1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двигательное развитие детей

Двигательное развитие детей

Двигательная активность является неотъемлемой частью психического, умственного и физического развития ребенка. Здоровый малыш всегда любознателен и подвижен, постоянно ищет новые возможности познавать окружающий мир. Поэтому родители задаются вопросом: правильно ли развивается их ребенок?Ответ на вопрос вы сможете найти в данной статье.

Развитие двигательной активности у ребенка до года: календарь

Педиатры считают, что двигательная активность у ребенка до года должна соответствовать данным, представленным нам так называемым «календарем активности»:

1 месяц

Ребенок не способен управлять собственными конечностями: движения заложены на уровне рефлексов.

2 месяц

На протяжении второго месяца малыш пытается подчинить свои непослушные мышцы. Откровенно говоря, получается у него плохо.

3 месяц

Развитие двигательной активности у ребенка до года в третий месяц его жизни проходит в 3 этапа: он учится потягивать ножки и ручки; малыш пробует удерживать головку; предпринимаются первые попытки перевернуться на бок.

4 месяц

На данном этапе малыш начинает интересоваться изучением игрушек.

5 месяц

Развитие двигательной активности у ребенка до года на пятом месяце характеризуется первыми попытками принять вертикальное положение: чадо пытается поудобнее усесться в кроватке.

6 месяц

Пора совершать первые поползновения!

7 месяц

Малыш успешно координирует свои движения и ориентируется в пространстве комнат.

8 месяц

Первые попытки встать на ножки. При этом ребенок использует опору (например, прутья кроватки).

9 месяц

На девятом месяце развитие двигательной активности у ребенка до года обуславливается попыткой сделать первые шаги.

10 месяц

Пора начинать развивать мелкую моторику!

11 месяц

Малыш теряет страх перед препятствиями (в роли них зачастую выступают перегородки манежа) .

12 месяцев

Любознательность ребенка не видит границ! Он умеет: приседать прыгать наклоняться ходить

Синдром гиперактивности у детей

В основе синдрома гиперактивности у детей лежит повышенная двигательная активность, неспособность ребенка сконцентрироваться, рассеянность. Обычно таких детей называют гиперактивными.

Симптомы

  • Невнимательность.
  • Повышенная двигательная активность.
  • Неспособность к длительной концентрации внимания.
  • Суетливость.
  • Трудности в учебе.

Причины появления

Причин может быть много. Однако в первую очередь родители должны выяснить, действительно ли ребенок является гиперактивным. Возможно, поведение ребенка соответствует его стадии развития и не является отклонением от нормы. Особенно много терпения требуется при общении с детками 2-5 лет. Обычно у деток такого возраста повышенная двигательная активность является нормой. В этом возрасте дети могут сконцентрировать внимание на одном виде деятельности лишь на несколько минут. Это объясняется недостаточным развитием отделов головного мозга, отвечающих за концентрацию внимания. Данная способность в полной мере развивается у деток школьного возраста. Нередко первые признаки синдрома гиперактивности школьника возникают после начала посещения школы — на уроках такому ребенку трудно сосредоточиться и выполнять задания. Нередко первым нарушения поведения у ребенка замечает учитель. Если Вы подозреваете, что ребенок страдает гиперактивностью, то рекомендуется обратиться к детскому психологу или врачу.

Причины повышенной активности и подвижности ребенка могут быть разными. Возможно, проблема носит ситуационный характер, и излишняя суетливость ребенка объясняется его попытками справиться со стрессом, вызванным, например, разводом родителей. В этом случае поведение ребенка нормализуется после устранения стрессовых факторов.

Причины истинной гиперактивности уходят корнями в раннее детство. Согласно теории психического развития, гиперактивность объясняется замедленными темпами роста и созревания ребенка. Иными словами, развитие ребенка не соответствует его календарному возрасту, что и проявляется в повышенной активности. Предполагается, что в головном мозге ребенка не хватает так называемых нейромедиаторов — физиологически активных веществ, с помощью которых нервные импульсы передаются от одного нервного волокна другому волокну. Дефицит этих веществ связан с пренатальным развитием головного мозга, которое зависит от физического и психического здоровья матери, наличия у нее вредных привычек, течения беременности. Все эти факторы обуславливают нарушение функции головного мозга у ребенка. Есть и другая гипотеза — повышенная активность является соматической реакцией ребенка на вредные вещества, например, свинец или пищевые добавки. Кроме того, исследуется действие на организм пищевых красителей и консервантов. Синдром гиперактивности передается по наследству. Это подтверждают генетические исследования.

Лечение

Как уже было сказано, причины гиперактивности многообразны. Столь же многообразны и методы ее лечения. Возможные методы лечения: медикаментозное и немедикаментозное. Предполагается, что наибольший эффект достигается путем сочетания этих двух методов. Очень важна роль педагогов — во время урока они должны уделять гиперактивным детям больше внимания. Это также касается и родителей. За информацией о том, как воспитывать чрезмерно подвижного ребенка можно обратиться к детскому врачу или психиатру.

При общении с ребенком-непоседой родители, прежде всего, должны сохранять спокойствие и быть очень терпеливыми. Непоседы — это дети с легко возбудимой нервной системой. Им рекомендуется играть в спокойные игры, рисовать, заниматься музыкой и избегать подвижных и шумных игр.

Постарайтесь понять своего ребенка, проявите терпение при общении с ним, т.е. принимайте его таким, какой он есть. Ни в коем случае не пытайтесь бороться с особенностями детского характера с помощью лекарственных средств, если только врач не выявит нарушение обмена веществ и не назначит медикаментозное лечение.

Организация двигательной активности с детьми раннего возраста ( из опыта работы)

В настоящее время в нашей стране отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движения, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.

Читать еще:  Что делать с прогулками, если ребенок заболел: советы и рекомендации педиатров

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Движение-это биологическая потребность растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Движения способствуют развитию всех систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, нервной. Под влиянием движений улучшается обмен веществ.

Таким образом, двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие.

Исследования Н. М. Щелованова и М. Ю. Кистяковской показывают: чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.

Сталкиваясь с целым рядом предметов во время движения, ребёнок познаёт их свойства (тяжёлый, лёгкий, мягкий, твёрдый, длинный, короткий и т. п.). Ориентируясь в пространстве, малыш овладевает такими понятиями, как «далеко», «близко», «высоко», «низко» и т. д. Пальчиковые движения оказывают положительное влияние на развитие речи.

В процессе правильно организованной двигательной деятельности идет формирование личности ребёнка. У малыша появляются такие важные качества, как активность, инициативность, самостоятельность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети приобретают навыки общения с взрослыми и сверстниками, учатся согласовывать свои действия с требованиями взрослых и с действиями других детей.

Без движения не может осуществляться ни один вид деятельности (предметная, игровая и т. д.).

Поэтому, работая с детьми раннего возраста, стараемся организовать жизнь воспитанников таким образом, чтобы они полностью удовлетворяли свою потребность в движении. Недостаток двигательной активности, так же как и её избыток, отрицательно сказывается на развитии детей

Сколько же должен двигаться ребёнок в течение дня, какова интенсивность его движений?

Исследования специалистов показывают, что объём, интенсивность движений зависят от ряда факторов: возраста, пола ребёнка, времени суток, года, индивидуальных особенностей детей, условий, в которых растёт малыш. Дети раннего возраста быстро устают, для них необходима постоянная смена движения, что необходимо учитывать при организации разных видов детской деятельности.

Специалистами отмечено, что мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки,

Летом потребность в движении у детей больше, чем зимой.

Меняется потребность в движении и в течение суток. Так, наибольшая двигательная активность проявляется в первую половину дня с 9 до 12 часов и во вторую — с 17 до 19 часов.

С целью обеспечения физического и психологического комфорта детей на основе здоровье-сберегающих технологий нами разработана модель двигательной активности с детьми раннего возраста с ОВЗ.

Одним из основных условий удовлетворения потребности в движении ребенка является

создание развивающей предметно-пространственной среды в группе,

которая смоделирована с учетом требований ФГОС ДО, интересов детей, индивидуальных потребностей и гендерно-дифференцированного подхода, что позволяет обеспечить разностороннее развитие каждого воспитанника, создать благополучный эмоциональный климат в группе. В группе создано здоровьесберегающее пространство —

центр двигательной активности,

где имеется разнообразное оборудование: дорожки для профилактики плоскостопия, мягкие модули, набивные мешочки для бросания, кольцеброс, дуги, кегли, воротца, скакалки, игрушки — качалки, разноцветные флажки, ленточки, султанчики, мячи разного размера для метания вдаль и в цель. Все пособия находятся в открытых емкостях, чтобы дети могли свободно ими пользоваться, пособия периодически меняются.

Формы двигательной активности

Утренняя гимнастика

является одним из важнейших мероприятий в ДОУ и в семье. Начинать проводить её надо с двух лет. В структуру утренней гимнастики входят: разминка, оздоровительный бег, комплекс общеразвивающих упражнений, расслабление Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышает тонус нервной системы.

Ещё одной формой развития двигательной активности является

гимнастика после сна.

Её цель — поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, упражнения на дыхание. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, животных

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Физическое развитие»

проводится три раза в неделю под музыкальное сопровождение в игровой форме, с введением увлекательных упражнений, что способствует повышению интереса детей, развитию эмоциональных чувств.

При проведении учитывается уровень подготовленности ребёнка, группа здоровья, соблюдается принцип постепенного увеличения нагрузки и постепенного снижения её; чередования разных видов движений, обеспечивая активный отдых детей; по мере овладения детьми двигательных умений, увеличивается физическая нагрузка за счёт усложнения двигательных заданий.

Много радости, увлекательных упражнений доставляет детям

музыкальная деятельность

Большое место в жизни маленького ребёнка занимают

подвижные игры.

Выполняя разнообразные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У детей развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх весь организм ребёнка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что способствует оздоровлению организма.

Снять утомление детей, повысить умственную работоспособность помогает

физкультминутка

. Проводим физкультминутки в форме подвижной игры под текст стихотворения.

Для поддержания детского интереса проводим

логоритмические упражнения.

Подобные упражнения помогают решить целый ряд задач: создание эмоционального комфорта, установление контакта с взрослым через игру, развитие устной речи детей (в сочетании слова с движением)

Читать еще:  Кризис отношений после рождения ребенка: как пережить и сохранить любовь?

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Разучивая комплексы гимнастики, дети учатся не только движениям, но и повторяют за воспитателем слова.

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Она возникает по инициативе ребёнка. Содержанием самостоятельной двигательной

деятельности являются движения. Преимущество её заключается в том, что ребёнок сам выбирает движения, двигается в своём темпе, делает паузы, чередует их.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке.

Двигательный опыт у малышей ещё не велик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность проходит под наблюдением воспитателя при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, играя с ними видно, как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие в играх с детьми активизирует малышей, создаёт у них радостное настроение. Необходимо помочь ребёнку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления.

Работа с детьми и родителями по данному направлению дала положительный результат: дети стали более активными, подвижными, реже болеют. Все дети много двигаются, увлечённо действуют с любыми предметами (мячами, флажками, кеглями, обручами и т. д,), с удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №211 «Аистенок»

Организация двигательной активности с детьми раннего возраста

Возможные последствия задержки

Задержка в развитии психомоторных функций может приводить к различным последствиям. В случае оказания своевременной помощи и лечения малыш полностью компенсирует отставание и достигает уровня развития, соответствующего возрасту.

При длительном отсутствии коррекционных занятий у детей может нарушиться процесс адаптации к окружающей среде, так как задержка в формировании моторики до 6 месяцев нарушает процесс знакомства с окружающим миром, поэтому страдает и психическое развитие. В некоторых случаях, при отсутствии лечения, такое отставание становится причиной установления инвалидности, поэтому родители и врачи должны внимательно следить за формированием необходимых навыков у малыша в течение первого года жизни.

Какие упражнения и нагрузки показаны при ожирении

К средствам лечебной физкультуры относятся упражнения на тренажерах, ходьба, бег, плавание, гребля, катание на велосипеде, лыжах и коньках, подвижные и спортивные игры.

Следует знать, что выбирая формы, объем и интенсивность физических нагрузок, необходим индивидуальный подход. Учитывать нужно как степень ожирения, так и функциональные возможности организма, важно учитывать возраст, пол и физическую подготовленность ребенка.

Целесообразно использование физической нагрузки средней и выше средней интенсивности, которые способствуют усиленному расходу углеводов и активизации энергетического обеспечения за счет расщепления жиров.

Следует начинать с небольших объемов физической активности (30 минут ежедневно), постепенно увеличивая ее продолжительность и интенсивность. Необходимо сокращать неактивное время, затрачиваемое на телевидение, видеофильмы, компьютерные игры и «брожение» по Интернету: с первого дня и на протяжении первого месяца экранное время сокращается на 30 минут, со второго месяца — на 45 минут, с третьего месяца — на 60 минут, увеличивая время физической активности ребенка.

Тренировочный план для малоактивных детей и подростков:

МесяцВремя, затрачиваемое
ежедневно
на физическую
активность
умеренной
интенсивности,
минуты
Время, затрачиваемое
ежедневно
на физическую
активность
высокой
интенсивности,
минуты
Общее количество
времени, ежедневно
затрачиваемое
на физическую
активность, минуты
Ежедневное
уменьшение
неактивного
времени,
минуты
1-йне менее 20 мин+10=3030
2-йне менее 30 мин+15=4545
3-йне менее 40 мин+20=6060
4-йне менее 50 мин+25=7575
5-йне менее 60 мин+30=9090

Один из наиболее важных факторов в профилактике и лечении ожирения – правильное дыхание. Для того чтобы жиры освободили заключенную в них энергию, они должны подвергнуться окислению. Для этого требуется повышенное количество кислорода. Во время занятий рекомендуется производить максимальный выдох, что дает возможность использовать весь объем легких и активно воздействовать на дыхательную мускулатуру. Включение в комплексы гимнастики специальных дыхательных упражнений, в том числе и диафрагмального дыхания, является обязательным.

Занятия лечебной гимнастикой должны проводиться не менее 3-храз в неделю.

Упражнения выполняются из исходных положений лежа на коврике, сидя на стуле или скамейке, стоя.

Первое время следует избегать силовых напряжений.

Весь курс лечения делится на три периода: вводный (5-6 занятий), основной (до 50 занятий) и заключительный (4-5 занятий).

Кроме этого в режиме дня широко используются приемы повышения двигательной активности, спортивные виды упражнений, прогулки, ближний и дальний туризм. Физические упражнения, подвижные игры сочетаются с водными закаливающими процедурами, активизирующими энерготраты.

Оценка физического развития ребенка

Для выявления показателей здоровья и физического развитие детей проводят анализ показателей и расчеты, на выявление различных индексов.

Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода представленных на рисунке.

Методы оценки физического развития детей

Рассмотрим каждый метод оценки здоровья и физического развития детей по отдельности.

Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для ребенка любого возраста. Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития. Метод дает лишь приблизительную картину о физическом развитии детей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям на дому.

Читать еще:  Плохой сон во время беременности: причины нарушения, виды бессонницы и способы борьбы с ней

Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными по возрасту и полу ребенка. Регионарные таблицы стандартов могут быть двух типов:

  1. Сигмальный тип.
  2. Центильный тип.

При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится со средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой группы, что и у ребенка, которую мы наблюдаем. Полученную разницу выражают в сигма (δ – среднее квадратическое отклонение), определяя степень отклонения индивидуальных данных от их средней величины.

Результаты оцениваются следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития. Они представлены на рисунке ниже [3].

Группы физического развития в соответствии с размерами сигмальных отклонений[3].

Рассмотрим пример: Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную

142 – 137 / 5,2 = 0,96,

т. е. рост школьника находится в пределах М + 1σ и оценивается как средний, нормальный рост.

Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ широко применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.

При использовании таблиц, составленных по методу центильних стандартов, необходимо определить центильний интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку. Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мире [7].

В настоящее время, зная пол, возраст ребенка и определив антропометрические характеристики, можно выяснить степень отклонения его физического развития.

Центиль – определенная доля или процент соответствующего признака у детей в зависимости от возраста и пола. Это – количественный показатель физиологических границ данного признака [1].

За средние, или условно нормальные, величины принимаются значения в интервале 25-75 центилей (50% всех детей). Интервал от 10 до 25 центилей характеризует область величин ниже среднего, от 3 до 10 центилей – низких, ниже 3 центилей – очень низких и наоборот, интервал от 75 до 90 центилей – область величин выше среднего, от 90 до 97 центилей – высоких, выше 97 центилей – очень высоких. Выше 75 и ниже 25 центилей лежат пограничные зоны количественных характеристик длины и массы тела, требующие осторожности при оценке риска серьезных отклонений.

Показатели, лежащие за пределами 97-го и 3-го центилей, отражают явную патологию или заболевание.

Каждый результат, полученный при измерении длины или массы тела, может быть помещен в соответствующую область, или «коридор», центильной шкалы, что позволяет оценить физическое развитие ребенка: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое и очень низкое. Если разность «коридоров» между любыми 2 из 3 показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии. Если эта разность составляет 2 «коридора», развитие следует считать негармоничным, а при 3 и более – дисгармоничным, т.е. свидетельством явного неблагополучия.

При наблюдении и измерении ребёнка педиатр даёт заключение по физическому развитию и рекомендации в случае отклонения от нормы.

Но для адекватной оценки и своевременного корректирования именно вашего ребёнка врач должен быть ознакомлен:

  1. с предыдущим развитием ребёнка,
  2. с перенесёнными заболеваниями,
  3. с наличиями особенностей ребёнка.

Родители должны четко отслеживать физическое развитие ребенка совместно с педиатром. Это необходимо для того, чтобы вовремя предотвратить развитие заболеваний, таких как эндокринные, болезни обмена веществ, болезни сердечно-сосудистой системы и т.д.

Оценка физического развития ребенка происходит в строго регламентированные периоды указанные ниже.

Итак, контроль за физическим развитием ребенка и его оценка крайне важны в современных крайне сложных экологических условиях. Так же нужно подчеркнуть тот факт, что физическое развитие и здоровье ребенка – взаимосвязанные показатели. У здоровых детей адекватные показатели физического развития. Если же у ребенка имеются какие либо заболевания, то они ухудшают показатели физического развития.

Постоянное наблюдение за физическим развитием детей необходимо, оно позволяет выявить на ранних стадиях многие заболевания, ещё до начала жалоб на здоровье ребёнком или его родителями.

  1. Голубев В.В.Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста – М.: Издательский центр «Академия», 2011
  2. Ежова Н.В. Педиатрия – Мн.: Высшая школа, 1999
  3. Жидкова О.И.Медицинская статистика: конспект лекций – М.: Эксмо, 2011
  4. Запруднов А. М., Григорьев К. И. Педиатрия с детскими. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011
  5. Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / Под ред. А. А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  6. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста – Арзамас: АГПИ, 2006.
  7. Тяжелая О.В. Педиатрия. – Новая книга, 2010.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector