0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гимнастика для речевого аппарата: комплекс упражнений от заикания

Гимнастика для речевого аппарата: комплекс упражнений от заикания

Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока, и вызывает массу комплексов у пациентов.

Лечение заболевания эффективно с использованием методик артикуляционной и дыхательной гимнастик.

В этой статье рассмотрим комплекс логопедических упражнений и артикуляционной гимнастики для формирования и развития речевого дыхания у заикающихся, лечения и последующего устранения заикания у взрослых, преодоления логоневроза детей и подростков.

Виды заикания у детей

В детстве могут проявляться 2 разновидности патологии:

  • невротическое заикание (логоневроз);
  • неврозоподобное заикание у детей.

Причины и лечение, диагностика и профилактика — всем этим в обоих случаях занимается врач-логопед. При первом варианте заикание часто возникает в результате легких остаточных явлений поражения головного мозга. Оно может появиться после психической травмы, которая произошла неожиданно (испуг, внезапная перемена места жительства, отлучение от родителей) или которая была длительное время (нарушения правил воспитания ребенка, постоянные ссоры в семье). Логоневроз часто сочетается с насильственными движениями. Он проявляется непостоянно. Обычно ему сопутствуют и другие невротические нарушения (фобии, энурез, расстройства сна, раздражительность). Для развития неврозоподобного заикания требуется некоторое время. Обычно оно является следствием органического поражения ЦНС и никак не связано с психическими травмами. Такое нарушение характеризуется судорожностью речи, часто сопровождается с тикообразными насильственными сокращениями различных частей тела. При неврозоподобном заикании нарушение речи проявляется всегда. Такие дети во время выступлений или общения, как правило, не испытывают страха.

По характеру течения расстройство делится на 3 вида:

  1. волнообразное — заикание, которое в разные периоды жизни может усиливаться или ослабляться, но никогда полностью не исчезает;
  2. рецидивирующее — заикание, которое чередуется с речевым благополучием;
  3. постоянное — заикание со сравнительно постоянным характером течения.

Общие сведения

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии, неврологии, психологии.

Лечение заикания у детей

Диагностика

Современные методы

Логопедические методики

Логопедические методики направлены на то, чтобы заикающийся ребенок научился контролировать свое дыхание и темп речи. Чтобы малыш не заскучал и не устал от занятий, многие занятия проводятся в виде игры.

Читать еще:  Увлажнитель воздуха для детей: обзор самых качественных приборов по мнению специалистов и отзывам покупателей

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика помогает детям с заиканием контролировать свое дыхание и темп речи. Чаще всего во время занятий используется методика Александры Стрельниковой, которая в юности потеряла голос, а в дальнейшем с помощью своей же методики и восстановила. Комплекс упражнений, основанных на резком вдохе и плавном выдохе, помогает ребенку научиться произносить слово на вдохе, не дробя на отдельные звуки и слоги. Занятия проводятся с логопедом-дефектологом, который внимательно следит за правильностью исполнения. В противном случае ребенок может жаловаться на головную боль или даже повышение давления.

Пение

Многим заикающимся малышам справиться со своей проблемой помогает пение, а лучше — хоровое. Во время пения речевой аппарат расслабляется и тренируется, дыхание контролируется и замедляется, и заикание исчезает само собой.

Логопедический массаж

Логопедический массаж помогает расслабить речевой аппарат ребенка, снимает спазмы – главную причину заикания. Особое внимание уделяется губам, языку, гортани, а также мимическим мышцам, шее и плечевому поясу, которые часто оказываются в сильном тонусе и нуждаются в расслаблении.

Гипноз

К гипнозу в лечении заикания прибегают очень редко. Такой метод возможен только для детей среднего и старшего школьного возраста с устойчивой психикой и при условии, что они вообще поддаются гипнозу. Некоторые психотерапевты уверены, что именно во время гипноза возможно узнать истинную причину заикания и устранить ее.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозное лечение назначается обычно в тех случаях, если у ребенка есть неврологические проблемы, и всегда в комплексе с занятиями с дефектологом. Чаще всего назначаются ноотропы, которые улучшают кровообращение головного мозга, миорелаксанты, помогающие справиться с мышечными спазмами, а также успокоительные препараты. Некоторые из них отпускаются по рецепту в аптеке, некоторые встречаются в свободной продаже, но важно запомнить одно: все препараты, даже обычное успокоительное, назначает только врач!

Что делать если у ребенка заикание?

При появлении первых признаков заикания у ребенка нужно обратиться к врачу и пройти всестороннюю диагностику. На основе полученных результатов, педиатр направит на лечение к профильному специалисту.

Если нарушение речи невротического характера, то ведущие специалисты в терапии – это детский психолог и невролог.

При неврозоподобном заикании основным врачом будет логопед-дефектолог, нередко при дополнительной помощи невролога.

Поскольку коррекция заикания носит комплексный характер, помимо занятий с врачами, значимое место в терапии патологии занимает помощь родителей.

Эффективными способами помощи родителей в преодолении заикания у ребенка являются:

  • создание комфортной и доброжелательной атмосферы дома;
  • соблюдение режима дня с обязательным 10-часовым сном;
  • размеренный темп учебы;
  • оздоровление и закаливание ребенка (витамины, гимнастика, улучшающая координацию, дыхание и работу сердечно-сосудистой системы);
  • внятная, спокойная, неторопливая речь родителей;
  • отсутствие резких жестов и повышения голоса у родителей;
  • поддержка тактильным контактом, похвалой;
  • возможность у ребенка говорить в комфортном ему темпе и др.
Читать еще:  Развитие речи у ребенка до года: стадии формирования и примеры занятий

Также дома с ребенком выполняются речевые занятия. На данных занятиях необходимо использовать материал (книги, фильмы, игры, поделки), на основе которого проводится последующая беседа. В ходе беседы родители мягко корректируют речь, не заостряя внимание на её дефектах.

Речевые занятия строятся по принципу «постоянно, посильно и постепенно», то есть от простого высказывания до развернутого ответа. Крайне важно занятия проводить регулярно в течение 3-4 месяцев, преодолевая страх перед речью.

Гипноз

Немногие родители решаются лечить своих малышей от заикания с помощью гипноза, но такая методика отличается наибольшей эффективностью. После проведения максимум 10 сеансов с квалифицированным врачом речевая функция восстанавливается, поскольку обследуются различные душевные переживания малыша, какие-то психологические факторы, воздействующие на возникновение заболеваний. Для слишком маленьких детей гипноз не применяется.

Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?

Коррекция заикания у детей подразумевает привлечение детского психолога. Крайне важно выяснить точную причину патологии для составления грамотной схемы терапии. Если будет выявлена проблема в семье, то родителей могут направить к семейному психологу, ведь если она не будет решена, то ребенок вновь окажется в неблагоприятном микроклимате.

Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.

Полезные упражнения:

  • Насос. Делаются медленные и глубокие вдохи, выдохи с вытягиванием губ в виде дудочки.
  • Ладони. Руки сгибаются в локтях, при этом ладони должны быть расположены вниз. Далее делается спокойный выдох при выпрямлении рук и быстрый вдох, когда руки возвращаются в исходное положение.
  • Уши. Голову наклоняют до полного смыкания уха с плечом, при этом все это сопровождается вдохом. Во время обратного движения – выдох.

Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.

Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.

Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.

Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.

Читать еще:  Психологический запор у ребенка 2-5 лет: провоцирующие факторы, возможные осложнения и способы лечения, рекомендации для родителей

Занятия с логопедом

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.

Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector