0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок не хочет ходить в садик? Приучаем к садику без слез

Ребенок не хочет ходить в садик? Приучаем к садику без слез

Не секрет, что многие родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание ребенка ходить в детский садик. От постоянных истерик малыша по утрам страдает вся семья, и в первую очередь сам кроха. Кто-то данную проблему решает просто – насильно отводит малыша в садик, не смотря на его капризы. Ну а кто-то пытается понять, в чем кроется причина истерик малыша, и что его так пугает в саду. Точно можно сказать одно, пускать на самотек проблему нельзя. Необходимо непременно выяснить, в чем дело, и сделать соответствующие выводы.

Ребёнок не хочет идти в садик, советы психолога помогут решить проблему

Прежде чем приступать к принятию каких-либо мер, требуется выяснить причины, по которым ребёнок отказывается посещать детский сад.

Причины

Родители сильно ошибаются, считая, что их чадо не желает посещать садик из-за капризов. На самом деле, причин «нежелания» может быть множество. Важно в них вовремя разобраться и избавить ребенка, и себя, от проблем и страданий.

Самыми распространёнными причинами нежелания посещать сад, являются:

  • Отсутствие родителей;
  • Воспитатели;
  • Ссоры.

Рассмотрим каждый пункт более подробно.

Отсутствие родителей

Главная причина слез у многих детей — отсутствие родителей. Ребёнок привык, что вы всегда находитесь рядом и не готов расставаться с вами.

Он скучает по маме, по её ласке, голосу. Дома он — король, единственный, главный, а в садике, он один из многих, таких же, как он, детишек.

Ему приходится резко менять обстановку, находиться среди чужих ему людей. Кроме этого, приходиться слушаться воспитателя, выполнять его требования. Испытывая состояние стресса, сделать это очень сложно.

Воспитатели

Не секрет, что от воспитателя, в детском саду, зависит многое. В том числе, желание детей ежедневно его посещать. Воспитатель должен быть вежливым, терпеливым, добрым. Кроме этого, он должен сильно любить детей, уметь находить с ними общий язык.

Многие работники муниципальных учреждений недовольны оплатой и условиями труда. Своё недовольство воспитатели могут проявить по отношению к детям.

Из-за их грубости, криков, придирок, раздражительности — дети боятся идти в садик, так как чувствуют свою беспомощность и беззащитность.

Ссоры

Несмотря на совсем ранний возраст, дети в садике постоянно общаются, играют, ссорятся. Возможно, ваш ребёнок не смог найти с кем-то общий язык.

Из-за конфликтов с другими детьми, ему, возможно, не хочется ходить в садик. Все дети разные — одни скромные, другие наоборот, задиристые, избалованные.

Как правило, скромным деткам приходится тяжелее, они не могут ответить обидчику , начинают замыкаться в себе, глубоко переживая случившееся.

Советы психолога

Сложившеюся проблему важно решить как можно быстрее, чтобы не пострадала психика ребёнка. На помощь приходят советы опытного психолога, без которых не обойтись.

Формируем привычку

Если вы решили водить ребёнка в детский сад — начинать нужно аккуратно. Поначалу не оставляйте его более, чем на 2 часа. Важно, чтобы ребёнок начал привыкать к новой обстановке, к новому коллективу, к новым правилам.

Постепенно увеличивайте время пребывания вашей крохи в детском саду. Примерно, через месяц можно будет спокойно оставлять ребёнка на весь день.

Постоянно общаемся

Если ребенок не желает идти в сад — займитесь выявлением причины. Для начала поговорите с ним, может быть он сам расскажет о проблемах.

Если объяснений нет, поспрашивайте воспитателя, родителей других детей. Возможно у ребёнка проблемы в общении со сверстниками.

Правильно относимся

Поведение крохи полностью зависит от отношений в семье. Важно, чтобы они были доверительными. Ребёнок не должен видеть ссор родителей.

Он должен быть уверен, что дома его всегда поймут и поддержат. Дети, воспитанные в любви и уважении, всегда добры к окружающим. Они излучают радость и позитив.

Распространенные ошибки

Многие родители, в попытках приучить ребёнка к садику, допускают ряд ошибок, которые следует избегать.

Разберем самые распространенные:

  • Игнорирование. Дети, из-за своего возраста, не всегда могут правильно донести до родителей свою проблему. Родители, зачастую, делают вид, что проблемы нет. Внимательно слушайте, то, что пытается объяснить вам кроха. Вникните в ситуацию и обязательно разберитесь с ней.
  • Скандалы. Не ругайте ребенка, за его капризы, при воспитателях, детях и других родителях. Вы поставите свое чадо в неловкое положение, да и отношение окружающих к нему поменяется. Отношения нужно выяснять дома, в спокойной обстановке.
  • Обвинения. Нельзя обвинять ребёнка в том, что он не хочет посещать детский садик. Просто он еще слишком маленький, не может осознать многих вещей. Контролировать эмоции ему пока тяжело. Поддержите кроху, постарайтесь с ним договориться и решить все проблемы. Скажите, как вам важно, чтобы он себя хорошо вел. Напомните ему, что он у вас самый лучший и любимый.

Ребёнок не хочет идти в садик, советы психолога, итог

При правильном подходе любые проблемы можно решить. Постарайтесь найти причину капризов и, по возможности, устранить её. Будьте внимательны к своему ребёнку, прислушивайтесь к совету психолога и вы не столкнетесь со сложностями.

Как проявляется возникновение проблемы

Протест малыша против посещения сада может не всегда быть явным. К тому же, в силу характера дети могут по-разному его проявлять. Также первоначально могут быть замечены первые тревожные сигналы, которые будут постепенно нарастать, пока ребенок вам категорически не заявит, что никуда сегодня не пойдет. Так, давайте разберемся, как может выражаться такое нежелание.

Если рассматривать протест в скрытой форме, когда родители еще ни о чем не догадываются, то он может быть представлен следующими особенностями в поведении:

  • в сад ребенок собирается очень медленно, нехотя, ищет каждый повод, чтоб оттянуть время выхода из дома; возможно, ваш малыш просто медлителен и все делает не спеша, тогда задумайтесь над тем, как он собирается на прогулку;
  • обратите внимание, в каком настроении карапуз по утрам и в каком – по вечерам, когда вы за ним приходите – если он систематически в первой половине дня имеет плохое настроение, а во второй – отличное, проблема кроется в нежелании ходить в сад;
  • если ребенка просят нарисовать свой садик или детей в нем, игрушки, то в его работе будут преимущественно темные и даже черный цвета, это говорит о психологическом дискомфорте, а иногда и о чувстве прямой угрозы;
  • у ребенка ухудшается аппетит, нарушается сон, может появляться энурез;
  • малыш не хочет идти из-за плохой погоды, начинает жаловаться на плохое самочувствие или выражает свое желание пойти к бабушке вместо садика.

Что же касается открытых, явных проявлений нежелания, то могут присутствовать три стадии развития такого состояния:

  1. Прямое высказывание против посещения дошкольного учреждения в словесной форме:
  • малыш, возвращаясь домой, говорит, что больше туда не вернется или, ложась спать, скажет, что завтра не пойдет в сад;
  • утром начинаются уговоры и мольбы остаться дома, и так продолжается аж до двери группы.
  1. Непрекращающийся плач, усиливающийся при приближении времени выхода из дома и возле садика.
  2. Истерическое поведение:
  • карапуз громко и упорно кричит, что не пойдет в садик, не хочет слушать никакие уговоры мамы;
  • малыш выглядит обиженным, может наблюдаться плач «без слез» или наоборот «реки слез»;
  • ребенок начинает психовать, бьется головой о стенку или кидается всем, что попадается под руку, могут лететь даже стулья, кричит. Маме практически невозможно собрать его в сад.

Если в этих признаках вы узнаете своего карапуза, пришло время по-настоящему задуматься над тем, что могло вызвать такие изменения в поведении, и что провоцирует нежелание ходить в садик, особенно, если ранее ребенок не испытывал таких проблем.

У нас не возникали такие сложности. Несмотря на то, что сын не с первого раза начал полноценно посещать детский сад (проблемы со здоровьем), он всегда с радостью туда отправлялся, играл до последней минуты. Всегда счастливый встречал меня, и мы вместе отправлялись домой. По дороге я узнавала все замечательные события и непревзойденные эмоции, которые посетили моего сыночка за день.

Комментарии пользователей

Приветик, девочки! Жаловаться не буду, описывать наши походы в сад тоже. Хочу поделиться информацией с теми, у кого детки собираются или уже ходят в садик.

Постоянный стресс

Первые месяцы в детском саду – это настоящий стресс для ребёнка. Для него изменилось всё: режим дня, питание, сама атмосфера. Вместо любимой мамы рядом чужие «тёти» и сверстники, отношения с которыми ещё нужно суметь наладить. Вполне естественно, что малыш сильно переживает, и это сказывается на его поведении: он плохо кушает, отказывается спать, плачет или закатывает истерики. Нередко идёт регресс в развитии: малыш перестает говорить или начинает снова писать в штанишки. Не сердитесь на малыша, лучше просто помогите ему!

Железный режим

Домашнему ребёнку сложно переключиться на детсадовский режим, в котором всё расписано по минутам. Для того чтобы адаптация к саду была успешной на «садиковский» режим лучше переходить заранее (хотя бы за месяц). Узнайте у воспитателей, как организован день в вашем саду, и не спеша подводите ребенка к этому режиму. Достаточно постепенно менять распорядок дня, сдвигая привычные дела на 10-15 минут. Если вы этого не сделали, то постарайтесь хотя бы сейчас приблизить распорядок дня ребёнка в выходные дни к режиму в садике. Не разрешайте малышу «отсыпаться» вволю (хотя поспать чуть подольше можно!).

Этот же совет касается и питания. Заранее узнайте «садиковское» меню и попытайтесь постепенно приблизить к нему домашний рацион. Кушать дома также желательно в те часы, в которые малыши это делают в саду.

Ребёнок не спит в садике

Читать еще:  Йога для детей: комплекс упражнений для ребенка с картинками, советы родителям

Одна из самых распространённых жалоб мам новоиспеченных детсадовцев – «Ребёнок не спит в садике!». В этом случае вам опять придётся поработать дома. Старайтесь не засыпать вместе с ребёнком в одной кровати. Почитайте малышу сказку, побудьте с ним рядом, но старайтесь, чтобы кроха засыпал самостоятельно. Постарайтесь перед сном исключить лишние поглаживания – вряд ли воспитатель будет гладить каждого ребёнка по спинке! В любое другое время, кроме укладывания спать, тактильный контакт между мамой и ребёнком должен быть непременно!

Психологи и опытные мамы советуют укладывать ребенка спать дома с небольшой мягкой игрушкой, которую можно брать с собой в садик. Малышу бывает страшно засыпать в незнакомой обстановке, а любимая игрушка в какой-то степени «заменит» ему маму и сможет успокоить кроху. Попробуйте сочинить сказку, в которой мишка (зайка, котёнок) пошёл в детский сад, вначале ему было не очень уютно, но потом он подружился с детками и воспитателями. Завершаться такая сказка должна непременно возвращением мамы!

Если ребёнок привык засыпать только с пустышкой или «на груди», желательно отучить его от этой привычки перед тем, как он переступит порог детского сада. Но если вы не сделали этого заранее, то не торопитесь! Отлучение от груди – сильнейший стресс для ребёнка, а малыш и сейчас так находится в подавленном состоянии. Подождите, когда ребенок адаптируется к саду, и после этого планируйте отлучение.

Первые конфликты

Ребёнок может отказываться идти в сад и из-за того, что не смог найти общий язык с воспитателем или сверстниками. В 2,5-3 года дети начинают активно общаться с ровесниками, и детский сад становится своего рода кульминацией этого общения. В саду появляются первые друзья и первые враги. Тут вам придётся быть более внимательной: обратите внимание на то, с кем ребенок общается, с кем изменились отношения. Вполне возможно, что малыш не хочет идти в сад, потому что поссорился с другом и подругой. А ещё такой причиной может быть… первая любовь. Постарайтесь мягко поговорить со своим ребёнком и разузнать обо всём от него самого. И никогда не позволяйте себе ни капли иронии над большими чувствами маленького человека!

Также вполне возможно, что ваш ребёнок и его воспитатель не смогли найти общий язык. В идеале с воспитателем нужно познакомиться заранее, понаблюдать за тем, как она разговаривает с детьми, как ведёт себя. Важно понять, готовы ли вы доверить этому человеку своего ребёнка, ведь именно воспитатель будет проводить большую часть дня рядом с вашим чадом. Если вы относитесь к воспитателю с уважением и доверием, то это отношение непременно передастся и вашему ребёнку. Он легко сможет пойти на контакт с тем взрослым, которому доверяет его мама. А это значит, что малыш сможет обращаться к воспитателю со своими нуждами и проблемами, делиться впечатлениями и радостями.

Не забудьте пообщаться с другими родителями деток, посещающих вашу группу. К сожалению, иногда бывает, что воспитатель действительно плохо выполняет свои функции, и тогда недовольство будет выражать большинство группы. В этом случае придётся обращаться к заведующей детским садом и решать вопрос о замене воспитателя.

«Я сам»?

Ребёнку, который имеет хотя бы элементарные навыки самообслуживания, адаптироваться в саду будет легче. Постарайтесь научить малыша пользоваться кружкой и ложкой, застегивать и расстёгивать липучки, пуговицы и молнии (можно купить или смастерить развивающие игрушки с разнообразными видами застёжек). Старайтесь подбирать для сада такую одежду и обувь, с которой ребёнку будет проще справиться. Например, липучки будут предпочтительнее шнурков, а клёпки – пуговиц.

От подгузников лучше отучить ребенка до детского сада. Специалисты считают, что оптимальный возраст для приучения к горшку – 18 месяцев. Обычно детки редко идут в садик раньше 2 (а то и 3) лет, у вас есть масса времени, чтобы обучить чадо туалетным навыкам. Однако если это еще не произошло, то можно попробовать предложить воспитателям, чтобы ребенку надевали подгузник хотя бы на прогулку. Учитывая, что прогулки длятся, как правило, 2,5-3 часа, а маленький ребенок не в состоянии выдержать это время, чтобы не ходить в туалет, то часто воспитатели соглашаются. Главное, чтоб использование подгузника было временной мерой предосторожности.

«Подмоченная» репутация

Часто в саду ребёнок начинает снова писаться в штанишки, хотя дома уверенно ходит на горшок. Воспитатели и нянечки сердятся, ведь им приходится переодевать малыша, а другие детки могут смеяться и отказываться играть с ним. Если насмешки будут регулярными, то ребенок может сильно переживать, замкнуться в себе и начать писаться в штанишки и дома, и на улице. Естественно, что в таком случае идти в садик ребёнок с охотой не будет.

Выясните причину недержания. Малыш может писаться, например, из-за того, что он просто простудился. Причина может крыться и в резком тоне воспитателя: привыкший к мягкому голосу мамы юный детсадовец может элементарно пугаться. Возможно, что в группе завёлся ребёнок-агрессор, который смеётся над вашим чадом в туалете, и поэтому кроха боится идти туда, предпочитая делать «мокрое дело» непосредственно в штанишки. Ненавязчиво поговорите с самим ребёнком, его воспитателем и другими детьми в группе – так нередко вскрываются самые неожиданные подробности. Также малыш нередко писается из-за элементарного нежелания находиться в детском саду – так бывает во время адаптации к садику. Не ругайте малыша, лучше старайтесь дома уделять ему максимум внимания, поддерживать и ободрять его.

И напоследок – несколько полезных советов:

Не пугайте ребёнка детским садом – иначе он никогда не станет любимым и безопасным местом для ребёнка.

Никогда не обсуждайте сад и воспитателей при ребёнке, иначе малыш подумает, что его окружают плохие люди.

Не наказывайте плачущего при расставании ребёнка. Лучше мягко напомните ему, что вы вернётесь за ним.

Не обманывайте малыша. Не говорите, что вы придёте скоро, если разлука предстоит на полдня или целый день, иначе кроха утратит доверие к вам.

Помогите крохе полюбить посещение детского сада. Будьте спокойными, уверенными и настраивайте себя только на хорошее. Будут ли встречи со сверстниками и воспитателем радовать вашего ребёнка — это во многом зависит именно от вас.

По мне, так истина — в последнем абзаце. Я поняла, что во многом мы сами виноваты в том, что сейчас происходит с нашим ребенком. Хотя я никогда не обсуждала сад и воспитателей, все равно постоянные разговоры о садике (ну как тут не расскажешь об этом, если знакомые и родственники спрашивают, звонят?), а ребенок -то рядом и все слышит и воспринимает! Садик, садик, садик… наверное, Дарине, толком не понявшей, что это такое, это уже стало надоедать и напрягать, раз об этом столько все вокруг говорят. Разладился наш дневной сон — слишком стали акцентировать на этом внимание «Не спит днем», «Что делать?» и пр. В общим, начинаю исправлять ситуацию — работаю над собой и своими мыслями. Прогресс в адаптации я вижу, и воспитатель — тоже. Не все сразу. Понимаю, что стресс моему ребенку не на пользу, но принимаю это, ведь это — необходимый и неизбежный момент в отделении от мамы.

Спасибо за внимание, надеюсь, кому-то этот пост будет полезен)))))

Причины

Решение данной проблемы следует начать с выяснения причин такого неожиданного поведения.

В первый раз

Если ребёнок не хочет идти в детский сад только сегодня и изъявил такое желание в первый раз, родителям можно предпринять следующие шаги для выяснения причин:

  1. Не ругайтесь, не кричите, не заставляйте ничего делать насильно.
  2. Спокойно, доброжелательно спросите, почему он не хочет идти в садик. В 50% случаев ответ будет содержать истину — надо только распознать её среди плохо поставленной речи и неумения выразить свои мысли и эмоции.
  3. Проверьте температуру, горло, поинтересуйтесь, как он себя чувствует. Одна из причин — болезнь.
  4. Другая — элементарное невысыпание. Проанализируйте, во сколько он лёг вечером, как спал, не рано ли проснулся.
  5. Признайтесь сами себе, не спровоцировали ли вы дурное настроение ребёнка: заставили съесть нелюбимую манную кашу, наругали за неубранные игрушки.
  6. Если причина не обнаружена дома, спросите у воспитателя, что такого вчера произошло в группе, что сегодня малыш не хочет идти в садик.

Взрослым трудно понять, что в основе таких единичных детских протестов могут лежать самые несущественные (с их точки зрения) мелочи. Причиной может быть всё что угодно: увидел дождь за окном, вспомнил грустный мультик, нечаянно стукнулся, да элементарно хочет остаться дома — поиграть в любимые игрушки… Если у вас доверительные отношения с ребёнком, вы наверняка поймёте, что с ним происходит и почему он протестует.

Регулярно

Совсем другое дело, когда ребёнок чуть ли не каждый день истерит и не хочет оставаться в садике. Здесь дело уже не в том, что он плохо себя чувствует или не выспался. Причина наверняка гораздо серьёзнее и требует более тщательного расследования со стороны родителей.

Психологи называют 5 основных факторов.

Причина 1. Маленький возраст

Не зря вся общественность раскололась на два противоборствующих лагеря. Те, кто говорят, что до 3 лет нельзя отдавать малышей в детский сад, и их противники — сторонники ранней социализации. Большинство психологов склоняются к мнению, что до этого периода у ребёнка ещё слишком неокрепшая психика. Она не выдерживает такой смены обстановки — отсюда истерики и протесты.

Причина 2. Особенности психики

Фактор, касающийся как тех, кому ещё не исполнилось 3 лет, так и тех, кто постарше. Определяется индивидуальными особенностями детской психики. Есть дети-интроверты, -аутисты, -индиго (просто не так ярко выраженные). Они чувствуют себя комфортнее дома или в одиночестве. С трудом идут на контакт. Не переносят шума.

Читать еще:  Диета при кишечной инфекции у детей: примерное меню, рекомендации доктора Комаровского

Причина 3. Социальная дезадаптация

Некоторые дети не умеют общаться, поэтому не хотят идти каждое утро туда, где у них не сложились отношения с кем-то. Они не участвуют в играх, агрессивны, сами провоцируют конфликты, никого не слушают, ни с кем не дружат. И это вовсе не особенности психики, как в предыдущем случае. Их просто этому не научили в своё время родители. Прятали своё чадо в четырёх стенах дома, как дивный цветок, а потом сорвали его и отправили в чужеродную среду к незнакомцам, с которыми он не знает, как себя вести.

Причина 4. Конфликт

Крайне неприятный фактор, который однозначно не стоит пускать на самотёк. Во-первых, малыша могут обижать в садике сверстники — из-за внешности, какого-то поступка, единичного случая. Иногда агрессором выступает какой-нибудь Вася Пупкин — «главарь» детской банды, непререкаемый «авторитет», а на самом деле просто нахальный, невоспитанный и грубый мальчик. Реже ребёнок становится изгоем у целого коллектива.

Бывает и так, что не складываются отношения с воспитательницей. Либо у неё авторитарный стиль преподавания, она строга и требовательная. Либо выплеснула на малыша свою антипатию или плохое настроение. Либо он сам никого, кроме родителей, не воспринимает и не хочет ходить к чужой тётеньке.

Причина 5. Нехватка родительской любви

Самая неприятная причина, в которой родители вряд ли признаются сами себе. Если мама с папой заняты весь день на работе и катастрофически мало проводят времени с малышом, он осознаёт себя брошенным, одиноким. Это чувство обостряется, когда надо идти в садик. Ему кажется, что его отправляют туда навсегда. Он боится, что за ним не вернутся. Отсюда — истерики, слёзы, катания по полу, душераздирающие крики. Также такое происходит в семьях, где родители находятся в состоянии развода.

Психологи настоятельно советуют родителям тщательно вчитаться в эти факторы и примерить их к своей ситуации. Возможно, вы даже не догадывались об истинной причине такого поведения своего малыша.

Вот несколько полезных навыков для малышей и их родителей

1. Проводим время без мамы

Спокойно отпускать маму и оставаться без нее надолго на чужой территории – ключевой навык. Начните тренировку с коротких расставаний на 15-20 минут и постепенно увеличивайте время. Первые помощники тут, конечно, бабушки-дедушки. Но есть еще варианты:

— знакомые или соседи, которым доверяете и у которых тоже есть малыши. Договоритесь сидеть с детворой по очереди;

— игровые комнаты с аниматорами — такие есть в отелях, спортивных центрах, кафе;

— «развивашки» — групповые занятия с педагогом;

— группы кратковременного пребывания (ГКП) – туда берут детей с полутора-двух лет на 2-3 часа в день.

Совет: придумайте ритуал прощания. Он потом очень пригодится и в садике, и в любой ситуации расставания. Обмениваться воздушными поцелуями. Обниматься и шептать на ушко: «Я тебя люблю». Тереться носами. Целовать ладошку. Махать рукой в окошко.

Что почитать. «Поцелуй в ладошке» Одри Пенн. «Люблю. Мама» Джанет Брэдли. «Мамина улыбка» Пшемыслава Вехтеровича. «Мама спешит домой» Светланы Дорошевой. «Когда папа приходит поздно» Нобуко Итикавы.

2. Расширяем круг общения

Сад – это новые дети, с которыми нужно самостоятельно знакомиться, играть, дружить, общаться. Новые взрослые, которых нужно слушаться, не стесняться попросить о помощи. Это дома ребенка все с полуслова понимают, а в саду угадывать желания никто не станет – придется много изъясняться.

Для тренировки навыка общения чаще бывайте с малышом на разных детских площадках и в парках, где много детворы. Учите знакомиться: «Привет! Меня зовут Катя. А тебя? Давай дружить!». Быть вежливым, уметь договариваться: «Можно мне взять твою лопатку?», «Отдай, пожалуйста, мою куклу», «Давай меняться». К взрослым обращаться на «вы», по имени-отчеству – как в садике.

Совет: разучите с ребенком мирилки – короткие рифмы, которые говорят вслух, сцепившись мизинцами. Дети часто ссорятся из-за игрушек, качелей, обидных слов. Мириться не умеют, потому толкаются, плачут, бегут жаловаться.

— «Не дерись, не дерись, ну-ка быстро помирись!»

— «Мирись, мирись, больше не дерись. Если будешь драться, я буду кусаться. А кусаться нам нельзя, потому что мы друзья!»

Что почитать. «Азбука чувств и эмоций» Екатерины Кес. «Почему я обиделся?» (серия «Сказки про эмоции») Елены Ульевой.

Что посмотреть. Советские мультики про дружбу («Кот Леопольд», «Трям, здравствуйте!», «Крокодил Гена», «Крошка енот», «Капитошка», «Малыш и Карлсон»). Современные мультсериалы «Оранжевая корова» (в частности, серия «Мирилка»), «Дракоша Тоша» (серия «Как помирить друзей») .

3. Узнаем, как все будет в садике

Расскажите, что такое детский сад, куда мамы отводят детей. А потом подробно, в деталях, простым и понятным ребенку языком опишите, как будет проходить его день в саду. «Утром мы проснемся, умоемся, оденемся и пойдем в сад. У тебя там будет свой шкафчик с наклейкой на дверце. Ты переоденешься и сложишь одежду в шкафчик. Я тебя обниму и пойду на работу. А ты пойдешь в группу. Группа – это такая большая комната, где живет много игрушек и где детки играют. Там интересно и весело! И так далее.» И не забывайте говорить, что мама обязательно придет и заберет домой.

Заранее «подружите» ребенка с тем садиком, в который он пойдет. Прогуляйтесь рядом днем, посмотрите, как деткам интересно и весело. Вечером, когда родители забирают ребят, можно «приобщиться» к жизни сада: погулять на территории, посмотреть игрушки на верандах, качели. Познакомьте ребенка с воспитателем. Зайдите в группу, в музыкальный и спортивный залы, загляните на кухню. Посмотрите на стендах фотографии с праздников, выставки с поделками. Когда ребенок пойдет в сад по-настоящему, это место уже не будет для него незнакомым и пугающим.

Совет. Дома поиграйте с ребенком в садик. Постройте из кубиков домик – это будет детский сад. Определите, кто из игрушек будет мамами-папами, кто воспитателем, а кто – детками. И – вперед! Весь день от прихода до ухода, все как в жизни.

Что почитать
. Пособия с картинками и советами для детей и родителей «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации» Карины Овсепян и «Зайка идет в садик. Проблемы адаптации» Ольги Громовой.

Что посмотреть. Мультики «Как Петя Пяточкин слоников считал» (к слову, уже есть и книжка про Петрика, в которой целых три истории), «Комаров», «Каприз». Кинофильм «Усатый нянь».

4. Привыкаем к детсадовскому режиму дня

Узнайте, какой режим дня в вашем саду, и постарайтесь его придерживаться дома. Начинайте рано вставать, есть и ложиться спать в определенное время. А по ходу приучайте ребенка закатывать рукава одежды перед мытьем рук, после еды относить тарелку и чашку в мойку, говорить «спасибо», самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свои вещи.

Совет. Рассказывайте ребенку сказки, обыгрывая разные сложные ситуации: капризы, страхи, сложности, ссоры… Например, как один мальчик не хотел утром есть кашку, и его животик обиделся. А потом они помирились. Или одна девочка не хотела засыпать, поэтому фея сказочных снов не смогла к ней прилететь. Если что, в интернете есть советы, как самому сочинять такие терапевтические сказки, и идеи сюжетов.

Что почитать. «Настя и Дуся. Режим дня» Татьяны Рожковой. «50 исцеляющих сказок от 33 капризов» Ирины Маниченко.

Что посмотреть. Мультсериал «Малышарики» (серии про режим дня).

5. А мама готова?

Ребенок легче адаптируется к садику, если мама сможет его спокойно отпускать и заниматься своими делами. Частая картина в первые дни сентября: волнующиеся родительницы заглядывают в окна садика, прячутся за забором, наблюдая за прогулкой, нарезают круги рядом «на всякий случай»…

— Мамина тревога передается ребенку, и уж тут не сомневайтесь – малыш будет плакать и скучать на полную катушку, — предостерегает Екатерина Кес.

Так что спокойствие, только спокойствие.

Многие мамы спешат выйти на работу. Примите как факт: первые полгода, а то и год, полноценно работать не получится. Во-первых, малыши не остаются в саду сразу на полный день. Стандартная схема адаптации: сначала ребенка приводят на час-два, потом оставляют до обеда, потом на тихий час и, наконец, до вечера. Бывает, маму вызывают в сад раньше, если малыша не могут успокоить. В общем, у кого как пойдет, но обычно полный день получается не раньше октября-ноября. Во-вторых, в первые полгода-год дети часто и подолгу болеют. Если у мамы нет помощника (бабушки, няни), придется постоянно брать больничный, а работодатели этого не любят. Так что либо повремените с работой, либо обсудите с начальством варианты удаленки или выхода на неполный день.

Что почитать. «Мама на работе. Как строить карьеру и быть хорошими родителями» Анны Кравцовой. «Тайм-менеджмент для мам. 7 заповедей организованной мамы» Светы Гончаровой. «Как говорить, чтобы маленькие дети вас слушали. Руководство по выживанию с детьми от 2 до 7 лет» Джоанны Фабер и Джули Адэр Кинг. «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад» Анны Быковой. «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» Людмилы Петрановской. «52 янины фишки адаптации в детском саду» Яны Терентьевой.

Если ребенок не хочет ходить в детский сад. Практические советы для родителей

Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу, а затем действовать!

«Не хочу в детский са-а-а-д! Не пойду-у-у-у!». Эти душераздирающие вопли вы слышите теперь каждое утро. Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животик, голова, и вообще его тошнит от сада. В прямом и в переносном смысле слова. А в более тяжелых случаях у ребенка и в самом деле поднимается температура, появляются боли в животе и обостряются хронические заболевания.

Читать еще:  Питание при планировании беременности: влияние пищевых привычек на работу организма

Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу. А причин для этого может быть несколько.

Смена образа жизни

Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.

Выход

Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней. Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели.

Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.

Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

Непривычная пища

Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.

Выход

Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

Нелюбимая воспитательница

Это серьезная проблема, и в идеале ее хорошо бы решить еще до поступления ребенка в детский сад. Не зря же психологи рекомендуют перед тем, как определить малыша в то или иное учреждение, обязательно познакомиться не только с заведующей и с набором игрушек в группе, но и (что гораздо важнее!) с будущей воспитательницей. Именно она будет проводить с вашим ребенком большую часть времени. Иногда бывает так, что к одной воспитательнице дети буквально летят на всех парах, а к другой даже подходить не хотят, жмутся к маме.

Выход

Для начала выясните, почему ваш малыш не любит воспитательницу. Сделать это не так-то легко, ведь далеко не всегда маленький ребенок может рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Но вам придут на помощь специальные игры. Вечером, в спокойной обстановке поиграйте с малышом в детский сад с набором плюшевых зверушек или пластмассовых человечков. Вы узнаете для себя массу интересных подробностей! Пусть ребенок сам выберет для себя роль – будет ли он играть за себя самого, за своего «одногруппника» или за ту самую воспитательницу.

Когда вы уясните для себя смысл конфликта, попробуйте обсудить его с воспитательницей. Если же после этого не произойдет никаких положительных сдвигов (педагог жестоко обращается с ребенком, не слышит его, позволяет другим детям дразнить и обижать вашего малыша), то ситуация, увы, тупиковая. Придется подумать о смене детского сада или группы. Причем, в этом случае предпочтительнее сменить сад, чем группу, поскольку во всяком коллективе существует некая корпоративная этика – в том числе, и в детском саду.

Чужой среди своих

Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком. Это может быть индивидуальная особенность – просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей». Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу.

Выход

Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости. Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.

Еще один важный момент переходного периода – приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно. Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант – студия раннего развития, где дети постепенно вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием. Обращайте внимание малыша на то, как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют. Пойте, танцуйте вместе с ребенком, заряжайтесь положительными эмоциями!

Чего делать нельзя

Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада, но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно – это очень опасный путь. Малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.

Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день (разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.

Самим бояться разлуки с ребенком. (об этом подробнее читайте на нашем сайте: Разлука с малышом. Когда можно оставлять ребенка?) Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?

Наиболее распространенный источник напряжения — это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.

Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило — он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.

Ребенок может соскучиться и по родителям — поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть. Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой — небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей — как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.

Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда. Музыкальная школа — это тоже большая нагрузка для ребенка, склонного к перевозбуждению.

А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком — к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги) — то и является для него источником стихийной психотерапии.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector