0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нормы развития ребенка до года

Нормы развития ребенка до года

Нормы развития ребенка — это определенный ориентир, на который опираются педиатры при осмотре деток. Они включают в себя комплекс важных областей развития: физическую, психологическую и эмоциональную составляющие. Знание общепринятых норм помогает ориентироваться в состоянии малыша, вовремя замечать и корректировать возможные отклонения.

Физическое развитие ребенка до года

Каждый месяц на приеме у педиатра врач наблюдает и фиксирует физическое развитие малыша. Педиатрами разработаны нормы физического развития деток, прибавки в весе, росте, окружности головы. Эти параметры очень важны, по ним можно судить о гармоничности развития малыша. Скорость и параметры физического развития девочек и мальчиков немного отличаются.

Развитие ребенка по месяцам до года (мальчика).

МесяцВес мин., кгВес макс., кгРост мин., смРост макс., смОкружность головы, мин., смОкружность головы, макс., см
Рождение2,93,94851,833,235,7
13,95,152,856,736,138,4
24,96,356,460,43840,3
35,77,259,463,539,341,7
46,27,861,86640,442,8
56,78,463,86841,443,8
67,18,865,569,842,144,6
77,49,26771,342,745,2
87,79,668,472,843,345,8
989,969,774,243,746,3
108,210,27175,644,146,7
118,410,572,276,944,547
128,610,873,478,144,847,4

Развитие ребенка по месяцам до года (девочка).

МесяцВес мин., кгВес макс., кгРост мин., смРост макс., смОкружность головы, мин., смОкружность головы, макс., см
13.64.851,755,635,437,7
24.55.85559,13739,5
35.26.657,761,938,340,8
45.77.359,964,339,341,8
56.17.861,866,240,242,7
66.58.263,56840,943,5
76.88.66569,641,544,1
87.09.066,471,14244,7
9-117.79.970,375,343,245,9
127.910.171,476,643,546,3

Еще один важный параметр, отражающий физическое развитие ребенка, это окружность груди.

МесяцОкружность груди, см
При рождении31-35,9
134-36
236-38
336-39
436-40
537-42
642-45
745-46
846-47
946,5-47,5
1047-48
1147,5-48,5
1248-49

Физические навыки ребенка, развитие ребенка по месяцам до 1 года

МесяцФизические навыки малыша
1Пытается приподнимать голову
2Улучшается координация движений
3Уверенно держит голову
4Фиксирует взгляд на движущихся предметах
5Сам переворачивается, ползает назад
6Ползает по-пластунски
7Сидит с опорой, ползает вперед, пьет из чашки, кушает с ложечки
8Может вставать и передвигаться у опоры, самостоятельно сидит
9Стоит и ходит с опорой, ползает
10Садится из положения стоя, пытается ходить
11Поднимает предметы с пола, встает, приседает
12Активно передвигается, ложится, встает, ходит

Развитие зрения

Очень важно проверять, как развивается зрение малыша. Такую проверку проводят в первую неделю после рождения, в месяц, в три месяца, в полгода и когда ребенку исполнится годик.

Развитие ребенка по месяцам с рождения (таблица средней остроты зрения).

Возраст малышаОстрота зрения
1 неделя0,002-0,02 (до 2%)
1 месяц0,008-0,03 (до 3%)
3 месяца0,05-0,1 (5-10%)
6 месяцев0,1-0,3 (10-30%)
1 год0,3-0,6 (30-60%)

Развитие слуха

Примерный возраст проявления слуховой реакцииРазвитие слуха малыша
10 днейВздрагивает и мигает при резком звуке.
18-20 днейУспокаивается при приятном звуке.
1 месяцПрислушивается к голосу взрослого, звуку колокольчика.
2 месяцаПрислушивается к звуку погремушки. Поворачивает голову то в одну, то в другую (2-3 поисковых движения глазами) сторону.
Поворачивает голову в сторону голоса, ищет глазами, отвечает улыбкой на разговор.
3 месяцаЗамирает при появлении нового звука на фоне других.

Поворачивает голову в сторону источника звука на уровне уха и находит его глазами.

Нервно-психическое развитие малыша

В течение первого года развитие малыша идет стремительными темпами. С каждым месяцем оно усложняется, добавляются новые навыки и умения.

Таблица развития ребенка по месяцам до года.

МесяцРазвитие эмоций и интеллекта малыша
1Начинают координироваться движения рук и глаз.

Развитие речи малыша до года

Речь — высшая психическая функция. Развитие речи зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Речь — это и средство общения, и основа мышления. Развитие речи малыша показывает развитие его мозга, мышления, способности анализировать, делать выводы об окружающем мире.

Речь — таблица развития ребенка до года.

МесяцРазвитие эмоций и интеллекта малыша
1Тихое гуление
2В хорошем настроении понемногу гулит
3Длительное гуление
4На смену гулению приходит первый лепет
5Лепечет, произносит слоги «ма», «па»
6Активный лепет, воспроизводит простые слоги
7Лепет, появление слогов «та», «на», «да» и др.
8Первые односложные слова
9Активное лепетание, новые слоги
10Произносит простые слова «ляля», «ав-ав»
11Выражает желания — «на», «дай»
12Много лепечет, осознанно произносит слова «мама», «баба». Повторяет слоги за взрослыми. Понимает, о чем идет речь, даже если на это не показывают руками

Приведенные данные и таблицы — ориентировочные. Все детки разные, нужно учитывать особенности развития каждого конкретного ребенка. Уделяйте внимание деткам, занимайтесь с ними, тогда их развитие будет более активным и гармоничным.

Показатели развития ребенка от рождения до 1 года по месяцам

В первый год жизни младенцы интенсивно развиваются и растут. Ежедневно новорожденный обретает новые навыки, прибавляет в весе и адаптируется к окружающей среде.

Данный период крайне важен для формирования иммунной системы, нервно-психического и физического развития крохи. Оценка развития малышей осуществляется в соответствии с нормами ВОЗ.

Показатели психомоторного развития детей первого года жизни

Оценка психомоторики малыша до года осуществляется в 2 этапа. Сначала анализируется психическое состояние ребенка:

  • учитывается социальная адаптация малыша и психо реакции;
  • дается оценка речевому аппарату.

На втором этапе исследуются моторные навыки ребенка:

  • умение использования рук;
  • общие движения тела.

2-ой месяц: узнаем маму

Этот период жизни время от времени именуют временем «оживления». Малыш уже может не только лишь глядеть на ваше лицо, но он и ощущает ваше эмоциональное состояние. Когда мать подходит к кровати, ребенок начинает хаотично махать ножками и ручками. В 2 месяца небольшой человечек более уверенно держит голову. Его рост возрастает еще приблизительно на три сантиметра, а надбавка в весе должна составить около 800 граммов.

Пятнадцать месяцев (1 г. 3 мес.)

После 1 год и 3 месяцев ребёнок точно понимает, что несъедобные предметы не нужно тянуть в рот. Ему нравится толкать перед собой коляску или везти за собой нагруженный игрушечный грузовик и т. п., играть с кубиками. Он сможет собрать башенку из нескольких кубиков. Если дать ему пирамидку, он разберёт её и соберёт, не соблюдая размеров колец.

К 15 месяцам у ребёнка формируется словарный запас из 5-6 простых, часто употребительных слов: баба, деда, папа, мама, рыбка, дай. Из-за неумения произносить слова он активно даёт понять, что ему нужно, жестами.

В 15 месяцев малыш может кушать сам

Дети в этот период ходят без помощи родителей. Не нужно сразу бежать к ребёнку, если он не удержался на ногах, тогда он будет понимать свою ответственность за дальнейшие действия, не будет ждать помощи.

По просьбе родителей он выполнит до трёх действий: «найди то-то», «положи туда», «принеси то-то». При этом он понимает не интонацию, а смысл слов, и хорошо понимает принадлежность вещей. Различает своё, мамино, папино, может распределить вещи по кучкам.

Общая характеристика развития ребенка от 0 до 1 года

Развитие ребенка от одного до двенадцати месяцев играет важную роль в дальнейшем его становлении как индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности.

Общая характеристика возрастного этапа с рождения до 1 года

На первом году жизни ребенка закладывается фундамент развития психики и личности; новорожденный ребенок последовательно овладевает жизненно необходимыми навыками и двигательными умениями (переворачивается с живота на спину, ползает, самостоятельно садится, стоит без опоры, удерживает равновесие, начинает ходить); развиваются различные формы поведения малыша (пищевая, социальная, связанная с справлением естественных потребностей и ознакомлением с собственным телом и окружающим миром), проходит первичная социальная адаптация ребенка, он овладевает умением взаимодействовать в паре с родными, получает от этого эмоциональное удовольствие.

В конце первого — начале второго месяца малыш проявляет способность концентрировать внимание на внешних объектах, проявлять элементарную выборочную эмоциональную направленность на людей, у него возникают первые средства общения с ними.

Быстрыми темпами совершенствуется чувствительность анализаторов, интенсивно развивается нервная система. Младенец способен анализировать и синтезировать внешние сигналы, дифференцировать их.

В возрасте трех месяцев малыш выделяет среди других людей мать, с четырех — дифференцирует своих и чужих. В конце первого полугодия по сравнению с другими реакциями максимальной частоты достигают доразговорные средства общения.

Родные взрослые выступают сильнейшим емоциогенным объектом, общение с ними превращается в специфическую активность, целью которой является сам контакт.

В этой активности и на ее основе формируются манипулятивная и предметная деятельности, возникает отображающая игра, появляются элементы труда. В конце первого года возникают функциональные действия, воспроизводящие взрослые способы действий с предметами.

Крик по реакции на дискомфорт превращается в форму доречевого общения. Ребенок начинает понимать слова, реагировать на них.

Возникают элементарные формы речевого диалога. К концу первого года жизни рост ребенка составляет 70-80 см, вес около 10-12 кг (утроенный вес новорожденного). Младенец отличается большой головой (1/4 часть тела) и короткими ногами (1/3 длины тела).

Основные антропометрические средние характеристики ребенка от рождения до 1 года представлены в таблице

ВозрастДевочки
Окружность грудной клетки (см)Длина тела (см)Масса тела (г)
При рожд.34-3848-512890-3780
1 мес36-4051-563606-4694
3 мес38-4358-625495-6655
6 мес43-4664-697050-8910
9 мес45-5168-738270-10290
12 мес47-5172-779001-10800
ВозрастМальчики
Окружность грудной клетки (см)Длина тела (см)Масса тела (г)
При рожд.34-3748-523075-3985
1 мес35-3852-573680-4960
3 мес39-4359-645950-6900
6 мес42-4765-707790-9450
9 мес45-4970-768705-11150
12 мес45-5073-7911000-11500

В 3 месяца ребенок держит головку, на 4-5 месяце – его рука, как орган практической деятельности и познания, начинает действовать целенаправленно. Первым целенаправленным действием является хватание, следующим — ощупывание предметов. Происходит распределение функций между правой и левой руками.

Возникают произвольные движения глаз, имеющих характер поиска, согласуются с поворотом головы и движением туловища.

В возрасте 6-8 месяцев младенец овладевает умением сидеть, на 8-м месяце передвигается на животе, с 9-го месяца начинает ползать и стоять, опираясь на опору. В конце первого года ребенок делает первые самостоятельные шаги.

Эмоции становятся способом общения ребенка с окружающей средой. Общение взрослого с ребенком характеризуется неразрывностью их единства: он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, другой человек выступает необходимым условием развития малыша, вся его жизнь организована так, что рядом находится взрослый.

Взрослый человек вводит младенца в природную, предметную и социальную среду, знакомит с моральными правилами, выступает носителем различной информации, олицетворяет собой социальные нормы и требования, выступает посредником между ребенком и окружающим миром.

Движущей силой развития выступает противоречие между максимальной социальностью ребенка, его потребностью во взрослом человеке и минимальным владением средствами воздействия на него, возможностями реализовать собственную активность. Отношение младенца к действительности является социальным отношением. Взрослый получает статус партнера по эмоциональному сотрудничеству.

В возрасте 2-6 месяцев ведущей деятельностью выступает эмоциональное общение со взрослым, в основной форме — личностного общения. Оно предусматривает сформированную потребность ребенка в эмоциональной взаимодействии со взрослым и в его доброжелательном внимании к нему, способностью комплексом оживления (мимикой удовольствия, соответствующими жестами, активными движениями, вокализациями) реагировать на обращенные к нему улыбку, ласки, слова взрослого; узнавать мать и отца, выделять их среди других людей, особенно радоваться им, проявлять готовность поддержать контакт.

В 6-12 месяцев ведущей выступает предметно-манипулятивная деятельность, основанная на потребности ребенка в общении со взрослым как с партнером по совместным действиям.

Ребенок проявляет желание манипулировать предметами; мимикой, жестами, вокализациями, приглашает его к практическому сотрудничеству, требует от взрослого показа способов действия с предметами и игрушками, радуется открытию новых способов и свойств предметов, пытается воссоздать элементарные предметные действия, ориентируется на взрослого как на образец для подражания.

Возрастными новообразованиями у младенца выступают: элементарные формы ориентировочных реакций (сосредоточения, слежения, круговые движения глазами, задержание взгляда на новом предмете); реакция на голос матери, чувствительность к эмоциональному тону взрослого, понимание слов; целенаправленные, результативные и функциональные действия; перестройка голосовых реакций (агукание, гуканье, лепет); потребность в общении с другими родными, расширение круга общения; возникновение указательного жеста как средства связи с другим человеком; передвижения в пространстве (ползание, самостоятельная походка), отделение «я» от «мы»; простейшие мыслительные действия, основанные на установлении элементарных связей и отношений между предметами и их свойствами.

Конец первого года жизни ребенка является кризисным для развития личности. Кризис вызывается противоречием между интенсивным физическим и психическим развитием младенца, изменением его горизонтального положения на вертикальное, появлением элементарных навыков самостоятельного питания, хождения, действия с предметами и одновременно ограниченностью ресурсов малыша, который стремится к большему, чем может. Взрослый же человек, который все делает за ребенка, превращается в помощника, посредника, образец для подражания.

Основные линии развития младенца от рождения до 1 года

Таблица «Режим дня ребенка от рождения до 1 года»

Процесс жизнедеятельностиВозраст ребенка
От рожд. до 2,5-3 мес.От 2,5-3 мес. до 5-6 мес.От 5-6 мес. до 9-10 мес.От 9-10 мес. до 1 года
ПитаниеКормление по требованиюКормление по требованию6.00, 10.00 14.00, 18.00 22.00 или 3.307.30, 11.30 16.00, 19.30 22.00
БодрствованиеРебенок сам строит режим сон-бодрствованиеРебенок сам строит режим сон-бодрствование6.00-8.00 10.00-12.00 14.00-16.00 18.00-20.006.30-9.30 11.30-14.00 16.00-19.30
СонРебенок сам строит режим сон-бодрствованиеРебенок сам строит режим сон-бодрствование8.00-10.00 12.00-14.00 16.00-18.00 20.00-6.009.00-1 1.30 14.00-16.00 19.30-6.30
Массаж, гимнастика9.30-10.0010.00-11.0011.00-12.0012.00-13.00
Купание20.30-21.0019.30-20.0019.30-20.0019.00-19.30
Ночное кормлениеКормление по требованиюКормление по требованию22.0022.00 (до 10 мес.)

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Кононко О.Л.
16.12.2009 35808 ребенок от рождения до 1 года, характеристика, младенец, развитие, 1 год, месяц, общая, обобщенная

Развитие подростка

С 11 лет начинается подростковый возраст. Он характеризуется рядом физических и психологических изменений, связанных с половым созреванием. На этом этапе личность кардинально меняется, происходит ее второе рождение.

Ребенок в этот период особо чувствительно начинает относиться к своей внешности, которая стремительно меняется, к оценке посторонних. Подростковый возраст у детей характеризуется эмоциональной неустойчивостью, резкими перепадами настроения. Они полны противоречий – в них зачастую могут уживаться стеснительность с демонстративностью и развязностью, забота и внимательность с поразительной черствостью, порой граничащей с жестокостью, обесценивание авторитетов с поиском новых. Тем не менее, не стоит забывать, что подросток все равно остается ребенком, он пока еще несет намного меньше ответственности за свои действия, чем настоящий взрослый. Поэтому родителям необходимо стараться не вступать в конфронтацию и борьбу, сохраняя одновременно доброжелательность и свою твердую позицию. В этот период очень важно сохранить хороший контакт с ребенком и доверительную атмосферу, чтобы подросток не боялся поделиться с Вами своими переживаниями и проблемами.

Читать еще:  Лямблиоз у детей: эффективные препараты и схема лечения заболевания, меры профилактики
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector