0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рекомендации для родителей по организации сюжетно-ролевой игры «Покупки»

1 вариант

Для проведения игры необходимо подготовить карточки, игрушки, корзину, продукты питания.

  1. Покажите ребенку, как разрезать листы бумаги на квадраты.
  2. Вырежьте из журналов, старых книг или рекламных буклетов картинки продуктов питания.
  3. Наклейте вместе с ребенком картинки на подготовленные квадраты.
  4. Разыграйте ситуацию, когда игрушки (куклы) – это мама (папа) и дочка. Они договариваются, что пойдут в магазин покупать продукты. Дочка спрашивает, какие продукты питания надо купить и готовит соответствующие карточки. Можно и маме спросить, что хочет дочка в магазине и попросить подготовить ее необходимые карточки. Посчитайте карточки.
  5. Разложите продукты питания (игрушки) на столе – теперь это магазин. Распределите роли: вы продавец, ребенок – покупатель. Пусть дочка смотрит на карточки, находит и складывает в корзину соответствующие продукты питания. Посчитайте продукты. Поговорите, что можно приготовить из этих продуктов.

Словарная работа: название продуктов, название групп продуктов: молочные, мясные, хлебобулочные и т.д., название блюд, которые можно приготовить: каша, суп, чай, кофе, компот.

2 вариант

Дайте ребенку бумагу, старые журналы, буклеты магазинов, ножницы, клей. Проговорите правила работы с ножницами и клеем.

  1. Предоставьте ребенку возможность самостоятельно готовить каточки. Пусть приклеит столько картинок, столько захочет.
  2. Расскажите ребенку, что вы собираетесь взять его в помощники за покупками и какие продукты нужно сегодня купить – пусть выберет соответствующие картинки. Посчитайте карточки. Можно решить, что купите и ребенку.
  3. Спланируйте поход в магазин, учитывая, что это займет больше времени, чем обычно. Договоритесь с ребенком, как надо будет действовать в магазине: кто держит карточки, кто ищет и называет продукты, когда вы пересчитаете все купленное и т.д.
  4. В магазине позвольте ребенку самому искать продукты, брать и складывать их в корзинку. Мотивируйте называть продукты.
  5. Дома разберите вместе продукты, пусть ребенок их называет, посчитайте покупки, обсудите все прошедшее событие: выполнение договора, нужные и лишние покупки. Обсудите, что можно приготовить из купленных продуктов.
  6. Приготовьте ужин вместе с ребенком.

Словарная работа: больше, меньше, нужное, лишнее, дороже, мало, много.

Рекомендации для родителей по организации сюжетно-ролевой игры «Покупки»

3 вариант: на развитие слухового восприятия

  1. Договоритесь с ребенком, что теперь вы покупаете не продукты питания, а игрушки, расскажите: «Я сходила в магазин игрушек и купила бубен, кубик, ведерко, барабан».
  2. Разложите игрушки на полочке рядом со столом, либо поставьте на стол коробку (это импровизированная полка), а на нее – игрушки.
  3. «Послушай, какие звуки издают игрушки».
  4. Покажите ребенку, как вы кидаете каждую игрушку на стол, предложите послушать и запомнить, какие звуки издает при падении каждая из них.
  5. Предложите ребенку отвернуться, послушать и отгадать, какая игрушка упала.
  6. Поменяйтесь ролями, пусть ребенок бросает игрушки по очереди на стол, а вы отгадывайте, иногда специально делая ошибки.

4 вариант: на развитие зрительного восприятия

  1. Разбросанные игрушки ребенок с удовольствием соберет, если предложить ему поиграть в магазин игрушек. «Как много игрушек на ковре, целый магазин. Давай поиграем, расставляй игрушки, я буду покупать».
  2. После игры расставьте 5-6 игрушек на полке, остальные уберите. Договоритесь с ребенком, что игрушки будут стоять там до следующей игры, именно в этом порядке, пусть ребенок запомнит и расставляет их сам каждый раз. Можно написать цифры на листочках бумаги или картона и расставить у каждой игрушки, потом посчитать, назвать номера игрушек. Убирая, спрашивать, какая игрушка стояла под номером 1,2, …, между 3 и 5, за 3, перед 4 и т.д.
Читать еще:  Социальная адаптация в детском саду: как помочь ребенку снизить напряжение и привыкнуть к новому коллективу

Все варианты игр можно усложнить, добавив ценники и деньги, которые ребенок может изготовить самостоятельно.

Автор: Авдюкова Светлана Олеговна
Должность: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Место работы: ГБОУ «Центр «Дар»
Месторасположение: г. Реж Свердловской области

Основные разделы:

  1. Детский сад
  2. Методические разработки
  3. Работа с родителями
  4. Развивающие игры
  5. Сюжетно-ролевые игры
  6. подготовительная группа

Какие сюжетно-ролевые игры устраивать дома и как в них играть с ребенком

После пяти лет сюжет игры уже более развернут, в нем появляются конкретные детали, сама игра уже длится достаточно долго и становится намного интересней. Сюжеты для своих игр малыши черпают из окружающей действительности и все действия в них отражают реальность.

Разнообразие семейных сюжетно-ролевых игр полностью зависит от фантазии родителей. Можно предложить ребенку массу интересных игр. Например:

  1. Построить космический корабль;
  2. Поиграть в доктора и полечить любимые игрушки:
  3. Стать поваром и приготовить что-нибудь вкусненькое;
  4. Поиграть в продавца;
  5. Устроить игру в дочки-матери.

Вариантов игры очень много, все зависит только от вашего желания и фантазии. Такие игры с родителями знакомят детей с ситуациями, которые встречаются в повседневной реальности, помогают развитию воображения и дают возможность ребенку представить себя взрослым человеком.

Сколько времени необходимо уделять игре

Любой родитель прекрасно знает своего ребенка, поэтому может сразу заметить, если игра ему надоела. В этом случае лучше игру закончить.

Роль в игре родителей

Родители могут предложить ребенку поиграть в какую-нибудь игру, связанную с реальными событиями. Если учесть то, что у ребенка ярко выражена склонность к подражанию, то, придумывая сюжетно-ролевую игру, родитель получает уникальную возможность повлиять на развитие будущих наклонностей своего ребенка и его воспитание.

Существуют три правила для организации сюжетно-ролевых игр, которые стоит знать:

  1. Нельзя принуждать ребенка к игре;
  2. Фантазию ребенка, категорически нельзя удерживать в каких бы то ни было границах;
  3. Постарайтесь придумать игре интересное развитие.

Важную роль играет умение начать ролевую игру, не менее важно ее остановить либо перевести на другой сюжет. Играть с ребенком нужно столько времени, сколько ему хочется, нельзя отказываться, даже если вы устали или вам просто надоела игра.

Старайтесь следить за играми ребенка, если он продолжительное время играет в одну и ту же игру, и в ней нет развития, вам стоит вмешаться и помочь ему в развитии сюжета. Таким образом, вы покажете малышу, как можно изменить ситуацию.

Не стоит бояться того, что малыш повторяет свою игру. Возможно, она ему очень нравится, но скорее всего он просто закрепляет уже полученные знания. В этом случае лучше не вмешиваться, пусть он сам развивает игру, дополняя ее новым сюжетом. Ребенок должен самостоятельно научиться фантазировать и логически мыслить. Родителям нужно только наблюдать за игрой со стороны и помочь в исправлении либо изменении ситуации. Главным героем сюжетно-ролевой игры должен быть ребенок, а взрослый стоять на втором плане, как помощник, не более.

Когда взрослому нужно вмешаться в игру

Если вы заметили, что игра стала жестокой, злой и все герои сплошь монстры и чудовища нужно вмешаться. Не стоит сразу же бросаться к малышу и останавливать игру. Сначала подумайте о том, как вы объясняли ему, что такое добро и зло, что такое о хорошо, а что такое и плохо. Маленькому ребенку трудно разобраться во всех этих понятиях, тем более, если у него есть примеры из современных мультиков. Понаблюдайте некоторое время, в какого «монстра» играет ваш ребенок, возможно, он не так уж и плох. В такой ситуации можно обратить внимание на то, какие мультфильмы любит ваш ребенок, и посмотрите их вместе с ним. В ходе просмотра вы сможете высказать несколько замечаний в связи с поведением героев мультфильма, и малыш их обязательно запомнит. Если поймете, что ребенок специально продолжает устраивать игры с жестокими сюжетами, поговорите с ним, возможно у него накопилась агрессия, которую необходимо выплеснуть. В этой ситуации душевный разговор может помочь, ребенок выговорится, и агрессия исчезнет.

Читать еще:  Фосфор во время беременности — как определить недостаток минерала в организме и правильно его восполнить?

Рождение сюжета

Сюжетные игры появляются, когда ребенку исполняется 2-3 года. Именно в это время он начинает активно оперировать предметами (не обязательно игрушками – это могут быть, например, кухонные или канцелярские принадлежности), создавая собственную игровую реальность. Зачастую дети придумывают целые эпосы, создавая из подручных средств героев, обстановку, детали пейзажа. Сам ребенок может быть как героем игры, так и сторонним наблюдателем: «рассказчиком», «диктором». Принципиальный момент – у такой игры появляется сценарий, ребенок может планировать ее, управлять ходом игры и развитием сюжета. Это важная ступень в развитии малыша.

Сюжетно-ролевая игра в ДОУ

Сюжетно-ролевая игра очень сильно влияет на развитие детей младшего дошкольного возраста. В современной педагогической науке существует несколько видов сюжетно-ролевых игр для дошкольников. Они представлены на рисунке 2. Все они успешно доказали свою эффективность в образовательном и воспитательном процессах.

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых отражаются знания, впечатления, представления ребёнка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Прежде всего, следует обратить внимание на режиссёрские игры. В процессе режиссёрской игры – дошкольник выступает в роли «режиссёр», действующие «актеры» – игрушки, которые изображают различных персонажей.

Не менее интересны сюжетно-ролевые игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Очень часто в условиях ДОУ используются игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Темы берутся из окружающей жизни.

С последние годы вырос интерес к патриотическому воспитанию детей, начиная с младшего дошкольного возраста. В этой связи большое распространение получили сюжетно-ролевые игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач не потеряли свою актуальность, несмотря на появление множества новых игровых направлений. Так очень хорошо воспринимаются детьми игры в «моряков» и «лётчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырёх «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и так далее.

Рисунок 2. Виды сюжетно-ролевых игр для дошкольников

В настоящее время следует выделить тот факт, что сюжетно-ролевые игры являют собой одну из самых актуальных методик в воспитании детей дошкольного возраста. В современной педагогике существует широкий спектр методов и приёмов управления игрой в группах дошкольников.

Руководство игрой бывает прямое и косвенное. К приёмам прямого руководства сюжетно-ролевой игрой относят следующее:

  • включение педагога в игру
  • обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере
  • вопросы и просьбы
  • побуждения к высказываниям
  • помощь воспитателя для объединения в игре
  • вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога).
Читать еще:  Позвоночник ребенка — растем без искривления и травм

К числу приемов косвенного руководства следует отнести:

  • процесс организации предметно-игровой среды;
  • создание игровую ситуацию;
  • обогащение социального опыта детей через все виды деятельности;
  • вспоминание более подходящих для игры событий, установив их последовательность;
  • игры по ознакомлению с различными профессиями;
  • чтение художественных произведений, драматизация сказок – наблюдение за играми других детей;
  • изготовление детьми атрибутов для игр;
  • оказание помощь взрослого [3].

Классификация детских ролевых игр

Методисты классифицировали детские ролевые игры по сюжетам; в результат получилось 3 группы, которым дали условные названия.

Производственные сюжеты развиваются в таких играх как «магазин», «больница, «кафе», «школа», «парикмахерская», «автосервис» и т. п.

Бытовые сюжеты разыгрываются в «семье», «уборке», «на даче», «приготовлении пищи» и т. п.

Общественно-политические сюжеты получают развитие в играх «в войну», «в индейцев», «в выборы», «в спасателей» и т. п.

Встаёт вопрос: какие игрушки помогут ребятам в полной мере насладиться игрой?

Конечно, и «в больницу» и в «автосервис» можно играть, используя всякие «похожие» предметы, но карандаш вместо градусника это, что ни говори, даже не вчерашний, а позавчерашний день.

Сегодня в распоряжении наших детей игры и игрушки, которые делают процесс обучения и воспитания весьма привлекательным для ребят. Речь, прежде всего идёт об оборудовании, которые рекомендуют приобретать в детские сады.

Во что интересно играть детям 5-6 лет

Ребёнку 5-6 лет уже интересна не сама игра, а взаимоотношения между персонажами. Именно поэтому дети не любят брать на себя роли, которые им неприятны или непонятны. В этом возрасте дети взаимодействуют с помощью речи, а игры становятся очень эмоциональными. В играх большое значение имеют диалоги – именно с помощью них и устанавливается взаимодействие между участниками игры.

Игры средних и старших дошкольников характеризуются целостностью сюжета и взаимосвязанностью событий. Ребята обдуманно подбирают сюжет игры, планируют его развитие. Они очень эмоционально и живо реагируют на события, разворачивающиеся в процессе игры. Здесь они проявляют свои творческие способности, воображают, придумывают.

Сюжетно-игровая деятельность ребёнка 5-6 лет характеризуется:

  • распределением ролей до начала игры
  • переходом к ролевым действиям, которые отображают социальные функции людей
  • цельным логическим сюжетом

Какие игры могут заинтересовать ребёнка 5-6 лет?

  • «В библиотеке»
  • «Космонавты»
  • «Оказание медицинской помощи»
  • «Семья»
  • «Цирк» («Фокусники», «Артисты»)
  • «В кафе»
  • «Кругосветное путешествие»
  • «На дорогах города»
  • «Олимпиада»
  • «В мастерской»
  • «На станции технического обслуживания автомобилей»
  • «Аптека»
  • «Почта»
  • «В самолёте»
  • «Школа»
  • «На выставке» и многие другие.

Смотрите видео о сюжетно-ролевых играх в детском саду

Помните, что сюжетно-ролевые игры в жизни дошкольников — очень важный вид деятельности. В такой игре у ребёнка развиваются умственные, творческие и коммуникативные способности. Поощряйте детей играть и придумывать новые сюжеты, помогайте им.

Как выбрать родительские курсы

  1. «Отфильтруйте» нормы, навязанные экспертами.
  2. Сформулируйте проблему, которую хотите решить.
  3. Подумайте о факторах, которые влияют на вашу самоэффективность.
  4. Выберите курс. Обратите внимание на практические занятия, форму получения и анализа нового опыта, обратной связи.

Что почитать о воспитании успешных детей в будущем

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector