кушать перед экраном. Ребенок может не ощущать сытости от съеденного, желудочный сок не сможет нормально вырабатываться, ведь карапуз будет полностью увлечен происходящим в мультфильме или передаче.
  11. Риск возникновения действий, которые могут быть опасными для самого малыша. Например, ребенок, смотрящий мультфильм про супергероев, прыгающих с крыш домов, может решить и сам спрыгнуть с какого-то возвышения, не понимая, что это может привести к его травмированию. А воздействие рекламы на детскую психику — вообще отдельный разговор.

Помню, как мне в детстве ограничивали просмотр мультфильмов, указывая на вред экрана лампочкового устройства. Мой сын начал смотреть телевизор уже с двух лет. Я считала, что появление современных мониторов не оказывает былого вреда на детей. Теперь я знаю, что негативные последствия обуславливаются не тем, какой у вас экран, а тем, как долго сидит малыш перед телевизором, что он смотрит, когда впервые начинает с ним знакомиться. В нашем случае, возможно, телевизор стал причиной развития близорукости у ребенка.

Сколько можно смотреть телевизор ребёнку?

О том, сколько времени должен проводить ребёнок перед телевизором, можно судить, оценив возраст ребёнка. Ребёнку в первый год жизни достаточно 10-15 мин в день. Ребёнку дошкольнику — 25-30 минут в день. А ребёнку младшего школьного возраста — 40-45 минут в день. Дольше нет необходимости, потому что ребёнок всё равно не может долго концентрироваться, и начнёт отвлекаться. Ведь неспроста уроки в средних школах имеют продолжительность 40-45 минут.

Читать еще:  Дефекты и болезни молочных зубов у детей — типы и профилактика патологических состояний

С какого возраста лучше позволять смотреть телевизор

На поставленный вопрос ответить однозначно крайне сложно. Сознание маленького ребенка крайне восприимчиво к новой информации, поэтому с ранних лет, глядя на экран телевизора, дети не понимают происходящего в нем. Лишь одни быстро меняющиеся картинки и звуки формируются на подсознании малышей. Конечно, очень хорошо, если родители задаются вопросом о том, разрешать ли детям сидеть у телевизора, и с какого возраста вообще начинать это позволять.

Большинство молодых мам все будни находятся один на один со своими детками, проводя время в заботе о кормлении, прогулке, а ко всему прочему необходимо выполнить также и бытовую работу. В связи с этим часто мамы от нехватки времени засаживают своих деток на какое-то время за мультики и делают накопившиеся дела по дому. Все подобные ситуации сказываются негативно на становлении детской психики.

Важно! Даже деткам, начиная с двухлетнего возраста, не рекомендуется разрешать долгое пребывание перед телевизором. Время просмотра должно начинаться с 10 минут и увеличиваться постепенно.

Советы родителям

Сведите к минимуму количество проведенного времени перед телевизором, но не за счет запрета, а за счет компромисса (игры, прогулки на свежем воздухе, совместный досуг и пр.).

  1. Тщательно следите за тем, какие именно программы смотрит ребенок и при необходимости, удалите те, которые не способствуют правильному развитию.
  2. Старайтесь не оставлять его наедине с телевидением. Во-первых, у вас укрепиться связь между друг другом, а во-вторых, вы сможете вовремя среагировать на нестандартную ситуацию на экране и ответить на возникшие у малыша вопросы.
  3. Не устанавливайте телевизор в комнате, где спит ребенок.
  4. Не включайте телевизор детям младше 2-х лет. Именно до этого возраста у них формируется мозг, а телевизор может нарушить его гармоничное развитие.

В итоге, стоит понимать, что телевидение – это совсем неплохо, но только при правильной дозировке по времени и качественном подборе программ. В этом случае, от просмотра любимых телепередач, фильмов или мультфильмов ребенок получит только пользу.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector