0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовая грамотность: как правильно говорить с детьми о деньгах

Финансовая грамотность: как правильно говорить с детьми о деньгах

Деньги — это инструмент, которым нужно уметь пользоваться. И чем раньше ребенок научится правилам обращения с деньгами, тем проще ему будет достичь успеха в будущем.

Человек с финансовыми знаниями эффективно распоряжается средствами и способен планировать будущее на годы вперед. К сожалению, этого не скажешь о наших соотечественниках — Украина занимает последнее место среди стран Организации экономического сотрудничества и развития по уровню финансовой грамотности населения.

Причем хуже всего разбираются в финансовых вопросах молодые люди 18-24 лет, самый высокий уровень осведомленности — в группе от 25 до 34 лет. С 2019 года финансовую грамотность в Украине начали изучать в старших классах школы, и хотя учиться никогда не поздно, начинать формировать правильное отношение к деньгам лучше еще в детстве.

Финансовая грамотность или как научить детей правильно относиться к деньгам?

Деньги играют важную роль в жизни общества, и о том, как правильно обращаться с ними, нужно знать с самого детства. О том, как научить подрастающее поколение правильному отношению к финансовым вопросам, узнавал UBR.ua.

Деньги – неотъемлемый атрибут жизни общества, обойтись без которого невозможно. Более того, деньги, как известно, любят счет, а, значит, и относиться к ним нужно бережно и правильно. Во взрослом возрасте мы каждый день сталкиваемся с необходимостью разрешения финансовых вопросов, привыкли к этому и прекрасно знаем, как принимать решения о важности или ненужности покупок. Но как вести себя в ситуациях, когда цену денег нужно объяснить ребенку? Мы постарались разобраться в этом и попросили совета у специалистов в вопросах финансовой грамотности подрастающего поколения.

Зачем это нужно?

Несмотря на всеобщую «продвинутость», доступность интернета и прочих средств информации, многие родители на сегодняшний день все еще не задумываются о том, что детям не только можно, но и нужно рассказывать о деньгах, а также о том, как правильно с ними обращаться и как зарабатывать. До тех пор, пока чадо полностью обеспечивают родители, ребенок не задумывается над тем, откуда берутся финансовые возможности, но как только он вступает во взрослую жизнь, появляются первые проблемы. «Мы совершаем различные покупки, оплачиваем товары и услуги, школьные занятия и кружки, планируем путешествия, пользуемся услугами банков, покупаем товары в кредит. Ежедневно, по несколько раз в день, у нас возникает вопрос, который касается денег в том или ином формате. Но, не смотря на это, обсуждать тему денег, а тем более обучать правильному распоряжению личными финансами, в нашем обществе не принято. В связи с этим, к огромному сожалению ни в школе, ни в ВУЗах не учат детей тому, как правильно обращаться с деньгами. Очень часто для детей остается загадкой, как и откуда появляются деньги, как родители зарабатывают, какие существуют в семье обязательные расходы, как формируется семейный бюджет. В результате дети не знают ценность деньгам, что влечет за собой непонимание и конфликты с родителями. Кроме того, не зная элементарных правил финансовой безопасности, дети, повзрослев, попадают иногда в неприятные ситуации – начиная от кредитной зависимостью и заканчивая потерей денег в финансовых пирамидах«, — рассказывает Ирина Шевченко, финансовый эксперт, соучредитель проекта Школа финансовой грамотности для детей «АзБУкА ДеНеГ».

Другими словами, стоит сказать, что финансовые проблемы, которые возникают во взрослой жизни, иногда, могут быть родом из детства и являться следствием погрешностей воспитания. Ребенок должен расти с пониманием того, что деньги, как и все другие блага, нужно зарабатывать только собственным трудом. «Современный ребенок с детства должен осознавать, что во взрослой жизни он может получить все, что пожелает – славу, карьеру, спокойную жизнь, путешествия, дома или яхты, лошадей или крокодилов, фабрику или художественную мастерскую, общежитие или дворец. Но все это необходимо заработать своим трудом или удержать и приумножить, если оно приходит по наследству. Что легко приходит — так же легко уходит«, — поясняет психолог Алла Чайковская.

Оптимальный возраст

Специалисты, которые занимаются вопросами финансового воспитания детей, в один голос утверждают, что учить ребенка правильно относиться к деньгами нужно с того самого возраста, когда он сталкивается с ними впервые. Как правило, это дошкольный и ранний школьный период: 6-7 лет. «Начинать финансовое образование желательно уже с дошкольного возраста. Уже в дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности — игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Уже в дошкольном возрасте дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре. Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов», — поясняет Алла Чайковская.

Стоит также отметить, что затягивать с вопросами правильно отношения детей к финансам родителям категорически не стоит, поскольку с каждым годом взросления донести нужную информацию до ребенка и исправить его привычки становиться все сложнее. «Идеальный возраст для старта, если это не произошло раньше, 6-7 лет, когда ребенок пошел в школу. У него появляются первые карманные деньги, он начинает самостоятельно совершать покупки, у него возникают первые взаимоотношения с деньгами. И сейчас самое время давать ребенку базовые финансовые знания, которые помогут ему сформировать картину мира финансов, научат правильно распоряжаться деньгами. Однако, если ребенку больше 6-7 лет, родителям будет несколько сложнее, т.к. у ребенка уже существует определенный опыт, некоторые уже сформированные навыки и привычки. Тем не менее, родители обязательно должны уделять этому вопросу должное внимание, поскольку, если они не дадут ребенку необходимых знаний, он получит их в другом месте, и неизвестно, каков будет результат и в какие нестандартные ситуации попадет ребенок, прежде чем самостоятельно, методом проб и ошибок, получит необходимые знания. Безусловно, исправлять привычки гораздо сложнее, и чем старше ребенок, тем больше усилий родителям придётся прикладывать, чтобы направить его в нужное русло. Но, в любом случае, это делать нужно, если родители хотят благополучного финансового будущего для своего ребенка«, — комментирует этот вопрос Ирина Шевченко.

Читать еще:  Какую музыку слушать детям в первые месяцы жизни: список произведений, воздействие на психику ребенка, оптимальное время прослушивания

Читайте также:

  • 25 недорогих способов занять детей на все лето
  • Как дети развлекали себя задолго до компьютерных игр
  • В каких условиях живут дети в разных уголках мира

Что стоит делать?

Для того, чтобы ребенок хорошо усваивал правила финансовой грамотности, родителям стоит подходить в решению этого вопроса с долей креатива и ни в коем случае не настаивать. Подойдут игры и всевозможные развивающие активности. При правильном подходе все необходимые знания усвоятся сами собой. По мнению Аллы Чайковской существует ряд инструментов и методик, которые могут быть полезными.

  1. В самом раннем возрасте, когда ребенок еще не умеет считать, за каждый успех, например, новое сказанное или выученное слово, его можно поощрять. Так ребенок поймет, что для получения благ и выгод, нужно трудиться. Важно, чтобы награждение назначалось не за процесс выполнения задания, а за сам результат. «Никогда не думайте, что ваши дети маленькие и еще чего-то не понимают. Дети очень легко приспосабливаются и манипулируют взрослыми. Приучайте детей к зарабатыванию и бережливости с раннего детства, когда они воспринимают это еще в форме интересной игры».
  2. «Используйте игру «в работу», предлагайте ребенку помочь вам – сложить бумагу, что-нибудь перенести, посчитать, поискать в интернете, систематизировать на компьютере, приучайте ребенка к своему бизнесу с детства. Не ждите, когда он закончит университет! Тогда будет уже поздно! И обязательно оплачивайте его труд, иначе он научится работать, но не научиться зарабатывать и ценить деньги. Подсказывайте ему, каким способом и на что можно разумно использовать свой заработок. Заведите копилку».
  3. Постарайтесь на наглядных примерах объяснить ребенку, что деньги можно не только заработать или получить, но и потерять. В том числе, в азартных играх.
  4. Поощряйте подработки во время каникул и следите за тем, чтобы часть своего дохода ребенок отдавал в семью и на благотворительность.
  5. Не бойтесь поручать ребенку покупки. «Чаще отправляйте ребенка в магазин, чтобы он мог оценивать стоимость товаров и продуктов и понимать реальную ценность денег. Предлагайте выбор между «котлетой и игрушкой», но сдержитесь и не давайте котлету, если ребенок выберет игру».
  6. «Никогда не навязывайте детям профессию, которая им не нравится – они не добьются в ней успеха, это только может их сломать».

В свою очередь, Ирина Шевченко также советует обратить внимание на следующие моменты:

  • не бойтесь давать ребенку средства на карманные расходы. Для того чтобы научить чадо бережно относится к финансам, нужно дать возможность иметь и тратить деньги. «Существуют различные методы определения суммы карманных денег, она зависит от многих факторов – начиная от возраста ребенка и заканчивая его окружением. Однако сумма карманных денег играет не главную роль. Самый важный момент заключается в том, что ребенок самостоятельно учится планировать, распределять и тратить. И задача родителя в данной ситуации держать руку на пульсе, помогать ребенку и направлять его. Контроль должен быть обязательно, однако делать это нужно незаметно для ребенка и максимально тактично»;
  • поощряйте чтение книг по финансовой грамотности для детей. В них на примерах вымышленных персонажей показано и рассказано, как стоит и не стоит себя вести, как собирать деньги и принимать решения о покупках;
  • используйте развивающие игры. «Существует ряд специальных финансовых игр, которые формируют у ребенка правильное финансовое мышление – Монополия, Крысиные бега, Cash Flow. Игры в ненавязчивой форме помогают понять ребенку круговорот денег в реальной жизни и получить определенный опыт взаимодействия с деньгами».

Несколько замечаний

Обучение детей правильному обращению с деньгами – вопрос достаточно сложный, требующий терпения и специального подхода. Главное – не допустить ошибок, которые могут преподать неправильный урок. Поэтому, прежде всего, начните с самих себя и проследить за собственными финансовыми привычками. Откладываете ли вы деньги? Обдумываете покупки? Разбираетесь ли в элементарных определениях и системах? «Существует замечательное высказывание: «Не нужно воспитывать детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя!» Что касается отношения к деньгам, это выражение – в самое яблочко! Дети – это наша копия, они повторяют все то, что делаем мы. Поэтому прежде чем учить ребенка, проанализируйте свое поведение и отношение к деньгам. Если вы будете учить ребенка одному, а своим примером показывать совершенно иное, вы получите совершенно противоположный результат», — говорит Ирина Шевченко.

Читать еще:  Какой выбрать горшок для ребенка — полезные советы и необходимые характеристики

Кроме того, не стоит поощрять ребенка за работу по дома и обычные повседневные дела. Под запретом и азартные игры, а также действия, которые могут иметь отрицательные последствия в будущем. «Не давайте денег без труда, это только приучит к легким деньгам, и вы будете содержать ребенка всю жизнь. Сколько бы он не «заработал» требуйте от него часть отдать вам на семейный бюджет – не жалейте его. Такое уменьшение прибыли будет только стимулировать его в дальнейшем зарабатывать больше. Никогда не поощряйте детей за те действия, которые вы не приветствуете у взрослых (азартные игры, мошенничество, компьютерные игры, обман и т.д.) Все это может обернуться против вас, когда ребенок вырастет. Действия, закрепленные наградой, запоминаются втрое сильнее», — дополняет Алла Чайковская.

Зарубежный взгляд

Иностранные издания и специалисты уделяют достаточно много внимания вопросам правильного и своевременного финансового образования детей с самого раннего возраста. Например, порталы Huffington Post и Business Insider, советуют, среди прочих, также придерживаться следующих стратегий, касающихся сферы финансового воспитания:

  • разрешайте детям платить и тратить, но убедитесь в том, что они точно понимают, почему и насколько уменьшились их средства после совершения покупки;
  • учите копить и поощряйте каждую заработанную или сохраненную, а не растраченную сумму, которую ребенок положил в копилку;
  • в более старшем возрасте ребенку вполне можно открыть счет в банке, на который будут зачисляться его поступления. Учет операций по счету подросток должен вести самостоятельно, но под присмотром родителей. Не забудьте также объяснить, что ребенок сам должен будет платить банку за обслуживание счета и покрывать прочие расходы;
  • не умалчивайте о кредитах, а посвятите ребенка в их основные аспекты, объяснив при этом, что накапливать долги нельзя, и это чревато проблемами. Ребенок должен понять, что заем – это не лучший выход из ситуации, и средства рано или поздно придется возвращать. Кроме того, сами старайтесь пользоваться кредитной картой как можно реже;
  • чтобы не превратить ребенка в импульсивного покупателя, при походах в магазин, старайтесь не отходить от списка и не покупать то, что душе угодно именно в этот момент;
  • делайте покупки обдуманно или только после тщательного анализа цен, предложений и рынка – ваши дети начнут поступать также;
  • не поддавайтесь на уговоры ребенка купить вещь или игрушку только потому, что такой же подарок родители сделали его другу. Учитесь контролировать себя и рассказывайте об этом детям.
  • вовлекайте детей в процесс планирования семейного бюджета, поясняйте им все нюансы.

Напоследок стоит сказать, что финансовое воспитание детей любого возраста – задача не из простых. Родителям стоит рассказывать и учить на собственном примере или обращаться за помощью к специализированным изданиям или играм, которые доходчиво смогут объяснить, как правильно относиться к материальным благам и накапливать их. Такие активности помогут сформировать правильное восприятие подрастающего поколения и уберечь от серьезных проблем во взрослой жизни.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Финансовая грамотность дома — как начать говорить о деньгах?

Как было сказано ранее, многое зависит от денег, финансы сопровождают человека с самого раннего возраста, поэтому можно и нужно говорить с детьми о финансовой грамотности уже с возраста четырех-пяти лет. В этом возрасте возникает большое количество вопросов обо всём, что их окружает, и финансы не исключение.

    Сначала стоит объяснить ребенку, откуда берутся деньги.

Он часто думает, что средства появляются из воздуха, следовательно, можно тратить сколько угодно и на что угодно. Важно разъяснить, что финансы не бесконечны, и для их получения нужно много работы, которой занимаются родители.

Говорите о деньгах в тот момент, когда дети хотят что-либо купить для себя.

Детские желания чаще всего возникают моментально, и их не обдумывают.

Когда ребенок что-о СРОЧНО захотел, важно остановиться и дать ему время обработать свои желания.

Например, составить список того, что хотелось бы купить, и нет ли чего-то, что могло бы быть интереснее и полезнее.

Расскажите, сколько что стоит.

Какая цена у подарков, киндер-сюрпризов и поездок в парк развлечений, и что невозможно тратить на это деньги слишком часто, ведь есть и другие потребности.

Когда вы говорите о цене вещей для ребенка вы не становитесь «жадным» родителем. Вы совершайте правильный поступок и развиваете у него финансовую грамотность!

Чтобы наглядно показать, сколько семья отдает денег на удовольствия, можно брать детей в магазин с собой и говорить о ценах. Сравнить цены на большую шоколадку, которую можно съесть за день, и на пачку настолько же вкусного печенья, которого обычно хватает на несколько дней.

Учите ребенка думать, действительно ли это нужно купить эту вещь.

То же относится к игрушкам и одежде – анализируйте что необходимо и хочется больше всего. Полезно вместе составлять список покупок и рассказывать о желаниях всех членов семьи.

Так ребенок поймет, что финансы в семье не могут тратиться только на него.

Читать еще:  Позвоночник ребенка — растем без искривления и травм

Главный урок о финансовой грамотности, который может усвоить ребенок с детства -нужно думать, планировать и оценивать ситуацию перед покупкой вещей.

Почему важно обучение детей финансовой грамотности?

Еще через несколько лет молодой человек поймет, что денежный вопрос способен разрушить отношения со второй половинкой, а незнание правил финансовой грамотности является причиной многочисленных семейных скандалов.

Повезет тем, кто будет осваивать эту грамотность не методом проб и ошибок, а познакомится с правилами финансовой грамотности для детей в начале жизни благодаря родительской заботе.

Объяснить, какую роль играют деньги в жизни ребенка, а потом и взрослого, должны именно близкие, а не учителя или возникшие денежные проблемы. Именно мама с папой должны дать своему чаду первые уроки обращения с наличностью.

Как научить ребёнка копить: уроки финансовой грамотности

В Стэндфордском университете провели эксперимент — взрослые раздали дошкольникам по кусочку зефира и ненадолго вышли из комнаты. Каждого ребёнка предупредили — если он выдержит до возвращения взрослого и не съест сладость, то получит ещё кусочек, но если не устоит, то не получит ничего. Оказалось, что 90% детей не смогли побороть соблазн, а 10% проявили выдержку.

Тогда учёные предположили, что те дети, которые не съели зефир, лучше могут контролировать себя и могут добиться больших успехов. Через 50 лет гипотезу проверили: действительно, те, кто не съел зефирку, стали высококлассными специалистами. Остальные работают клерками или рабочими с низкой зарплатой.

Следовательно, самодисциплина важна для ребёнка и определяет его будущее, поэтому стоит научить малыша некоторым правилам.

Научите не покупать сразу

Прежде всего стоит научить обдумывать каждую покупку, чтобы не поддаваться сиюминутным желаниям. Дети реагируют так — увидел игрушку и кричит: «Купи! Хочу!» Такое желание вызывает гормон дофамиин, который вырабатывается от предвкушения приятной покупки. Ребёнок ждёт эйфории, однако через короткое время после приобретения игрушки радость исчезает.

Дети выражают радость от ожидания покупки, а не от самой игрушки.

Через пару недель можно заглянуть в список желаний и выбрать одну игрушку, которую ребёнок хочет больше остальных.

Такой список учит детей обдумывать желания и расставлять приоритеты. Мозг всё ещё желает игрушку, но теперь маленький человек может критично оценивать свой выбор. Со временем ребёнок сможет отделять действительно важные желания от мимолётных.

Выделите деньги, чтобы ребёнок распорядился ими сам

Следующий этап — дать ребёнку деньги. Обычно дети покупают всякую мелочь на карманные деньги — жвачки, наклейки. Пока они не знают, что такое самоконтроль и накопления и тратят всё, что дали.

Родители могут объяснить, что на накопленное можно делать крупные покупки. Например, 200 рублей в неделю через месяц превращаются в 800, а на эту сумму можно купить гораздо более крутую игрушку.

Конечно, сначала ребёнок не сможет рационально распорядиться капиталом, но со временем ой поймёт, как действовать. Главное, помогать малышу, не давить и не навязывать своё мнение — критикой удастся разве что отбить желание делиться решениями.

Важно показывать рациональность и своим поведением — не покупать всё, что попадается на глаза. Хорошо, если родители в подходящий момент объясняют, как и на что копят деньги.

Помогите составить план

Итак, ребёнок решил, что именно хочет купить. Теперь нужно помочь ему накопить нужную сумму. Лучше проявить креативность и создать карту — вот трасса, а магнитик в форме машинки приближается к финишу по мере того, как пополняется копилка.

Программы финансовой грамотности для детей

Метод № 1. Беседы о работе и доме

Говорите с ребенком о своей работе в развлекательной форме. Вы работаете доктором? Расскажите, как лечите людей, как спасаете им жизни, и что именно за это вы получаете заработную плату. Покажите малышу место работы, устройте ему экскурсию по своему рабочему кабинету.

Также объясните, что помимо работы есть домашние обязанности (вроде уборки или приготовления ужина), за что деньги получать не нужно. Домашние дела выполняются из ответственности за семью, из желания уюта, из теплого отношения к родным и близким.

Через беседу о работе и доме ребенок понимает разницу между формальными и неформальными отношениями, разными видами обязательств, а также определяет для себя основной вариант заработка – выполнение профессиональных функций в организации.

Метод № 2. Придумайте собственную игру в деньги

Метод № 3. Игра в покупочки

Метод № 4. Время мультиков!

Метод № 5. Оцифровывайтесь

Будьте примером для ребенка

В финансовом воспитании важно быть примером для ребенка — мы уже говорили о том, как важно на пальцах объяснять очевидные вещи и рассказывать о тратах, но этого мало. Попробуйте делиться с сыном или дочерью примерами удачно сэкономленных или вложенных денег, рассказывайте о совершенных запланированных покупках, сделках и т. д. Формируйте доверительные отношения и будьте примером финансовой грамотности, даже если вы не думаете о себе столь лестно.

Научить ребенка копить и тратить деньги проще, чем кажется. Возможно, если вы сами научились распоряжаться личными финансами не очень давно, то понимаете, что все идет из детства, поэтому чем раньше ребенок начнет делать шаги на этом пути, тем лучше. Полезные привычки формируются с детства.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector