Задержка развития речи (ЗРР); симптомы и методы коррекции
Задержка развития речи (ЗРР) – симптомы и методы коррекции
Задержка речевого развития (ЗРР) — одна из особенностей детской психики, которую достаточно просто обнаружить. Если родители готовились к появлению ребенка на свет, наверняка им известно, когда он должен произнести первое слово, а когда — начать говорить целыми предложениями.
И хотя в вопросе развития все нормы считаются условными, все же стоит проконсультировать со специалистом и узнать, почему ребенок говорит хуже сверстников или не говорит вообще.
- Признаки задержки речевого развития
- Причины задержки речевого развития у детей
- Диагностика задержки речевого развития
- Возможные последствия
- Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития
- Прогноз и профилактика задержки речевого развития
Симптомы задержки речевого развития
Для задержки речевого развития характерна следующая симптоматика:
- Отличное от принятых норм протекание доречевого периода (ребенок мало издает звуков, мало лепечет и гулит).
- Дети до 1 года не реагируют на общение близкого им человека, они не улыбаются.
- Первое слово появилось только после 1 года.
- Эхолалия в возрасте 1,5 лет.
- Ребенок в возрасте двух лет не понимает элементарных просьб, может не реагировать на своем имя.
- Невозможность соединения слов в простые фразы (2,5-3 года).
- В 3 года у ребенка отсутствует собственная речь, т.е. он может говорить, но то, что он произносит – это заученные фразы, которые он услышал из мультфильма или сказки.
- Использование мимики и жестов как основных средств коммуникации. Ребенок не говорит, а показывает, что ему нужно и т.д.
Виды лечения и особенности
При диагностировании такого нарушения, как задержка речевого развития, чем лечить патологию определяет специалист.
Важно: родителям следует помнить о том, что чем раньше выявлено нарушение, тем выше шансы на полное выздоровление. Специалисты утверждают, что начинать работать следует сразу же, как возникли подозрения на болезнь.
В 3-4 года с детьми уже работают специалисты, которые занимаются коррекцией речевых нарушений. Борьба с ЗРР у детей обычно проводится с применением следующих методов:
- Медикаментозная терапия. После тщательного обследования малыша невролог назначает ему прием определенных лекарственных препаратов, действие которых направленно на активизацию деятельности речевых центров и подпитку нейронов головного мозга. Родителям категорически запрещено самостоятельно давать такие препараты ребенку, поскольку назначать их должен только специалист, с учетом запущенности заболевания и индивидуальных особенностей организма.
- Физиотерапевтическое лечение. Физиотерапия при задержке речевого развития у детей включает проведение магнитотерапии и электрорефлексотерапии. Благодаря им удается нормализовать работу отдельных участков мозга, отвечающих за речь. Проводить такие процедуры разрешается с 2 лет, но противопоказаниями служат расстройства психики, судороги и эпилепсия.
- Занятия с педагогом-дефектологом. Прием лекарственных препаратов и физиотерапевтическое лечение должны сопровождаться работой со специалистами по коррекции речи. Благодаря ежедневным занятиям удается устранить дефекты развития и не допустить возможного возникновения речевого торможения. Кроме этого, специалисты учат ребенка преодолевать трудности в процессе лечения, а вся работа проводится по индивидуальному плану, в форме игры.
По назначению невролога может проводиться ЭЭГ при задержке речевого развития, благодаря которому удается оценить биопотенциалы мозга и выявить очаги функциональной и патологической активности.
Эрготерапия для детей с задержкой речевого развития предполагает проведение коррекционной работы в комфортных условиях. Это обозначает, что для достижения положительных результатов необходимо хорошее настроение ребенка и заинтересованность в сочетании с другими лечебно-восстановительными мерами.
Еще одним методом лечения является транскраниальная микрополяризация головного мозга при задержке речевого развития, эффективность которой подтверждена множественными исследованиями. В основе методики лежит воздействие электрического тока на мозг, причем сила его намного меньше той, которая применяется при электрофорезе.
Важно: после проведения курса лечения при ЗРР наблюдается уменьшение импульсивности, восстановление внимания, усидчивости и памяти. Кроме этого, появляются новые слова, фразы и активно развиваются двигательные функции.
Несмотря на множество положительных отзывов специалистов о такой процедуре, как транскраниальная микрополяризация при задержке речевого развития, добиться эффекта не получится в том случае, если нарушение обусловлено психиатрическим заболеванием в тяжелой форме.
Врачи утверждают, что именно комплексное лечение задержки речевого развития у детей считается самым эффективным. Кроме этого, важное место в борьбе с недугом отводится родителям ребенка.
Причины задержки речевого развития у детей 2 лет
Если ребенок не различает звуки, он не сможет научиться говорить или приобретет проблемы с артикуляцией и пониманием речи. Поэтому, при любых признаках того, что ваш кроха не слышит ваш голос и другие звуки, обращайтесь к педиатру и отоларингологу. Диагностируемые нарушения слуха могут быть как врожденными, так и приобретенными в результате ушной инфекции.
Задержка речи у ребенка 2 лет может развиваться, если взрослые уделяют крохе мало внимания и почти не разговаривают с ним. Аналогично нехватке внимания, пробелы в развитии может вызывать и чрезмерная опека, из-за которой малыш не чувствует себя достаточно уверенно. Любые серьезные проблемы в семейном кругу негативно сказываются на освоении речи, будь то злоупотребление алкоголем, частые ссоры или развод родителей. Если причина ЗРР психологическая, помочь малышу начать говорить достаточно просто, нужно лишь создать в семье здоровые отношения и уделять больше внимания развивающим играм и разговорам.
Причинами могут быть болезнь матери во время беременности, длительные, затяжные или проблемные роды, а также родовая травма. ЗРР иногда развивается на фоне серьезной инфекции или тяжелой травмы, перенесенной крохой в раннем возрасте. Более того, генетическая предрасположенность к задержке речи также влияет на скорость психического и интеллектуального развития малыша.
Физиологические отклонения ребенка помогут обнаружить невролог и отоларинголог. Если в ходе обследования у вашего малыша выявлены нарушения работы головного мозга или тугоухость, решить проблему задержки речи можно, только устранив ее причину. В остальных случаях родителям нужно проводить больше времени со своим чадом и использовать правильные приемы для речевого развития.
Признаки
Чтобы точно определить, что это именно задержка психоречевого развития, существует ряд признаков.
ЗПРР является не причиной, а следствием проблем с развитием головного мозга и ЦНР (центральной нервной системы). Такими факторами могут выступать:
- различные травмы, инфекции или отравления матери при вынашивании плода;
- гипоксия (кислородное голодание) у ребенка;
- трудности во время родов или травма малыша;
- различные инфекции у ребенка, которые влияют на головной мозг либо травмы;
- нарушение структуры мозга из-за хромосомных или генетических болезней;
- психические травмы в раннем периоде;
- неверное воспитание малыша (чрезмерная опека или недостаточное внимание).
Существует также ряд заболеваний, которые напрямую могут вызвать ЗПРР:
- врожденные проблемы центральной нервной системы, нарушения обменных процессов в ней;
- ишемия головного мозга;
- чрезмерное давления внутри черепной коробки;
- эпилепсия и гидроцефалия;
- детский церебральный паралич;
- опухоль головного мозга;
- отклонения в сосудах головного мозга;
- проблемы с ликвородинамикой;
- лейкодистрофия.
- 4месяца. Отсутствие реакции на жесты или слова, ребенок не улыбается;
- 7-9 месяцев. Малыш не лепечет, не повторяет однообразных слогов;
- 1 год. Ребенок чрезмерно спокойный и тихий;
- полтора года. Не может произнести простых слов и не реагирует, когда к нему обращаются по имени или с просьбой;
- в 2 года малыш может использовать довольно скудный запас слов и не может повторять за родителями новые слова;
- в 2.5 года у ребенка получается произносить до двадцати слов, но составить фразу не выходит. Отсутствует знание о названиях предметов либо частях тела;
- в 3 года не выходит сложить предложение, говор чересчур быстрый. Ребенок «проглатывает» окончания слов или растягивает их. Способен повторить дословно сказанное взрослым.
Важно: особенностью детей с ЗПРР является повышенное слюноотделение и постоянно слегка приоткрытый рот. У них наблюдается гиперактивность и чрезмерная агрессия. Таким малышам присуща невнимательность и усталость, плохо развитая память.
Подобные характеристики подходят детям с аутичными чертами , поэтому важно правильно установить диагноз, чтобы не навредить ребенку неверным лечением. Под некоторые из этих симптомов подходят дети с ДЦП .
Если провести такие диагностики как электроэнцефалография и метод вызванных потенциалов, то возможно выявить органические изменения в левом полушарии головного мозга.
Диагноз ЗПРР в лечебной практике обозначается кодом по МКБ-10: F 80.1.
Методы диагностики задержки
Не всегда определить наличие заболевания можно только по симптомам, демонстрирующим использование речи, тем более, что дети в присутствии чужого человека склонны смущаться, зажиматься и молчать. Педиатр или другой специалист, наблюдающий ребёнка, может направить его на такие обследования:
- дуплескное сканирование артерий головного мозга;
- сурдологические тесты на определение тугоухости;
- проверка на наличие серных пробок, аденоидов;
- эхоэнцефалография.
Логопеды и психологи имеют свои тесты, позволяющие определить степень развития речи у детей разного возраста с учётом половых характеристик.
Прогноз для детей с расстройством
Прогноз зависит от сопутствующих расстройств, начального состояния пациента и своевременного оказания помощи. Если коррекцию начали проводить после 6 лет, скорее всего, добиться полной нормализации не удастся. Возможно, в старшем возрасте ребенок сможет говорить четко и внятно, размер его словарного запаса достигнет нормы, но вторичные проблемы останутся. Из-за отсутствия общения со сверстниками замедляется умственное и психическое развитие, что опасно пограничными расстройствами личности. Ребенок может всю жизнь испытывать сложности с социализацией и адаптацией.
При своевременном обращении к врачу и отсутствии тяжелых сопутствующих патологий прогноз благоприятен. При должной мотивации со стороны взрослых и самого пациента удается частично или полностью устранить симптоматику. Такие дети чаще всего в дальнейшем посещают общие, а не коррекционные образовательные учреждения.