0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнения для развития памяти у дошкольников

Упражнения для развития памяти у дошкольников

Память слабеет, если ее не упражняешь.
— Марк Туллий Цицерон

Память играет важную роль в жизни каждого человека. Ежедневно нам необходимо запоминать, сохранять, а позже узнавать то, что запомнили и воспроизводить то, что было в прошлом нашем опыте. Индивидуальные особенности памяти одним помогают лучше запоминать цифры и сложные формулы, другим — стихи и поэмы, третьим – все дается с трудом, а кто-то обладает феноменальной памятью.

Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти. Память – это своеобразный мостик, который связывает прошлое с настоящим и будущим. Помимо этого память является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития.

Особенности

Для детей дошкольного возраста характерно механическое запоминание информации, без осмысливания. Задача взрослых – научить ребенка делать это сознательно, логически осмысливая новые знания. Непроизвольное запоминание и воспроизведение информации должно постепенно перейти к осознанному.

В первый год жизни малыша развивается моторная память, которая выражена в условных рефлексах.

Кроха способен запоминать движения и действия. Особенно хорошо это получается, если они сопровождены эмоциями (или если он понимает результат этих действий). Малыш учится сидеть, стоять, ползать, брать какие-либо предметы руками и многое другое.

Образная память развивается до двух лет. Карапуз узнает родственников и знакомых, запахи, вкусы, голоса. В этом возрасте идет активное развитие нервной системы малыша, увеличиваются объемы информации. В возрасте до 3 лет активно развивается логическое мышление, расширяется словарный запас. Уже можно говорить о появлении словесно-логической памяти.

Приблизительно до 4 лет идет развитие механической памяти. Она характеризуется запоминанием того, с чем ребенок осуществляет какие-либо действия. Если родители хотят, чтобы ребенок в этом возрасте лучше запомнил какую-то информацию, нужно его увлечь, заинтересовать. Результат в этом случае будет намного лучше.

С 5 лет уже можно говорить о развитии произвольной памяти. Именно в этот возрастной период ребенок уже может использовать специальные приемы для лучшего запоминания информации.

Тренируем слуховую память

Чем больше мы тренируем память, тем больше можем запомнить. Итак, приступаем к упражнениям по развитию слуховой памяти у младших школьников. Занятия могут проводиться как группой, так и индивидуально.

  • Добавь свое

Это упражнение хорошо отрабатывать группой. Здесь принцип такой. Взрослый предлагает нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начинает так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу». Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши». Второй участник занятий снова повторяет все сначала (фраза уже длиннее) и добавляет свое.

  • Запомни ритм

Карандашом или палочкой вы постукиваете по столу в определенном ритме и предлагаете ребенку его повторить. Начинать нужно с простых звуков, по мере того, как школьник справляется, ритм можно усложнять.

  • Поем песенки

Для развития слуховой памяти эффективно помогает такой простой прием, как пение песенок голосами знакомых персонажей мультфильмов, например. Для того чтобы изобразить чужой голос, ребенку придется вспомнить его тембр, громкость, интонацию и ритм.

  • Ищем пару

Тренировка состоит из двух этапов. На первом этапе вы читаете пары слов. Например: цветок – ваза, школа – ученик, заяц – лес, река – берег. На втором этапе вы называете одно слово из зачитанной пары и предлагаете малышу назвать второе. Если ваш ученик справляется, значит у него все в порядке и с памятью, и с логикой.

  • Играем в ассоциации

Это более сложное упражнение, хотя вашему ребенку точно понравится. Подготовьте несколько карточек, на которых изобразите предметы, животных. Например, лиса, свитер, солнце, автобус. Разложите карточки перед ребенком. Поставьте задачу: вы называете слова, а ребенок подбирает к ним картинку. Слова могут быть такими: лес, одежда, погода, гараж.

Основные виды памяти

В психологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его в активном состоянии, для воспроизведения в будущем. В процессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Читать еще:  Лечение детского энуреза народными средствами: самые эффективные и безопасные рецепты

Развитие памяти влияет на становления личности ребенка.

Информация поступает к дошкольнику через органы чувств:

  • зрительные — запоминание видимых образов;
  • слуховые — все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
  • вкусовые — воспоминания о вкусовых качествах съеденных продуктов;
  • обонятельные — запоминание различных ароматов;
  • тактильные — ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.

Важно! Каждый из вышеперечисленных видов необходимо развивать отдельно, путем задействования соответствующих органов чувств.

По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

  1. Кратковременная. Информация задерживается в мозге на короткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
  2. Долговременная. Полученный опыт сохраняются на протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.

Память дошкольника может быть, как непроизвольной (информация сохраняется сама по себе), так и произвольной (чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилия).

Какая память преобладает у дошкольном возрасте

Каждый этап развития памяти в дошкольном возрасте, имеет свои особенности:

  • У детей от 0 до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
  • От года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги.
  • В 2-4 года припадает на быстрое развитие механической памяти у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить.
  • У дошкольников 4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется им интересной.

Со временем у малышей укрепляются механизмы запоминания, и улучшается качество мышления. Дети становятся более способными к обучению.

Специфика особенностей запоминания в дошкольном возрасте

Механическая память

У дошкольников хорошо развита механическая память. Они без особого усилия запоминают, а затем воспроизводят то, что увидели или услышали. Главное чтобы информация вызывала интерес. Иногда ее называют «зубрежкой», смысловая часть материала отходит на второй план. Словесный запас быстро усовершенствуется и увеличивается.

Зачем необходимо развивать память дошкольников

Крохе совсем не обязательно все знать и помнить. Но, все же благодаря хорошей памяти, ему будет легче учиться, и жить. Развитие памяти у детей дошкольного возраста улучшает работу таких процессов как: внимание, мышление, воображение. Чем старше ребенок становиться, тем процессы запоминания работают лучше. Все это и за того, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации.

Важно! Тренировать память нужно самого раннего возраста, это даст возможность в будущем применять полученные навыки и умения.

Особенности развития памяти у дошкольников

Период дошкольного детства сопровождается окончательным формированием большинства психических функций, среди которых находится и память. Изучением особенностей, процессов и развития памяти нашли свое отражение в трудах Г. Эббингауза, Э.Крепелина, Г. Мюллера. Проблемой особенностей развития памяти у детей занимался известный психолог Л.С. Выготский.

В дошкольном возрасте непроизвольные психические процессы преобладают над произвольными. Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации. В первую очередь они запоминают то, что им интересно и вызывает сильный эмоциональный отклик. Так е у детей дошкольного возраста мышление и память находятся в тесной и неразрывной связи. Поэтому, развивая память у детей, необходимо задействовать процессы мышления.

В процессе взросления механическая память постепенно замещается логической, непосредственное запоминание замещается опосредованным, непроизвольное превращается в произвольное. Все это происходит постепенно, по мере освоения детьми различными техниками и приемами запоминания во время игр и получения новой информации.

Модель функционирования процесса запоминания у детей

Система запоминания информации у детей дошкольного возраста несколько отличается от модели взрослого человека и имеет свою особенность. П.П. Блонский сделал выводы об этапах запоминания информации:

  • Сохранение выполненных ребенком движений.
Читать еще:  Халязион у ребенка: как определить и что делать в домашних условиях?

Первый вид запоминания является произвольной памятью и наиболее развит в период младенчества, до полутора лет. В это время ребенок исследует мир посредством прикосновений и движения – он хватает окружающие его предметы, пробует их на вкус, разбирает. Затем он учится сидеть, ползать, ходить. Позже – завязывать шнурки, одеваться, умываться, чистить зубы и т.п. При отсутствии патологий, эти навыки сохраняются в сознании на всю жизнь. Развитию более высокого уровня двигательного запоминания способствуют занятия спортом, так как малышу будет необходимо запоминать и воспроизводить сложные движения.

  • Сохранение чувств и эмоций.

Способствует сохранению переживаний и эмоций, которые вызывают люди или какие либо события. Этот вид запоминания информации у детей появляется после двух лет и способствует самосохранению личности, например, ребенок, оставшись один, может не помнить условия, в которых это произошло, но сохранить чувство одиночества и страха.

  • Сохранение образов предметов и объектов окружающего мира.

Его цель — сохранение информации, поступающей от органов чувств: зрения, осязания, слуха и т.п. Ребенок может запоминать, какие ощущение вызывает поглаживание собаки, какой вкус у клубники.

  • Самым высоким уровнем считается сохранение смысла понятий и слов.

Венчает этапы формирования системы запоминания младшего школьного возраста. Этот вид начинает формироваться, когда малыш учится говорить, т.е. в период с двух-четырех лет. Именно взрослые способствуют быстрому и эффективному процессу сохранения слов и понятий у детей, когда разговаривают с ними, задают вопросы и объясняют наименования и значения предметов.

Зачем нужно проводить диагностику?

Параллельно с исследованиями различных психических процессов у детей, ученые-психологи разрабатывают методы диагностирования. Диагностика памяти дошкольников необходима как для научной деятельности, где с помощью диагностической методики выявляют эффективность и адекватность проведенных исследований, так и для последующего внедрения методик в школы и детские сады. В этих учреждениях специалисты, основываясь на результатах диагностики, корректируют план развития дошкольников или модель обучения детей старшего возраста.

Диагностировать процесс запоминания в раннем возрасте – значит предупредить возможные нарушения его работы у дошкольников и своевременно принять меры.

Сохранение в сознании информации необходимо человеку во всех сферах деятельности и существование в условиях его ограниченной работы доставляет массу неудобств и затрудняет выживание человеческой особи любого возраста. Его возможно развивать в течение всей жизни, однако у младших дошкольников развитие и коррекция проще и эффективнее, чем у детей в старших классах.

Тренировка детской памяти в домашних условиях

Работа мозга начинается с первых дней жизни, поэтому действия по становлению навыков сохранения воспоминаний нужно начинать как можно раньше. Для каждого возраста существуют свои методики и упражнения, но все они созданы с учётом основных принципов:

1. Использование пластичности мозга

Дети овладевают родным языком максимум к трём годам, а взрослые тратят намного больше времени и труда, чтобы осилить иностранную речь. Если отец и сын одновременно начнут осваивать новейший гаджет или учиться кататься на модернизированном велосипеде, то отпрыск приобретёт навыки и разберётся с функциями в несколько раз быстрее. В отличие от старшего поколения ребёнок не может длительное время автоматически выполнять однообразную работу, ему нужна смена видов деятельности. Это качество нужно использовать при планировании занятий с дошкольником:

  • прослушивание сказок сочетать с просмотром и обсуждением иллюстраций;
  • рисование, лепку, аппликацию, бисероплетение, складывание пазлов чередовать с подвижными играми.
  • конструирование самолётов, автотранспорта и ракет сопровождать рассказами о назначении создаваемой техники.

Пластичность мозга — это способность образовывать новые связи и применять на практике полученную информацию. Благодаря этому свойству от каждого из действий остаются воспоминания и навыки.

2. Физкультура, питание, сон

Давно известно, что спорт, зарядка и физкультура не только укрепляют тело, но и помогают умственному развитию. Во время занятий активизируются все виды памяти:

  • зрительная проявляется при просмотре действий тренера или родителей;
  • словесная и слуховая отвечают за получение информации и воспроизведение звуков (музыки, свистков, сигналов);
  • физическая активность стимулирует двигательное и тактильное запоминание.
Читать еще:  Ангина у ребёнка: причины и симптомы заболевания, методики лечения, профилактика

Сбалансированное питание играет не последнюю роль в укреплении памяти, существует список полезных для этого продуктов:

  • креветки, кальмары, мидии и жирная рыба (скумбрия, лосось, палтус, форель);
  • лимон, красный виноград, брокколи, шпинат, авокадо;
  • цельная крупа гречихи и овса, ростки и отруби пшеницы, орехи, кунжут, семена подсолнечника и тыквы;
  • мёд, сухофрукты, горький шоколад;
  • молоко, сметана, натуральные йогурты, творог.

Европейские учёные считают, что во время ночного сна осуществляется преобразование полученного за день материала в прочные знания. У детей это происходит намного эффективней, чем у взрослых. Длительный и глубокий сон дошкольников помогает систематизировать информацию и правильно разместить её в хранилищах мозга. По данным американских психологов, проводивших эксперимент в университете Массачусетса, после дневного сна результаты тестов по воспроизведению пройденного материала улучшились на 10%.

3. Благоприятная обстановка

Всё, что окружает ребенка, влияет на его эмоциональное состояние. Если происходит что-то, от чего он испытывает дискомфорт (ссоры в семье, завышенные требования родителей или педагогов, отсутствие внимания, переутомление от нагрузок), на осмысление проблемы направляются все чувства, не оставляя места для запоминания информации, которая важна для развития. Гнев и окрики не помогут дошкольнику выучить простенький стишок. Старайтесь не показывать, что вы расстроены, расспросите, что именно вызывает трудности, и предложите помощь. Если знаете, что ребёнок устал после тренировки или активной прогулки, не стоит сразу заставлять его складывать буквы в слова или решать логические задачи, займитесь этим после кратковременного отдыха.

4. Упражнения, приёмы запоминания, применение проверенных методик

Если ребёнку сложно повторить текстовую информацию, проговаривайте вместе каждое слово, внимательно рассмотрите иллюстрации или нарисуйте картинки к тексту. Систематически закрепляйте навыки, полученные ранее: гигиенические процедуры, умение одеваться и застёгивать обувь, складывать игрушки и вещи, правильно вести себя во время приёма пищи.

Упражнения для развития памяти необходимо подбирать с учётом возрастных особенностей:

  • В 2-3 года нужно обсуждать всё, что увидели и чем занимались в течение дня, уточнять имена героев прочитанных стихов и сказок. На этом этапе игровые моменты основываются на зрительном и тактильном запоминании:
  • «Мешочек» — в ходе игры малыш должен определить на ощупь, какая из трёх-пяти знакомых игрушек ему попалась. Лучше использовать предметы геометрической формы.
  • «Правильный вариант» — викторина, во время которой взрослые незаметно меняют местами, убирают или добавляют кубики, мячи, пирамидки.

Память детей 4-5 лет основывается на эмоциях и образах. Они уже способны замечать произошедшие изменения, рассказывать о своём отношении к какому-либо событию, выразительно читать стихи. Для этого периода предназначены свои упражнения:

  • «Магазин» — игра, направленная на запоминание списка покупок из 5-6 товаров.
  • «Подарки» — задача состоит в том, чтобы правильно распределить игрушки, заказанные именинниками.
  • «Детективы» — поиск предметов одинаковых размеров, цветов или форм, простых отличий в изображениях.

В возрасте 6-7 лет дети должны находить причинно-следственные связи и выполнять логические задания:

  • Находить съедобные или одушевлённые предметы, выделять понятия относительно групп: мебель, еда, растения, транспорт и т. д.
  • Подбирать фрагменты, вырезанные из картинок.
  • Определять оттенки цветов на витражных изображениях.
  • Соединять логические цепочки: пища — животное, инструмент — профессия, время года — природные явления.
  • Решать примеры посредством кубиков, овощей, фруктов, счётных палочек.

Среди окружающих мы нередко встречаем взрослых и здоровых людей, страдающих патологической забывчивостью. Это доставляет неприятности не только их близким и коллегам по работе, но и самому обладателю проблем с памятью. Человеку, освоившему инструменты запоминания в раннем возрасте, будет гораздо легче адаптироваться в социуме, добиться успеха в карьере и личной жизни.

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector