0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

8 интересных упражнений для развития зрительной памяти у детей и взрослых

8 интересных упражнений для развития зрительной памяти у детей и взрослых

Зачем нам зрительная память? Отучившись в школе и институте, большинство из нас вспоминает о памяти лишь тогда, когда что-нибудь забудет. «У него девичья память, дырявая память, короткая память», – так говорят о человеке с плохой памятью. Но, жалуясь на нее, никто особенно не стремится ее развивать. И напрасно, ведь она нужна не только для того, чтобы на старости лет искать очки или не заблудиться в метро.

Люди с хорошо развитой памятью намного успешнее тех, у кого она просто хорошая.

Виды памяти классифицируются в зависимости от времени, необходимого для запоминания информации (мгновенная, кратковременная, долговременная, генетическая, оперативная память), и от анализатора, благодаря которому происходит запоминание (слуховая, кинетическая, вкусовая, эмоциональная, зрительная и т. п.).

С помощью зрительной памяти сохраняются и воспроизводятся зрительные образы. Они запоминаются намного легче, чем, например, слуховые образы. Это объясняется тем, что нервы, идущие в мозг от органов зрения, в 20 раз толще нервов, соединяющих с мозгом органы слуха.

Зрительная память особенно развита у людей с эйдетическим восприятием (в переводе с греческого «эйдетизм» – образ). Люди, обладающие им, способны длительное время удерживать в памяти предмет или образ, который уже не находится в поле их зрения. Они представляют его себе отчетливо и в деталях. Таким восприятием отличаются художники.

Развитая зрительная память намного облегчает процесс запоминания и усвоения информации. Кроме того, есть профессии, где просто необходимо иметь хорошую зрительную память (детектив, летчик, авиадиспетчер, хирург и др.).

Зрительную память нужно тренировать вместе с другими видами памяти, ведь чем больше разных видов памяти принимают участие в процессе запоминания, тем точнее запоминается и лучше сохраняется новая информация. К тому же переключение с одного вида памяти на другой во время занятий позволит избежать переутомления. Ежедневные тренировки по полчаса в день будут эффективнее продолжительных тренировок раз в неделю.

Как узнать уровень развития зрительной памяти у дошколят?

Прежде чем выбирать игры и упражнения на развитие зрительной памяти для занятий с ребенком, надо понимать, каков уровень развития у него такой памяти. Для обследования своего малыша в домашних условиях родители могут воспользоваться методами диагностики, которые активно применяют специалисты. Существует много методик и технологий, при помощи которых можно изучить уровень развития зрительной памяти у дошколят. Специалисты советуют отбирать такие техники, которые будут доступны для домашнего пользования.

Для малышей 3-4 лет это могут быть классические игры-тесты, например, «Назови, каких игрушек не стало», «Найди отличия в картинках».

«Назови, каких игрушек не стало?»

Игра помогает оценить уровень внимания, зрительной памяти, определить наличие навыка понимания инструкции взрослого.

Для обследования родитель подбирает шесть небольших игрушек, затем диктует ребенку инструкцию: нужно внимательно рассмотреть игрушки, запомнить их, закрыть глаза, открыть и сказать, чего не стало. Убедившись, что малыш хорошо знает предметы, понял инструкцию, взрослый предлагает ему закрыть глаза и убирает две игрушки. Ребенок должен правильно назвать спрятанные предметы. Уровень памяти оценивается по следующим критериям:

  • если ребенок назвал две игрушки – хороший уровень запоминания;
  • запоминание одной игрушки – средний уровень;
  • если малыш не вспомнил игрушки или ему непонятна инструкция – родителям необходимо задуматься о развитии своего малыша.

Для старших дошколят можно предложить более сложные, но эффективные методики «Узнай фигуру», «Запомни рисунки», «Запомни цифры».

«Узнай фигуру»

Техника построена на зрительном восприятии и узнавании знакомых фигур. Ребенку предлагается карточка с 10 рядами по пять фигур в каждом. Одна картинка слева в ряду отделена от остальных четырех справа двойной чертой. Взрослый дает инструкцию: нужно внимательно рассмотреть картинки слева и найти похожую среди оставшихся четырех справа. Работа ведется постепенно с каждым рядом фигур. Тестирование проводится в течение полутора минут, затем результаты оцениваются по определенным критериям.

10 баллов8-9 баллов6-7 баллов4-5 баллов2-3 балла0-1 балл
Менее 45 сек.45-50 сек.50-60 сек.60-70 сек.70-80 сек.Более 80 сек.
Очень высокий уровеньВысокий уровеньСредний уровеньНиже среднего уровняНизкий уровеньОчень низкий уровень

Зрительная память у детей

Ещё в дошкольном возрасте малыши активно непроизвольно запоминают слова, предметы, понятия, изображения, поэтому в период «ребенок-почемучка» особенно благоприятно использовать специальные игры , предназначенные для тренировки зрительной памяти у детей. Это станет хорошей подготовкой ребёнка к школе, поможет воспринимать сложную и объёмную информацию. Произвольная память требует усилий и проявления внимания и воли для запоминания, это касается и произвольной зрительной памяти. Общие рекомендации для хорошего запоминания таковы:

  • Что интересно, ярко, эмоционально подано – то и запоминается лучше.
  • Начало и конец – самые запоминающиеся моменты.
  • Что просто и понятно объясняют, то и запомнится лучше.
  • Если, помимо зрительной, были задействованы другие виды памяти (тактильная, слуховая, моторная и т.д.), то запоминание будет эффективнее. Наиболее распространены как раз смешанные типы памяти, особенно зрительно-двигательная или, как её еще называют, зрительно-моторная память.

Примеры игр, развивающих память

Развитие слуховой памяти

«В магазин за покупками»

Инструкция: взрослый просит ребенка сходить в магазин за покупками и называет список товаров, состоящий из нескольких наименований, которые нужно купить. После этого очень просит купить все названное и ничего не забыть.

Для детей, достигших 4–5 лет, игру можно начать со списка в 5–6 слов. В дальнейшем стоит увеличить и разнообразить перечень, включая в него не только названия продуктов, но и других видов товаров.

Если в игре принимает участие несколько детей, целесообразно включить соревновательный элемент: кто запомнил больше.

Инструкция: взрослый предлагает ребенку отправиться в путешествие и привезти своим друзьям подарки. Он перечисляет имена друзей и потенциальный подарок каждому.

Через некоторое время путешественник «возвращается» из путешествия и навещает своих друзей. «Кого ты навестишь в первую очередь?», — спрашивает взрослый. «Какой подарок ты приготовил ему?»

Ребенок вспоминает очередность посещения друзей и называет презент для каждого.

Игра 10 предметов для детей 4-5 лет

Условия игры можно менять, предлагая ребенку запомнить не «подарок», а название страны (города), где он «покупал» подарки.

Начальный список для детей 5 лет должен содержать не менее 4-5 пунктов.

Развиваем зрительную память

«Что поезд везет…»

  • от 4 до 8 карточек в форме вагончиков. На обратной стороне карточки-вагончика изобразить различные предметы;
  • карточка с изображением паровозика.

В игре желательно участие не менее двух детей, между которыми нужно поровну разделить карточки-вагончики.

Карточки на запоминание – отличный способ развивать зрительную память

Инструкция: сейчас мы присоединим вагончики к паровозику для его отправки в другой город. Присоединять вагончики будем по очереди, каждый раз озвучивая, что (кого) он везет. При этом карточку переворачиваем картинкой вниз. Очередной «вагончик» присоединяется только тогда, когда безошибочно перечислено все, что везут предыдущие.

Выигрывает тот игрок, кто присоединит больше вагончиков.

В случае затруднений возможны словесные подсказки в форме описания изображенного предмета, как крайний вариант — использование картинок на карточках.

Игры, развивающие двигательную память

«Повтори мой танец»

Инструкция: взрослый показывает ребенку ряд простых движений. Это могут быть притопы, хлопки, повороты и т. п. Ребенок должен их запомнить и повторить в той же последовательности.

Игра усложняется введением сопровождающих движения стишков, расширением пространства (в этом комнате хлопнем, а в этой — топнем), введением новых персонажей: танцует кукла, солдатик, мишка.

Воспитателям стоит помнить, что развивать познавательные процессы, в том числе и память можно и в быту, в повседневности и это не менее увлекательно для каждой из сторон.

Например, накрывая на стол, проговорите последовательность посуды, которую запомнит и повторит, а затем и поставит ребенок. Походы в магазин или просто на прогулку по заранее составленному плану (маршруту) и его дальнейшее воспроизведение пусть станут традиционными для детей 4 или 5 лет.

Занимаясь развитием памяти с ребенком, родители скоро начинают отмечать его успехи. Результативность развития можно и нужно «измерять» с помощью специальных, предлагаемых психологами, тестов.

Их применение хорошо и в плане корректировки применения игр, ведь не все виды памяти развиваются равномерно: есть доминирующие, есть просто хорошо и недостаточно хорошо сформированные.

5 упражнений на развитие памяти у ребёнка 3-4 лет

Память и внимание — важнейшие психические функции, участвующие в интеллектуальном развитии ребёнка. Тренировать их нужно уже с младшего дошкольного возраста. Независимо от того, какие развивающие методики вы предпочтёте, какие дидактические материалы выберете и каким стилям воспитания будете следовать, без способности ребёнка запоминать объекты, хранить их в долговременной памяти и при необходимости воспроизводить эффективного обучения не получится. При этом очень важно, чтобы упражнения на развитие памяти соответствовали возрасту маленького ученика.

Особенности памяти ребёнка 3-4 лет

  1. Как и прочим психическим процессам, памяти в этом возрасте недостаёт произвольности. Доминирует непроизвольное запоминание.
  2. Важную роль играет двигательная и наглядно-образная память.
  3. Из 10 предложенных слов ребёнок запоминает, как правило, 2.
  4. Из 10 предметов запоминается не более 4-х.
  5. Запоминаются объекты, которые вызвали живой интерес и яркие эмоции, но они отлично сохраняются долговременной памятью.

Для родителей важно понять: в младшем дошкольном возрасте ребёнок отлично запоминает, но запоминает только то, что ему интересно. Поэтому раннее развитие даёт отличные результаты в воспитании юного интеллектуала и эрудита, но лишь в том случае, когда занятия выстраиваются в форме увлекательной игры, с учётом индивидуальных особенностей конкретного малыша.

Мы предлагаем внимательным мамам и папам, которые хотят вырастить успешного и счастливого наследника, простые упражнения на развитие памяти.

Упражнение 1: «Пошла Муха на базар»

Замечательные, ритмичные, богатые выразительными живыми образами стихи Чуковского знают и любят все. Мы предлагаем вам взять за основу упражнения для развития памяти строчку из чудесной «Мухи-Цокотухи».

Вам понадобятся 8–10 разных предметов. Это могут быть игрушки, например:

  • плюшевый мишка;
  • резиновый пупс;
  • вертолётик;
  • машинка большая;
  • машинка маленькая;
  • кукла;
  • игрушечный чайник;
  • кубик.

На прогулке можно использовать игрушки, которые вы взяли с собой, сумку, салфетки, подручный материал (шишки, камешки и пр).

Разложите предметы перед малышом и произвольно назовите несколько из них. Делайте это в таком формате:

  • Пошла Муха на базар и купила мишку;
  • Пошла Муха на базар и купила кубик;
  • Пошла Муха на базар и купила вертолётик.

А теперь попросите ребёнка собрать в корзинку для покупок всё, что «купила Муха». Постепенно упражнение можно усложнять:

  • Увеличивать количество покупок;
  • Просить складывать в корзинку предметы строго в том порядке, в котором их покупала Муха;
  • Называть предметы, которых нет среди выложенных (проверка реакции ребёнка на нестандартную ситуацию, его внимательности и находчивости).

Упражнение 2: «Добрый волшебник»

Все дети любят волшебников. Они с надеждой ищут под подушкой гостинчик от Николая, а в Новый год старательно разучивают стишки для Дедушки Мороза. Предложите крохе помочь волшебникам собрать мешок с подарками для детей.

Для игры вам понадобится вместительный мешок. Можно использовать цветастую наволочку, детский рюкзачок и даже любой пакет — главное, чтобы содержимое не просматривалось.

Положите в мешок 8–10 разных предметов, знакомых ребёнку.

А теперь попросите кроху назвать предметы, которые лежат в мешке.

Как вариант: вы называете произвольный предмет, а ребёнок должен ответить, есть такой в мешке волшебника или нет.

Оформить это можно следующим образом:

— Ваня хочет вертолётик! Он есть у доброго волшебника?

— Таня хочет пупсика. Танечка получит свой подарок?

Чтобы игра стала ещё увлекательнее, можно придумать поощрения за каждый правильный ответ — например, маленький сувенирчик, мамин поцелуй и пр. Можно договориться так: за каждый правильный ответ мама должна прыгнуть три раза, за каждый неправильный три раза прыгает малыш. Таким образом мы вносим в упражнения на развитие памяти ещё и элементы физического развития.

Упражнение 3: «Повторюшкин»

Игра в повторялки — отличное упражнение на развитие двигательной памяти. Правила можно менять, вносить свои корректировки, подстраивать условия под количество игроков. Суть развивающей игры состоит в том, что ребёнок должен повторить за взрослым несложные движения:

  • хлопаем в ладоши;
  • топаем ножками;
  • прыгаем;
  • приседаем;
  • крутимся на месте;
  • бегаем самолётиком (с расставленными в стороны ручками).

Играть можно под музыку, тогда у нас уже получается свой собственный танец. Движения можно сопровождать стишками, усложняя упражнение и расширяя диапазон его развивающего воздействия.

Упражнение 4: «По образцу»

Для этого упражнения удобно использовать обычные счётные палочки. Если их нет, подойдут любые — веточки, карандаши, коктейльные трубочки. Иногда советуют вместо счётных палочек использовать спички, но мы не разделяем такие рекомендации, полагая, что не стоит нарушать истинность аксиомы «Спички детям не игрушки».

Выложите из палочек несложный рисунок:

  • геометрическую фигуру;
  • цветочек;
  • домик;
  • цифру;
  • букву.

Попросите малыша повторить рисунок по образцу. В усложнённом варианте ребёнку предлагается изучить рисунок, затем конструкция разбирается, и кроха должен воссоздать её по памяти.

Можно превратить это упражнение на память в задание на развитие воображения: попросите малыша создать картину из заданного числа палочек.

Упражнение 5: «Угадайка»

Отличная игра на тренировку тактильной памяти. Помимо памяти, это упражнение (впрочем, как и упражнение 4) развивает ещё и мелкую моторику. Суть проста до безобразия: завяжите ребёнку глаза и поочерёдно вкладывайте в ручки самые разнообразные предметы. Кроха на ощупь должен угадать, что это. Если не получается назвать предмет, помогите ребёнку описывать свои ощущения, задавая ему наводящие вопросы:

  • Это большое или маленькое?
  • Оно тёплое?
  • Этот предмет мягкий?

Чем больше ощущений, тем веселее и, что немаловажно, полезнее получится занятие. Пусть малыш узнаёт на ощупь:

  • любимца публики кота ваську;
  • застывшее желе;
  • лист бумаги;
  • папу;
  • пластмассовый кубик;
  • шерстяной носок.

«Угадайку» можно превратить в семейное развлечение, которое станет прекрасным вариантом совместного досуга.

Советы «Эврики»
  1. Не бойтесь менять предложенные правила — вплоть до полного преображения упражнений в нечто новое.
  2. Никто не знает вашего ребёнка так хорошо, как вы. Смело приспосабливайте предлагаемые упражнения под вашего малыша.
  3. Не обязательно преподносить упражнения как занятия. Называйте их игрой. Это вполне соответствует действительности, но для детского слуха звучит гораздо привлекательнее.
  4. Играйте-упражняйтесь в любое удобное время. Развивать память можно во время прогулки на детской площадке или по дороге в детский сад, во время паузы между другими занятиями или в несколько свободных минут перед сном.
  5. Упражнения на развитие памяти стимулируют внимательность, равно как и наоборот: развивая внимательность, вы работаете над памятью ребёнка. Поэтому не лишним будет узнать, какие упражнения помогают развить внимание в 3-4 года.

Наслаждайтесь родительством, проводите время с ребёнком с пользой и удовольствием для всех членов семьи! «Эврика» всегда поможет!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Упражнения для развития моторной памяти

  1. «Повторяй за мной». Покажите одно или несколько движений. Предложите повторить. Важно не озвучивать движения, ребенок запомнит их дублируя.
  2. «Потанцуй со мной». Включите веселую музыку и подбодрите малыша потанцевать. Показывайте движения, пусть повторяет за вами. Например, разучите веселый танец.
  3. Для мелкой моторики используйте раскраски или прописи. Письмо в прописях поможет выработать у дошкольников хороший, аккуратный почерк. А занятия с раскрасками увлекательна, а также развивает фантазию.
  4. Лепка. Купите пластилин или плэй до, либо приготовьте соленое тесто. Лепите с ребенком всякие фигурки, потом усложняйте задания. Так весело и ненавязчиво вы разработаете мелкую моторику малыша.

Тренировки не заканчиваются особыми упражнениями и играми. Постарайтесь в каждый момент совместного досуга закреплять память малыша. Задавайте поручение выполнить несколько дел или принести сразу несколько игрушек. Спрашивайте, чем он занимался в садике или что видел. Просите пересказать мультфильм или сказку.

Конечно, предложенные упражнения требуют от родителей немало времени и терпения. Придется отказаться от своих интересов. Зато усилия принесут долгожданные плоды. Ваш малыш сможет похвастаться хорошими знаниями. Запомните, регулярная работа — залог успеха!

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

  • жирную рыбу,
  • бананы,
  • грецкие орехи,
  • морковь,
  • шпинат,
  • брокколи

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка. опубликовано econet.ru

Автор: Наталья Обрядина

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Читать еще:  Ребёнок очень нервный и возбудимый: где искать причины и как успокоить малыша?
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector