0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дисграфия у школьников: коррекция, упражнения, причины

Дисграфией вызывают полное или частичное нарушение письменной деятельности, вызванной дефицитом формирования порядка функций психики. Патология проявляется постоянными специфическими ошибками при написании. Без целенаправленной коррекции устранить их не удастся.

Наибольшее распространение патология получила среди младших школьников. Это связано с тем, что большинство детей страдает фонематическим или общим недоразвитием речи. Если имеет место быть подобное нарушение, освоить письмо значительно труднее.

В зависимости от степени выраженности выделяют аграфию и дисграфию. В первом случае ребёнок вовсе не может овладеть письмом. Он полностью теряет подобные способности. При развитии дисграфии письменная речь присутствует, однако наблюдается ее искажение.

Сегодня существует большое количество разновидностей заболевания. Выделяют следующие варианты дисграфии:

  1. Оптическая. Ребёнок зеркально отображает символы или предложения. Он может писать буквы не полностью или воспроизводить их на бумаге с лишними частями.
  2. Проблемы с языковым анализом и синтезом. Ребёнок дублирует слоги. Имеют место быть трудности со слитным и раздельным написанием.
  3. Акустическая. Возникает в результате слуховых нарушений. Она сопровождается подменой парных букв друг другом. Возможно возникновение нарушений по звонкости и глухости или твердости и мягкости.
  4. Артикулярная акустическая. Похожа на предыдущую разновидность патологии. Возникает из-за неверной артикуляции, которая приводит к неправильному мысленному представлению о структуре слова.
  5. Моторная. Редко связана с ментальными особенностями. Обычно появляется из-за того, что ребёнок не может верно управлять рукой при письме. Это может проявляться в низкой скорости написания слов или постоянном изменении наклона и размера букв. Иногда возможен слишком слабый или слишком сильный нажим на бумагу. Линии получается дрожащими. Имеет место быть скованность движений. Особенно такое явление заметно при переходе от одного символа к другому.
  6. Аграмматическая. Наблюдается из-за грамматической несогласованности в словосочетаниях. Ребёнок может путать род, склонение, падежи, числа, подменять предлоги. Возможно допущение ошибки в проверках гласных в корне, если на них не падает ударение. Такое явление чаще всего наблюдается в религиозных семьях или при длительной жизни за рубежом. Некорректная методика раннего обучения иностранному языку также способна привести к возникновению такого явления.
Читать еще:  Нефротический синдром у детей: что это такое и как проявляется, методы диагностики и лечение патологии

Причины развития

Как появляется дисграфия? Учёные пока не нашли точного ответа, механизм возникновения проблемы с письмом до конца не изучен. Большинство специалистов считает основной причиной наследственность (незрелые клетки определённых отделов головного мозга).

Среди вероятных причин:

  • биологические факторы: родовые травмы, патологии развития плода при беременности;
  • недостаток общения с малышом в раннем возрасте;
  • родители не уделяли внимание развитию речи;
  • неправильное произношение у членов семьи;
  • длительное коверкание слов, «сюсюканье» с детьми;
  • родители говорят на разных языках.

Логопеды выделяют несколько видов дисграфии у детей. Информация поможет родителям разобраться, почему дети пропускают буквы или неправильно пишут окончания слов. Важно знать, какая форма дисграфии у школьника, чтобы дома правильно выполнять упражнения, рекомендованные логопедом.

Узнайте инструкцию по применению Виброцила для детей от насморка.

О том, как правильно принимать грудной эликсир детям прочтите в этой статье.

Акустическая форма

Особенности акустической дисграфии:

  • замена букв фонетически сходными. Устно ребёнок проговаривает буквы верно, но пишет неправильно;
  • чаще всего смешиваются: шипящие – свистящие (Ж – З), глухие – звонкие (Ф – В). Ребёнок часто путает Ц – С, Ч – Щ;
  • ещё один признак – пропуск или излишнее добавление мягкости согласных при письме, например, «гулать» вместо гулять», «больит» вместо «болит».

Артикулярно-акустическая форма

Особенности:

  • неправильное произношение звуков фиксируется на бумаге;
  • пока ученик не будет верно произносить слова, невозможно избавиться от этой формы логопедического заболевания.

Оптическая дисграфия

Особенности:

  • проблема развивается при недостаточном формировании навыков зрительного анализа и синтеза;
  • ребёнок слабо различает детали букв, плохо усваивает комбинацию «овалов», «палочек», специальных элементов, из которых состоят все буквы;
  • чаще всего детки не до конца доводят линии, получается не М, а Л, прибавляют лишние детали, пропускают соединительные элементы при схожести букв. Иногда ученики пишут буквы в зеркальном отражении.

Аграмматический вид

Особенности:

  • проблема возникает при нарушении правил грамматики. Аграмматичность наблюдается при написании не только слов, но и словосочетаний, предложений, целого текста;
  • проблема проявляется при изучении грамматических норм. Родители и педагог выясняют, что маленький дисграфик неправильно пишет падежные окончания, плохо умеет между собой согласовывать слова. Детки пишут «хорошая солнце», «длинные день», «большая деревья».
Читать еще:  10 продуктов для питания будущей мамы: критерии выбора и советы диетологов

Упражнения

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

! Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Лечение дефектов письма

К устранению письменных дефектов необходимо подойти с должным вниманием и терпением. Ведь этот процесс может занять длительное время, иногда многие месяцы и даже годы. Коррекцию письменных нарушений легче всего проводить у детей, поскольку в более старшем возрасте к данному расстройству прибавляются другие психологические проблемы.

Коррекцию письменных нарушений проводят с помощью специальных упражнений. Они включают задания на распознавание похожих букв, различение элементов сложных букв и картинок, упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания. Если проблема в акустическом распознавании, то с ребёнком проводятся занятия по узнаванию звуков, определению фонем, построению слов, словосочетаний и предложений. При необходимости обучают правильному произнесению звуков.

Существуют упражнения и для тренировки моторики; одно из них – нарисовать линию по лабиринту, не отрывая руку от листа бумаги и не меняя его положение. Другие игры и задания направлены на развитие логики, мышления и словарного запаса: испытуемым предлагается подбирать синонимы или антонимы к словам, называть перечисленные предметы одним словом (объединять их в категорию) или наоборот – называть предметы, входящие в названную группу. Также могут быть загадки, угадывание пословиц, задания типа «закончи предложение или пословицу». Различные игры в слова (называние слов, начинающихся на последнюю букву предыдущего или на последний слог; собирание слов из частей; поиск маленьких слов в одном большом, составление слов из определённых букв и т. д.).

В качестве профилактики письменных нарушений можно порекомендовать полноценное развитие ребёнка. Необходимо развивать его интеллект, мышление, память, обучать его грамотной речи, повышать его эрудицию; развитию подлежат и моторные навыки, что могут обеспечить занятия по рисованию, игре на музыкальных инструментах, собирание конструктора и т. д.

Читать еще:  Развивающие игры для детей 3-4 лет: для памяти, на моторику, логические

Даже если нарушение письменных способностей и не удаётся устранить, это не значит, что человек вырастет неполноценным, особенно если приложены достаточные усилия для его общего развития. Достаточно указать, что дисграфиками и дислектиками были десятки мировых знаменитостей, включая учёных и даже писателей. Известно, например, что учителя Альберта Эйнштейна считали его умственно отсталым, поскольку он очень плохо писал и читал; эти особенности не исчезли даже во взрослой жизни, однако не помешали ему написать письмо самому президенту США, в котором он призывал отказаться от испытаний ядерного оружия ввиду его опасности для человечества.

Ханс Кристиан Андерсен, знаменитый писатель, всю жизнь был человеком, практически не способным к письменной речи. Его безграмотно написанные тексты отказывались принимать работники издательств, часто даже не дочитывая до конца. Однако в конце концов окружающие, включая издателей, научились не обращать внимания на форму и обратились к содержанию, которое оказалось необычайно талантливым.

Абсолютно безграмотной писательницей была и Агата Кристи. Томас Эдисон – один из гениальнейших изобретателей мира. Этот человек, построивший первый в мире звукозаписывающий аппарат, очень плохо разговаривал и писал, из-за чего его выгнали из школы ещё в детском возрасте.

Расстройствами письменной речи страдали и шведская королева Виктория, и оба Джорджа Буша – отец и сын, что подтверждает возможность передачи расстройства по наследству. Нарушениями письменной речи страдали и православный «святой» Сергий Радонежский, и Леонардо да Винчи, и поэт Антон Дельвиг, и Никита Хрущёв. Список можно продолжать бесконечно. Такое количество знаменитых дисграфиков показывает, что письменная речь – процесс весьма сложный и очень часто «выходит из строя», но способен компенсироваться другими сильными сторонами личности. Главное – не клеймить таких людей и не считать их отсталыми; впрочем, они и сами могут доказать это своими достижениями.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector