0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возрастные особенности развития детей 4-5 лет: физиологическая характеристика и психологические рекомендации

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
СПб, наб. реки Фонтанки, дом 14
Сайт: edu.lenobl.ru
E mail office_edu@lenreg.ru
Телефон горячей линии 579 10 76

Региональный представитель Уполномоченного по правам ребенка
Литвинова Тамара Александровна
Тел. 812 400 36 49
Email leningrads@rfdeti.ru
Сайт http://leningrads.rfdeti.ru

Территориальный представитель Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области по Всеволожскому району
Соловьева Татьяна Валентиновна
телефон: 8 921 560 17 71;
e-mail: t.solovyeva@inbox.ru

Комитет по социальным вопросам администрации МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО
Сайт social.lenbl.ru
Телефон: 813 70 25 099

Служба психологической поддержки –
телефон доверия 8 800 2000 122

Постановление «О закреплении муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы, за территориями МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО с 2019-2020 учебного года»

Памятка «Как защититься от гриппа».

Памятки от Генеральной прокуратуры РФ «Что нужно знать о коррупции»: Памятка 1, памятка 2.

Телефон доверия МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Телефон доверия МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»: 8(81370)34-300

Время работы «Телефона доверия»: понедельник-пятница с 09.00 до 17.00
Скачать брошюру.

Органы власти субъектов РФ – навстречу людям!

В сети Интернет формируется Общественный информационный Отчет «Органы власти субъектов РФ – навстречу людям!», целью которого является освещение практик взаимодействия органов власти России с жителями муниципальных образований. Информация доступна по ссылке.

Интеллектуальные особенности в 4 года

Интеллектуальные особенности ребенка в 4 года объясняются уровнем его анатомического развития. Мозг уже почти соразмерен мозгу взрослого человека. Но правое и левое полушария развиты в разной степени: правое полушарие, отвечающее за проявление эмоций и чувств, преобладает.

Четвёртый год ‒ время повышенного интереса к изучению мира, проявления познавательной активности. Ребенок познает мир не только через книги и игрушки. Наступает пора осознанного знакомства с миром во время прогулки или посещения детского мероприятия.

Сына или дочку пора познакомить с алфавитом и простыми числами. Научите ребёнка выполнять простые арифметические вычисления и составлять из букв слова. Еще можно обучать ребенка иностранному языку. Существует много школ, предлагающих программы освоения иностранного для дошкольников. Или проводите занятия на дому.

Важно регулярно тренировать память. Например, разложите карточки с простыми изображениями и попросите запомнить последовательность. Перемешайте и предложите ребёнку восстановить по памяти порядок картинок. Чаще читайте небольшие детские сказки и стихотворения, предлагайте их заучить и рассказать по памяти.

Развитие речи занимает значимое место среди особенностей умственного развития детей 4 лет. Словарный запас уже включает примерно 1500 слов. Главная особенность речи – «переделка» и сокращение услышанных слов. Это те придуманные слова, которые вызывают смех и умиление, например, «копатка» вместо «лопатка», «сипед» вместо «велосипед». Исправляйте неверные варианты произношения слов и чётко повторяйте верные. Для улучшения разговорных навыков и повышения лексикона вместе произносите скороговорки, читайте книжки, много разговаривайте.

Читать еще:  Как научиться сочинять сказки на разные темы самим и с ребенком?

В 4 года приходит осознание пола: мальчики интересуются машинками и пистолетиками, а девочки ‒ куклами и украшениями. Не ругайте ребёнка, если он интересуется играми и игрушками, предназначенными для детей другого пола. Раскройте для него прелесть игрушки, которая рассчитана на ребят его пола.

Познавательные занятия и интеллектуальные игры помогут раскрыть таланты и развить способности. Чтобы понять, насколько уровень интеллектуального развития ребенка соответствует норме, ознакомьтесь с перечнем умений детей возрастом 4‒5 лет.

Ребенок умеет:

  • считать от 1 до 10, писать известные цифры, соотносить количество предметов с нужной цифрой, сравнивать количество предметов, распознавать геометрические фигуры.
  • в течение 5 минут выполнять задание, не отвлекаясь, собирать конструктор по образцу, делить простые слова (одушевленные и неодушевленные) на группы, находить сходства и различия между двумя похожими предметами.
  • строить фразы из 6-8 слов, находить предмет по внешнему описанию, поддерживать беседу с ровесником или взрослым;
  • обращаться с вилкой и ложкой, застегивать пуговицы молнии, завязывать шнурки;
  • заштриховывать фигуры, не выходя за контур, различать левую и правую руку.

Ребенок знает:

  • ФИО, возраст и место проживания;
  • какие существуют профессии (до 5-10), и что каждая из них представляет; овощи и фрукты, как они выглядят; животные, насекомые, птицы, рыбы;
  • сколько сезонов в году и чем они характеризуются.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Читать еще:  Полисорб при рвоте у детей: инструкция, поможет ли

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Характеристика основных этапов

Для каждого времени характерны свои физиологические и психологические особенности, зная о которых, можно добиться лучших результатов в педагогике и воспитании. Весь педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных этапов развития ребенка и их характеристик.

Пренатальный период, младенчество (до 1 года) и их характеристика

Уже с 8 недели внутриутробного развития у эмбриона начинает развиваться нервная система. К 6-й неделе он реагирует на боль, ощущает свет, который направлен на живот матери, может воспринимать вкус. В дальнейшем последовательно формируются органы слуха и речи, головной мозг и органы зрения. Таким образом, он открыт к восприятию внешней информации задолго до своего рождения.

Важно! Многочисленные эксперименты доказали, что человек способен запоминать стихотворения, музыку, услышанную до рождения.

Время от рождения до года исследователи называют кризисом новорожденности. Основная возрастная характеристика развития детей до года:

  • потеря веса в первые дни после рождения;
  • полифазный сон (короткие периоды сна чередуются с бодрствованием и состоянием дрёмы). В общей сложности он спит до 80% всего времени;
  • начало развития речевых функций (с рождения дети распознают эмоциональную окраску речи взрослых, считывают артикуляцию и мимику, в дальнейшем проходят этапы от гуления и лепета до первых слов);
  • формирование моторики и координации своих действий (к году успешно владеет сложными действиями с предметами, начинает ходить);
  • развивается первые социальные навыки: распознает отношение к нему взрослых, умеет отличить «своих», предпринимает первые попытки коммуникации;
  • появление улыбки как проявления эмоций.

К концу первого года жизни пытается самоутвердиться, формируется основа для развития самостоятельности, изменяется восприятие себя и мира.

Характеристика преддошкольного периода (от года до 3 лет)

Навыки, полученные в раннем младенчестве, создают фундамент для дальнейшего развития. На этом возрастном этапе дети активно осваивают навыки ходьбы, общения, овладевают предметной деятельностью.

Возрастные характеристики особенностей развития детей до трех лет:

  • осваивают предметную деятельность (от повторения за взрослым, до переноса действия на другой объект);
  • появляется игровая деятельность, в которой дети имитируют реальные ситуации и действия;
  • к 2-3 годам начинается этап активного формирования речевых навыков, большими темпами накапливается словарный запас, формируется понимание языковых структур (по нормам в три года активный словарь должен состоять из 200-1500 слов);
  • в это время появляется интерес к музыке и искусству, формируется слух и чувство ритма.
  • зарождается потребность в общении с другими детьми;
  • к трем годам формируется самооценка и самосознание;
  • происходит половая идентификация и понимание соответствующих форм поведения, определяемых полом;
  • в это время зарождается механизм долговременной памяти;
  • разрыв осознания своего единства с матерью, формирование эгоцентричной модели мира;
  • развивается образное мышление.
Читать еще:  Колики у ребёнка: провоцирующие факторы, сопутствующие симптомы, аптечные и народные средства лечения

Возрастной этап заканчивается наступлением кризиса 3- х лет. Это время, когда он начинает воспринимать себя как значимую, самостоятельную личность, противопоставлять себя взрослым. Время, когда от родителей требуется особое внимание и терпение.

Дошкольный (от 3 до 6 лет) и его характеристика

Один из самых значимых возрастных этапов в развитии детей и формировании их личности и характера. В этом возрасте они начинают посещать детский сад, учатся взаимодействию в социуме. Продолжается созревание мышления и представления о мире и обществе. Знание характеристики возрастного развития поможет создать среду для наилучшего восприятия новой информации.

Возрастные характеристики развития детей дошкольного возраста:

  • основной вид деятельности — предметно-ролевая игра;
  • возрастает потребность в общении со сверстниками;
  • усваиваются социально-нравственные нормы поведения;
  • период развития сенсорного восприятия окружающего мира (повышается острота зрения и цветовосприятие, формируется барическое чувство (веса), развивается фонематический слух);
  • продолжается процесс самопознания (формируются интересы и характер);
  • дальнейшая социальная адаптация: учатся сотрудничать, закрепляются общепринятые стандарты поведения;
  • возрастает физическая активность.

Для этого возрастного периода для детей характерна большая потребность в расширенном познании мира, явлений. Это время, когда дети превращаются в «почемучек». А развитие личности приводит к появлению новых потребностей и качеств характера.

К шести годам при сбалансированном и полноценном воспитании они готовы к новому, серьезному этапу в своей жизни — к школе.

Характеристика школьного этапа (6 —18 лет)

К этому периоду у детей происходят серьезные анатомические изменения: тело становится выносливее, меняются пропорции, вытягиваются конечности. Но изменения касаются и эмоциональной стороны развития: у детей наблюдается эмоциональное перенапряжение, повышенная утомляемость. В целом, дети к шести годам осознают себя как самостоятельную личность.

Школьная стадия состоит из нескольких этапов, и знание характеристик основных возрастных периодов развития ребенка с 6 до 18 лет необходимо не только педагогам, но и родителям. Это время серьезных физиологических изменений, окончательного формирования характера и нескольких возрастных кризисов.

Характеристика возрастных периодов развития ребенка с 6 до 18 лет:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector